Диагностические средства оценки логопедического сопровождения детей с ОВЗ в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 30.09.2019

Статья просмотрена: 5650 раз

Библиографическое описание:

Семенюта, Л. В. Диагностические средства оценки логопедического сопровождения детей с ОВЗ в школе / Л. В. Семенюта. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 259-263. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62641/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.

В современных социально-экономических условиях в нашей стране сложилась стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ различного генеза, в конкретном случае с ТНР. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи, способствующей полноценному развитию ребенка, в различных образовательных условиях.

Цель логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС — это выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Важное место в работе логопеда занимает диагностический этап работы, во время которого происходит выявление факторов риска для каждого учащегося с ОВЗ.

В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка. Логопедическая диагностика предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению.

Цель входной диагностики: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задача логопедического сопровождения — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно усваивать программный материал.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкая система логопедической диагностики позволит увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даст возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.

Для достижения поставленных целей разработана система мониторинга образовательных результатов, перед которой поставлены задачи:

– создание соответствующей технологии мониторинговых процедур;

– определение путей, средств, методов и приемов, которые обеспечат высокий уровень качества обучения детей;

– использование результатов мониторинга для совершенствования образовательного процесса.

В логопедической практике накоплен богатейший опыт изучения устной речи у детей младшего школьного возраста (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, О. Б. Иншакова, Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова и др.). В последние годы появились методические разработки, посвященные комплексному педагогическому и нейропсихологическому анализу устной речи школьников, содержащие подробную стандартизованную схему критериев оценки (Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова). Такие стандартизованные методики значительно упрощают возможность использования логопедами нейропсихологических методов изучения речи. Исследованию подлежат все компоненты речевой системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексико-грамматический строй речи. Особое внимание уделяется анализу самостоятельной связной речи детей. Он дает возможность получить представление о самостоятельной речи ребенка вне ситуации, когда при выполнении какого-либо речевого теста, педагог «задает» способ его выполнения. Кроме устной речи, анализируются также особенности языкового анализа и синтеза, орфографические знания, которые формируются в процессе школьного обучения. Для обследования устной речи используется стандартная схема, которая представлена в речевой карте, заполняемой на каждого ребенка с нарушениями чтения и письма в общеобразовательной школе.

Учителями-логопедами МБОУ СОШ г. Ноябрьска, на основании выше перечисленных авторских методик, разработан практический материал по диагностике устной речи и изучению уровня формирования навыков письменной речи у обучающихся 1-х классов (Протокол № 2, от 09.11.2012г.)

Диагностический материал разработан для изучения следующих параметров:

  1. Состояние фонематического слуха.
  2. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  3. Состояние уровня моторной реализации высказываний.
  4. Состояние словаря и словообразовательных процессов.
  5. Состояние сформированности грамматического строя речи.
  6. Состояние связной речи.

Также, логопедами был разработан практический материал по диагностике и динамическому изучению устной и письменной речи у обучающихся с нарушением речи 2-х классов. (Протокол № 3, от 13.12.2012г.)

  1. Обследование состояния фонематического слуха.
  2. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  3. Обследование состояния уровня моторной реализации высказываний.
  4. Обследование словаря и словообразовательных процессов.
  5. Обследование состояния сформированности грамматического строя речи.
  6. Обследование связной речи учащихся 2-ых классов.
  7. Состояние письменной речи.

Данные методики различаются подборкой речевого материала по уровню сложности. И при входной диагностике у учащихся 1 классов исследуем предпосылки для формирования письменной речи, а у учащихся 2 классов изучаем уровень нарушения письменной речи.

При обследовании фонематического слуха предлагаются слоговые дорожки с парными и сонорными согласными и картинки из «Альбома для логопеда» Иншаковой О. Б. Для обследования уровня сформированности навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова, пособие О. И. Азовой «Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников», «Альбом для логопеда» Иншаковой О. Б., «Иллюстрированную методику логопедического обследования» Волковской Т. Н., «Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Для обследования связной речи, раздаточный материал «Рассказы по рисункам» и рассказ Л. Н. Толстого «Галка» для учащихся 1 –х классов. Для 2 классов при обследовании связной речи, используем серию сюжетных картинок «Пироги» и пересказ рассказа «Горошины».

Обследование навыков письма у учащихся 2 классов осуществляется с помощью выполнения следующих видов письменных работ: слухового диктанта, списывания с печатного текста. Обследование должно проводиться в каждой возрастной группе не менее 2-х раз в год. Для этих целей используем методику под редакцией Иншаковой О. Б. Разработанная методика обследования письменной речи сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой, И. Н. Садовниковой.

Исследование навыков письма, полученных в процессе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры текстов. С каждым годом в текстах увеличивается количество многосложных слов и их длина. Также увеличивается доля малочастотных слов, их сложность. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.

При изучении письменных работ основное внимание уделяется часто повторяющимся дисграфическим ошибкам, которые сгруппированы в таблице.

Мониторинг отслеживания ошибок у учащихся помогает наглядно составить анализ ошибок по контрольным работам (диктант, списывание).

Наибольшее количество ошибок на начало учебного года прослеживается в звуковом составе слова, т. к., все зачисленные учащиеся с диагнозами ФФНР, ФНР (1 классы), и недостатки чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР (2 классы), т. е., с нарушением фонематического слуха и несформированностью звуко-слогового анализа и синтеза.

Результаты диагностики заносятся в таблицу, для отслеживания динамики состояния навыков письма. Кроме этого, проводится анализ качества дисграфических ошибок и его результаты заносятся в бланк анализа ошибок письма, разработанный на основе рекомендаций Н. М. Трубниковой.

Оценка навыка чтения у школьников предусматривает анализ его технической и смысловой сторон. Техническая сторона включает: способ чтения, правильность (количество допущенных ошибок), скорость чтения. Смысловая сторона предполагает понимание значений отдельных слов и основного содержания текста. Оценить уровень развития чтения можно только по совокупности его качественно-количественных показателей. Смысловая сторона, являясь ведущей, более значимой, зависит от технической, обслуживающей ее стороны.

Такое диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет выявить нарушение или несформированность основных компонентов речи и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой стороны — комплексная диагностика даёт возможность наметить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Для того чтобы оценить правильность и эффективность коррекционно-развивающей логопедической работы проводиться мониторинг оценки уровня речевого развития. Мониторинг является основной базой в оценочно-контрольном этапе логопедического сопровождения.

Его цели: — подведение итогов и проведение анализа коррекционной работы, отслеживание динамики речевого развития; определение перспективы дальнейшей деятельности.

Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы, как и при входной диагностики, с использованием тех же методик известных авторов, выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий и состоит из шести блоков, направленных на исследование:

– уровня фонематического восприятия;

– уровня связной речи;

– словаря детей;

– грамматической стороны речи;

– состояния звуковой стороны речи.

– состояние письменной речи

Диагностика сформированности устной речи проходит традиционно, в форме беседы, с использованием стандартных картинок, заданий. В некоторых случаях используются компьютерные технологии.

Для проведения итоговой диагностики сформированности письменной речи, учащиеся пишут диктант, и списывание выполняют с печатного текста. Удобство данной методики заключается в том, что все исследования письменной речи проводятся фронтально.

В конце учебного года выводится сводная динамика контрольных работ

Приложение по ОВЗ (вариант 5.1)

Результаты контрольных работ

Списывание (итоговое)

Диктант (итоговый)

К-во

%

К-во

%

1.

Кол-во вып. работ

12

100,0

12

100,0

2.

Написали безошиб

6

50,0

3

25,0

3.

Напис без спец. ошиб

8

66,7

4

33,3

4.

Напис без орфогр. ош.

8

66,7

3

25,0

5.

Доп. 1–2 спец. ош.

4

33,3

6

50,0

6.

Доп. 3–5 спец. ош.

0

0,0

2

16,7

Ошибки, доп. в раб

5

100

15

100

7.

В звук. составе слова

3

60,0

9

60,0

8

Лексико-грамматические

1

20,0

4

26,7

9.

Графические

1

20,0

2

13,3

10.

На 1-го учащегося

0,4167

1,25

Успеваемость

100

100

Качество

100

83

Результаты итоговых контрольных работ после первого года обучения на логопункте показывают, что динамика письменной речи, как правило, прослеживается у всех обучающихся с ОВЗ. За исключением у некоторых учеников 1 класса, у которых низкая саморегуляция, низкий уровень сформированности эмоциональной сферы, внимания, высокая отвлекаемость, низкий уровень сформированности внутреннего плана действия. У этих детей сохраняются ошибки в звуковом составе слова, лексико-грамматические ошибки. Детям с ТНР трудно усваивать последовательность написания букв в словах. И, как правило, такие ошибки наблюдаются у детей с ОНР, недостаточно сформированными фонематическими процессами и звуковым анализом.

Отличительными чертами выбранной диагностики являются: полнота обследования; соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа, диктантов с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста; доступность и простота применения; возможность применения данных методик, как целиком, так и частично. Проведение обследования устной и письменной речи детей не требует дополнительной подготовки, так как все необходимые тестовые задания, наглядный диагностический материал, серии картинок и текстов представлены в разработанном пособии учителями-логопедами школ на основании авторских методик.

Итоговая диагностика — это сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования; анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии, позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей.

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня развития основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей), позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год, помогает определить её формы, методы и содержание.

Обобщение результатов работы — это решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении (продление сроков коррекционной работы)

Выводы:

Проведение мониторинга позволяет:

– Создать систему контроля коррекционного процесса на основе конечного результата.

– Повысить качество работы, в результате своевременного выявления причин затруднения учащихся.

– Оценить значимость образовательного маршрута, внести изменения в программу обучения.

– Оказать оперативную помощь учащимся.

– Стимулировать мотивацию, развивать самоконтроль учащихся.

Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия всех специалистов системы общего образования.

Литература:

  1. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. -2-е издание. — М.: Айрес-пресс, 2007.- 96 с.- (Библиотека логопеда-практика).
  2. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-Методическое пособие/ Уральский государственный педагогический университет — Екатеринбург, 1998.- 51 с.
  3. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова. — М.: Айрис-пресс, 2007. -96 с.
  4. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002–136 с.: — (Библиотека практикующего логопеда).
  5. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: — М.: АРКТИ, 1997. — 64 с.
  6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 16 с., цветная вставка.
  7. Волкова Г. А. Методика психолого — педагогического обследования детей с нарушений речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004–144 с.
  8. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушений чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004.- 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, речевое развитие, устная речь, класс, состав слова, учащийся, фонематический слух, входная диагностика, итоговая диагностика, логопедическая работа.


Похожие статьи

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника

Похожие статьи

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника

Задать вопрос