Автор: Цюхай Екатерина Ильинична

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 27.06.2016

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Цюхай Е. И. Взаимосвязь профессионального выгорания с показателем ролевого конфликта у педагогов начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 890-892.



В соответствии с трехкомпонентной моделью, предложенной К. Маслач и С. Джексон [4], «выгорающий» человек ощущает потерю телесно-психической силы, сопровождающуюся смысловым отчуждением в рамках профессиональной деятельности, обезличено относится к субъектам взаимодействия, а также не способен к эффективной самореализации [2, с. 122].

Высокая эмоциональная и когнитивная напряженность общения являются фактором риска их профессионального выгорания педагога, который неизбежно оказывается в ситуации ролевого конфликта. Это связано с тем, что на профессионала действуют противоположно направленные силы, обусловленные различными наборами ожиданий учащихся, их родителей и администрации учебного заведения, а педагог должен удовлетворить своим поведением все стороны [1, с. 12]. К ролевым перегрузкам и к росту напряженности приводит множество ролевых функций или обязанностей, не соответствующих объему ресурсов для этого.

При низкой ролевой напряженности поведение профессионала соответствует поведению в продуктивной фазе стресса с характерным увеличением продуктивности мышления и ростом эффективности организации деятельности, в то время как при высокой ролевой напряженности — поведению в фазе дистресса, что проявляется в стереотипизации мышления и «автоматическом» поведении.

При выраженном ролевом конфликте все ожидания и требования рассматриваются профессионалом как равнозначные, не выделяются ожидания, которыми в конкретной ситуации можно было бы пренебречь. А соответственно и роли не располагаются в иерархии важности для индивида. Отсюда рост неопределенности взаимодействия, угрозы профессиональной неудачи [5, с. 165].

Ролевой конфликт усиливается, если не устраняются противоречия в ожиданиях, а человек при этом пытается снизить внутреннее напряжение, перестраивая восприятие социальной ситуации [3, с. 22]. Этому способствует система защитных механизмов личности, позволяющая исключить нежелательную информацию, в том числе минимизировать психотравмирующие факторы в профессиональной деятельности. В результате воспринимается не реальная ситуация, а ее упрощенная модель, согласующаяся с восприятием в ней себя. А информация о поведении других людей в целом и результатах их поведения используется специалистом для подтверждения своей правоты.

При профессиональном выгорании наблюдаются сходные симптомы с ролевым конфликтом. Напряженность и перегрузки на работе ведут к хронической усталости, сниженному настроению и истощению; работа в «автоматическом» режиме и использование психологических защит от эмоциональных нагрузок схожи с симптомами деперсонализации; а безуспешные попытки взять ситуацию под свой контроль и оправдать собственную несостоятельность в чрезмерно предъявляемых требованиях ведут к переживанию специалистом собственной несостоятельности.

Сбор эмпирических данных проводился с использованием методик «Профессиональное выгорание» (ПВ), созданной на основе методики MBI К. Маслач и С. Джексон, адаптированной Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, а также «Шкалы диагностики ролевого конфликта» С. И. Ериной.

В выборку исследования вошли 111 человек. Это женщины-педагоги начальных классов общеобразовательных школ в возрасте от 20 до 62 лет, с различным стажем работы и семейным положением.

На рис. 1 можно отметить, что у педагогов с высокой степенью профессионального выгорания средние значения показателя ролевого конфликта выше.

Рис. 1. Средние значения показателя ролевого конфликта в группах с различной степенью выгорания

Полученная в ходе исследования высоко значимая положительная связь между эмоциональным истощением и показателем ролевого конфликта (r = 0,575 при p ≤ 0,01) понимается как реакция на стресс на рабочем месте, когда у педагога недостает ресурсов противостоять имеющимся требованиям. В результате интенсивного эмоционального усилия, вызванного желанием работать еще более активно и соответствовать ожиданиям, педагоги больше страдают от истощения.

Умеренные положительные связи отмечены между уровнем деперсонализации и показателями внутриролевого (r = 0,512 при p ≤ 0,01) и личностно-ролевого (r = 0,508 при p ≤ 0,01) ролевого конфликта. Педагог, вовлекаясь в несколько ролевых отношений, сталкивается с широким кругом иногда конфликтующих (противоречивых) ролевых обязанностей. При этом если он будет соответствовать одному направлению ролевых обязанностей, то в другом направлении выполнение будет затруднено. Деперсонализация в одном из направлений позволяет уменьшить возникающее ролевое напряжение, как при конфликте с внешними обстоятельствами, так и во внутреннем плане.

Значимая отрицательная связь выявлена между редукцией персональных достижений и личностно-ролевым конфликтом (r = -0,361 при p ≤ 0,01). Задача педагога состоит в том, чтобы научиться распределять свою энергию и навыки при выполнении профессиональных обязанностей, находя способы уменьшения ролевого напряжения до некоторой терпимой степени (например, корректируя субъективную оценку и восприятие роли). Следовательно, чем лучше педагог регулирует свой ролевой образ, тем выше его адекватность в отношении к работе и позитивность в оценивании себя, и тем менее он будет подвержен выгоранию.

Литература:

  1. Ерина С. И. Изучение руководителя на производстве (опыт исследования ролевого конфликта в деятельности руководителя первичного производственного коллектива): учебное пособие. — Ярославль: ЯрГУ, 1984. — 68 с.
  2. Леонтьев Д. А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья / Д. А. Леонтьев, А. А. Лебедева, Т. А. Силантьева // Культурно-историческая психология, 2015. — Т. 11. — № 3. — С. 120–131.
  3. Лисовенко Б. С. Креативность руководителей с различной степенью выраженности ролевого конфликта: дисс. на соискание уч. степени кандидата психологических наук / Б. С. Лисовенко. — Ярославль, 2010. — 26 с.
  4. Maslach C. Burnout in organizational settings / C. Maslach, S. E. Jackson. — Beverly Hills, CA: Sage. — 1994. — P. 133–163.
  5. Richards K. A. Toward a Multidimensional Perspective on Teacher-Coach Role Conflict / K. A. Richards, T. J. Templin // Quest. — 2012. — Vol. 64. — Р. 164–176.
Основные термины (генерируются автоматически): ролевого конфликта, показателем ролевого конфликта, показателя ролевого конфликта, значения показателя ролевого, профессионального выгорания, ситуации ролевого конфликта, ролевого конфликта выше, исследования ролевого конфликта, выраженности ролевого конфликта, «Шкалы диагностики ролевого, уменьшения ролевого напряжения, ролевых обязанностей, профессионального выгорания педагога, различной степенью, ролевой напряженности, различной степенью выгорания, Взаимосвязь профессионального выгорания, степенью профессионального выгорания, начальных классов, профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос