Данная статья представляет собой обзор методик диагностики дизорфографии, нарушений письменной речи, затрудняющих процесс написания слов и предложений. В статье рассматриваются аспекты диагностики, включая сбор информации о ребёнке, анализ письменных работ, а также оценку психических процессов. Подчёркивается значимость правильной диагностики для эффективной коррекционной работы. Статья будет полезна логопедам, дефектологам, психологам, учителям русского языка.
Ключевые слова: дизорфография, методики диагностики, письменная речь, орфографические правила, анализ письменных работ.
В настоящее время многие научные работы характеризуют дизорфографию как расстройство, связанное с неусвоением орфографических правил, обусловленное недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций [6].
В настоящее время дети с дизорфографией на фоне общего недоразвития речи представляют собой значительную часть неуспевающих учащихся по ряду предметов родного языка в общеобразовательных школах и специальных коррекционных учреждениях. Отставание по русскому языку негативно влияет на формирование личности ребёнка. Всё это в последствии приводит к школьной и социальной дезадаптации. Отсутствие специальной коррекционной работы приводит к закреплению и усложнению симптоматики дизорфографии [7].
В связи с этим, вопрос о правильном выборе методики диагностики и своевременным выявлением нарушений устрой и письменной речи является наиболее актуальным. Таким образом, возникла необходимость анализа методик диагностики по выявлению дизофрографии, наиболее оптимальными для применения в работе учителями-логопедами.
Диагностика позволяет выявить трудности, с которыми сталкивается ребенок, и разработать индивидуальную программу коррекции. Своевременное вмешательство может улучшить навыки письма и помочь ребёнку успешно адаптироваться в образовательной среде.
Для выявления нарушений письма в настоящее время разработано достаточно много диагностических методик. К их числу можно отнести следующие:
— Азова О. И. «Обследование младших школьников с дизорфографией»;
— Иншакова О. Б., Назарова А. А.; «Методика выявления дизорфографии у младших школьников»
— Прищепова И. В. «Диагностика дизорфографии у младших школьников»;
— Садовникова И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»;
— Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников».
Методика диагностики О. И. Азовой представлена в пособии «Обследование младших школьников с дизорфографией». Данная методика была разработана с учётом требований «Программы средней общеобразовательной школы, начальные классы (1–4 классы одиннадцатилетней школы)». Это позволило найти необходимый материал и провести исследование в соответствии с возрастными особенностями школьников. В пособии представлена диагностика младших школьников с дизорфографией. Материалы обследования можно использовать в работе с нарушениями устной и письменной речи. Для каждого блока заданий представлены критерии оценивания. Данное пособие адресовано учителям-логопедам, психологам, аспирантам, студентам дефектологических факультетов.
В методике представлено два блока: исследование состояния импрессивной речи и исследование состояния экспрессивной речи.
В первом блоке представлены задания на обследование понимания логико-грамматических конструкций.
Второй блок более объемный и направлен на исследование:
- состояния звукопроизношения и звукослоговой структуры слов;
- состояния активного словаря;
- состояния грамматического строя речи (исследование словоизменения, исследование словообразования, исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слов);
- исследование понимания и воспроизведения текста.
К каждому заданию имеется инструкция, как преподнести инструкцию ребёнку, а также в заданиях представлен достаточно большой речевой материал для обследования [1].
Вторая методика обследования «Методика выявления дизорфографии у младших школьников» О. Б. Иншаковой и А. А. Назаровой позволяет специалистам выявить у учащихся младших классов нарушение письма, а также выявить степень выраженности. Методика носит текстовый характер, но позволяет сделать качественный и количественный анализ.
Благодаря методике диагностики дизорфографии, как подчеркивают авторы, можно наиболее точно составить план коррекционной работы и подобрать технологии преодоления нарушения.
Материалы в данной методике отобраны с учетом увеличения количества гласных и согласных букв, слов разной длинны и сложности.
Диагностика предполагает сравнение двух одинаковых работ, которые выполняются в начале и в конце года, и выявление утомляемости к концу учебного года, отсутствие закреплённости сформированных стереотипов письма. Согласно методике, обучающимся предлагаются контрольные тесты (диктанты и тексты для списывания), начиная с конца первого класса.
Авторами предложен подробный разбор ошибок, совершаемых детьми на письме, с пояснениями и примерами. В первую очередь, исключаются дисграфические ошибки, а после, согласно орфографическим принципам, определяются дизорфографические ошибки.
Все выявленные ошибки оцениваются следующим образом:
1 балл — допущена и не исправлена ошибка;
0,5 балла — допущенная, но правильно исправленная ошибка ребёнком.
Пособие будет полезно логопедам, психологам, дефектологам, педагогам, студентам дефектологических факультетов и учителям начальных классов [3].
Учебно-методическое пособие И. В. Прищеповой «Диагностика дизорфографии у младших школьников» включает в себя подробные методические рекомендации к проведению обследования и предполагает два этапа диагностики.
На первом этапе определяется симптоматика дизорфографии. Анализируется несколько видов работ обучающихся — диктант, изложение, письмо слов из словаря и слов на пройденные орфограммы, сочинение на заданную тему. Учитель-логопед по характеру ошибок в письме детей проводит дифференциальную диагностику между дизорфографическими ошибками и неусвоением правописания.
Второй этап предполагает выявление механизмов дизорфографии в ходе выполнения учащимися серии устных и письменных заданий и упражнений. В ходе проведения обследования определяется степень выраженности дизорфографии, нарушения усвоения ведущего принципа орфографии и другие нарушения речевого развития.
В пособии представлена речевая карта, где можно выделить следующие блоки:
— анкетные данные;
— анамнез;
— анатомическое строение речевого аппарата;
— состояние экспрессивной речи (состояние звукопроизношения, характер повторения слов различной звуко-слоговой структуры, характеристика активного словаря, различие имён существительных, имён прилагательных и глаголов, состояние грамматического строя речи, исследование понимания и воспроизведения текста);
— состояние импрессивной речи (характеристика пассивного словаря, понимание логико-грамматических конструкций);
— исследование слуховой функции и восприятия речи;
— исследование зрительно-пространственных функций;
— исследование зрительной и речеслуховой памяти;
— особенности ручной и речевой моторики;
— особенности динамической стороны речи;
— исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи;
— исследование языкового анализа, синтеза, представлений;
— исследование процесса чтения;
— исследование процесса письма;
— исследование орфографических знаний, умений и навыков;
В конце составляется логопедическое заключения, согласно итогам диагностики. Даны образцы развёрнутого логопедического заключения. Имеется анкета для родителей.
Методика Садовниковой И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» знакомит читателей с причинами возникновения у школьников нарушений письменной речи, предлагает оригинальную систему работы с учетом современных требований к содержанию школьного обучения. Пособие предполагает доскональное исследование особенностей письма младшего школьника — со всеми его колебаниями и сомнениями, отраженными в собственных исправлениях ребёнка. Изучаются классные тетради по мере их заполнения для выявления специфических ошибок. Пометки логопеда выносятся на поле каждой страницы, а затем, суммарно, на последнюю страницу тетради.
Авторы отмечают, что рассматриваемые расстройства выходят за рамки графо-лексической деятельности. В связи с этим, в программу исследования был включён целый ряд гностико-праксических функций, для чего использовали методики изучения высших корковых функций человека при локальных поражениях мозга, помимо традиционного обследования речевого развития.
Выполнение диагностики И. Н. Садовникова предлагает строить гибко, в зависимости от знаний и умений ученика.
Обследование речевого развития включает в себя:
— изучение состояния звукового анализа и синтеза слов;
— особенности словарного запаса;
— особенности грамматического строя речи;
— особенности учебной деятельности;
— проверка навыков письма (списывание слов и предложений с рукописного и печатного текста; записывание под диктовку букв, слогов, слов различной структуры, предложений, текстов).
Задачей такого предъявления заданий является определение овладения грамотой учащимися, с учетом требований школьной программы. Кроме того, данная диагностика позволяет выявить характер специфических ошибок и степень их выраженности на письме.
Пособие могут использовать логопеды, учителя русского языка, студенты дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педагогических вузов [8].
Следующая методика Лалаевой Р. И., Венедиктовой Л. В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников».
В данной методике два этапа. На первом этапе выявляются дети, имеющие нарушения письма и чтения. Для этого учителем-логопедом анализируются тетради учеников, после чего предлагается ряд письменных заданий, такие как диктанты и списывания. После обследуются процессы чтения.
Второй этап предполагает детальное обследование обучающихся с выявленными нарушениями письменной речи.
Диагностика включает в себя схему обследования детей с нарушениями письма и чтения, а также имеется речевой и наглядный материал [4].
Таким образом, было рассмотрено пять методик диагностики, рассчитанные, в основном, на детей младшего школьного возраста и являются достаточно подробными. Правильно подобранная методика диагностики влияет на составление дальнейшей коррекционной работы с ребёнком.
Литература:
- Азова О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-методическое пособие. / О. И. Азова под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — 1 часть — Москва: РУДН, 2007. — 53 с.
- Галиева Г. С. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки». Проблемы дисграфии и дизорфографии в средней школе /Г. С. Галиева — URL:https://cyberleninka.ru (Дата обращения 11.12.2024).
- Иншакова О. Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников / О. Б. Иншакова, А. А. Назарова — Москва: В. Секачев, 2013. — 72 с.
- Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников/ Л. В. Венедиктова — Санкт-Петербург: Союз, 2001.
- Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников / И. В. Прищепова, Р. И. Лалаева — Санкт-Петербург: СПбГУМ, 1999. — 36 с.
- Прищепова И. В. Диагностика дизорфографии у младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова — URL:https://vk.com (Дата обращения 13.12.2024).
- Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова — Санкт-Петербург: КАРО, 2006–240 с.
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова — Москва: Владос, 1997. — 256 с.