Предупреждение нарушений письменной речи в начальных классах
Автор: Саган Елена Михайловна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 07.10.2013
Статья просмотрена: 348 раз
Библиографическое описание:
Саган, Е. М. Предупреждение нарушений письменной речи в начальных классах / Е. М. Саган. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4270/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время, начиная обучение в школе, не все дети успешно справляются с учебным материалом. Некоторые из обучающихся испытывают серьезные трудности в овладении чтением и письмом. Нередко это обусловлено недоразвитием устной речи разной степени тяжести. У детей наблюдается недостаточная сформированность фонематических процессов, несоответствие возрасту словарного запаса, неправильное грамматическое построение фраз.
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей, имеющих нарушения как устной, так и письменной речи. По данным логопедического обследования 60 % первоклассников нуждаются в логопедической помощи.
Одной из задач работы логопеда общеобразовательной школы является своевременное выявление детей с подобными проблемами и оказание им действенной логопедической помощи с целью профилактики возможных проявлений нарушения чтения и письма.
Кроме этого, наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются либо недостаточный уровень психического развития 7-летних детей к моменту их прихода в школу, либо преждевременное начало их обучения, т. е. в том возрасте (5–6 лет), когда еще окончательно не сформированы необходимые психические функции.
Итак, рассмотрим возможные психологические причины школьных трудностей при формировании учебных навыков (письма, чтения, счета).
1. При недостаточной сформированности пространственных представлений учащиеся испытывают трудности при переходе через десяток, а также делают пространственные ошибки в расположении букв (зеркальное письмо).
2. При недостаточной сформированности произвольности внимания у учащихся наблюдаются трудности при переключении с одних чисел на другие, а также повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.
3. Вследствие недостаточной сформированности зрительного восприятия и зрительной памяти у школьников могут быть трудности в различении геометрических фигур, ошибки при списывании с учебника или доски в тетрадь, неумение выделить предложения из текста.
4. Вследствие недостаточной сформированности логического и образного мышления, непонимания грамматических конструкций, низкого уровня развития памяти у школьников могут присутствовать трудности при решении математических задач (непонимание условия задачи, замена чисел).
5. При недостаточной сформированности умения планировать действия, логического запоминания, низком уровне развития логических операций (анализа, обобщения) у обучающихся присутствуют трудности при пересказе прочитанных текстов.
Как мы видим, в основе школьных трудностей при формировании математических навыков, а также навыков письма и чтения лежат практически одни и те же психологические причины.
С первых же занятий логопед вводит задания для развития внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза., сравнения, зрительного анализа и синтеза, пространственно-временных ориентировок при переходе их одной системы условных обозначений в другую, умения ориентироваться в двухмерном пространстве и т. д.
Приоритетным направлением в своей деятельности я считаю показатели сформированности фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, так как умение различать фонемы (звуки)– это основа и для понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью.
С учетом данной проблемы мною была разработана логопедическая технология «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у учащихся 1-го класса c общим недоразвитием речи».
Содержание технологии
1. Введение
2. Описание технологии развития фонематического восприятия и обучения фонемному анализу и синтезу
- Сущность технологии
- Целевые ориентации технологии
- Концептуальная основа технологии
- Процессуальная характеристика
- Система параметров и оценки эффективности технологии.
- Технологический план развития фонематического восприятия и обучения фонематическому анализу и синтезу
- Учебно-методическое обеспечение
3. Заключение
1. Сущность технологии
Значительное количество речевых нарушений (неверное произношение, невозможность овладения в полной мере лексико-грамматической стороной речи, нарушение усвоения процессов чтения и письма) так или иначе оказывается связанным с недостаточной способностью обучающихся различать фонемы родного языка.
Поиск наиболее эффективных путей развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза — главная решаемая проблема данной технологии, так как научить читать и писать ребенка без сформированной ориентации в звуковой системе языка невозможно.
2. Целевые ориентации технологии.
Предупреждение появления на письме и при чтении специфических ошибок, вызванных недостаточной сформированностью фонематических процессов — основная целевая ориентация данной технологии.
Задачи:
- Разработать методику входной и итоговой диагностик с целью определения уровня развития фонематических процессов у обучающихся.
- С учетом диагностических данных определить этапы работы по формированию фонематических процессов у обучающихся первого класса.
- Разработать систему занятий с учетом принципа единства диагностической и коррекционной работы.
- С учетом принципа последовательности выбрать наиболее эффективные ознакомительные, тренировочные, контрольные упражнения.
- Проанализировать предварительные, текущие и итоговые результаты работы.
3. Концептуальная основа технологии.
По концепции усвоения данная технология — интериоризаторская.
Интериоризация — переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами.
При формировании сложных форм фонематического анализа нужно учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план. (по П. Я. Гальперину)
Сначала формирование фонематического анализа идет с опорой на вспомогательные средства и действия (фишки, звуковые схемы и т. д.), затем звуковой анализ формируется в речевом плане. Опора на материализацию действий исключается.
4. Принципы технологии:
- Принцип единства диагностической и коррекционной работы. Работа по формированию фонематических процессов выстраивается с учетом данных логопедического обследования.
- Принцип последовательности и поэтапности в решении задач.
- Принцип сопровождения.
- Принцип содержательности и многосторонности коррекционного процесса, одновременного воздействия на все компоненты речи.
Применяемые методы:
- Биографический (сбор и анализ анамнестических данных)
- Диагностический (определение уровня развития фонематических процессов)
- Метод количественного и качественного анализа полученных данных.
- Метод творческих упражнений
- Метод дидактической игры
- Фонетический метод. Формирует следующие фонетические умения:
· различать звуки в слогах
· определять смыслоразличительную роль звуков
· делить слова на слоги
· ставить ударения в словах
· группировать слова с определенными звуками (мягкими- твердыми, глухими — звонкими)
5. Технологический план развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
Месяц |
Подготовительный период |
|
Сентябрь (3–4 недели) |
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова. Понятие «неречевые звуки», «звуки речи». Знакомство со способами образования звуков. |
|
Основной период |
||
Развитие фонематического восприятия |
Развитие навыков звукового анализа и синтеза |
|
октябрь |
Гласные звуки. Узнавание и различение гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный слог. Твердые и мягкие согласные. Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных. Звонкие и глухие согласные. Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Звуки [П] — [П']. Развитие фонематической дифференциации данных звуков. Звуки [Б] — [Б']. Развитие фонематической дифференциации данных звуков. Дифференциация [П] — [П'] — [Б] — [Б'] в изолированной позиции, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. |
Выделение гласных из начала слов. Звуковой анализ рядов гласных. Звуковой анализ слога ГС. Выделение начального и конечного согласного в словах. Определение места звука в слове. Анализ слога СГ. Анализ и синтез слов, состоящих из закрытого слога. Анализ и синтез слов, состоящих из двух открытых слогов. |
ноябрь |
Звуки [Т] — [Т']. Развитие фонематической дифференциации звуков [Т] — [Т']. Звуки [Д] — [Д']. Развитие фонематической дифференциации звуков [Д] — [Д']. Дифференциация [Т] — [Т'] — [Д] — [Д'] в изолированной позиции, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах |
Анализ и синтез двусложных слов, состоящих из открытого и закрытого слогов Анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных на стыке слогов. |
декабрь |
Звуки [К] — [К']. Развитие фонематической дифференциации звуков [К] — [К']. Звуки [Г] — [Г']. Развитие фонематической дифференциации звуков [Г] — [Г']. Дифференциация [К] — [К'] — [Г] — [Г'] в изолированной позиции, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах Звуки [С] — [С']. Развитие фонематической дифференциации звуков [С] — [С']. Звуки [З] — [З']. Развитие фонематической дифференциации звуков [З] — [З']. Дифференциация [С] — [С'] — [З] — [З'] в изолированной позиции, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. |
Анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в начале слова. Анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в конце слова. Анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных в начале слова |
январь |
Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация [Ш] — [Ж]. Дифференциация [С] — [Ш] в изолированной позиции, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. |
Анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных в начале и середине слова. |
февраль |
Дифференциация [З] — [Ж]. Звук и буква Ч. Дифференциация [Ч] — [Т'] в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях, текстах. Дифференциация [Ч] — [Ш] в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях, текстах. Звук и буква «Щ». |
Анализ и синтез трехсложных слов. |
март |
Дифференциация [Ч] — [Щ] в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях, текстах. Дифференциация [Ш] — [Щ] в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях, текстах. Звук и буква Ц. Дифференциация [С] — [Ц] в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях, текстах |
Анализ и синтез трехсложных слов. |
апрель |
Дифференциация [Ц] — [Ч] в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях, текстах Дифференциация [Ц] — [Т] в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях, текстах Дифференциация [Л] — [Л']. Дифференциация [Р] — [Р']. Дифференциация [Л] — [Л'] — [Р] — [Р'] в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях, текстах. |
Анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры |
Май |
Закрепление навыка звукобуквенного анализа |
Анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры |
Литература:
1. Ефименкова Л. Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.; Просвещение,1991.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М.: Просвещение, 1991.
3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1999.
4. Логопедия в школе /Под ред. Кукушина В. С./ М.: «МарТ», 2005.
5. Мисаренко Г. Г. Обучение фонемному анализу в первом классе.- М.; «Сфера», 2008.
6. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушением чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2005.
7. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.- М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 1996.