Формирование самооценки у детей дошкольного возраста
Автор: Цветкова Анна Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 02.10.2013
Статья просмотрена: 1868 раз
Библиографическое описание:
Цветкова, А. Н. Формирование самооценки у детей дошкольного возраста / А. Н. Цветкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4224/ (дата обращения: 04.11.2024).
Наши дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям просто не хватает времени побеседовать с ребёнком. Многим детям всё труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Важной чертой личности ребёнка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Появление самооценки — не что иное, как рост самостоятельности.
Самооценка — оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является регулятором поведения. Современных родителей обычно волнует развитие ребёнка физическое, интеллектуальное, а также эмоциональное. Беспокоит, как относятся к нему педагоги, взрослые≤ Хорошо ли ему среди ровесников≤ Мы думаем: чего не хватает нашим детям, каких качеств≤ И сравниваем с другими детьми. Но редко кто из родителей задаёт себе вопрос: «А что ребёнок думает о самом себе≤». Между тем именно от ответа на этот очень важный вопрос зависит, какой образ самого себя, собственного «Я» сложится у ребёнка. Образ, сотканный из едва уловимых штрихов, которые рисует невидимой кистью жизнь. Именно это представление ребёнка о себе во многом определит не только характер растущего человека, но и такие поистине судьбоносные отношения, как «Я — и Мир вокруг», «Я — и Другие».
Самооценка, как известно, бывает низкой и высокой. В первом случае дети обычно робки, тревожны, замкнуты, во втором — уверены в себе, спокойны, общительны. Но это вовсе не значит, что низкая самооценка — плохо, а высокая — очень хорошо. Мой опыт работы показывает насколько соответствует представление ребёнка о самом себе (его самооценка) реальности (то есть его способностям, которые выявляются в деятельности, и отношению к нему других людей). Часто бывает у ребёнка высокая самооценка, а в реальности он оказывается неспособным осуществить какую-либо деятельность (нарисовать домик, самому застегнуть пуговицы на куртке), всё это приводит к неблагоприятным последствиям: ребёнок становится раздражительным, нервным, капризным, пытаясь переложить «вину» на кого-то другого (плохие карандаши попались, мама надела не ту куртку и т. д.). В такие моменты я советую родителям и педагогам не критиковать ребёнка, пытаясь скорректировать его самооценку и реальность. Лучше объяснить, почему у него не получается это сделать, успокоить или помочь ему.
Любому ребёнку хочется, чтобы его считали хорошим. Наша задача — это желание развить. И всё же заниженная самооценка хуже: она нередко лишает ребёнка, вообще какого — либо желания делать усилие. «Я не смогу!» — звучит, как приговор. «Что же делать≤! Как исправить это≤!» — ломают голову родители. Наверное, прежде всего, стоит обернуться назад и проанализировать, что же послужило причиной такого представления ребёнка о самом себе, какие ошибки невольно допустили взрослые в общении с ребёнком.
В конце концов, самооценка не застывшая величина. Она постоянно меняется в ту или иную сторону, а значит, пока ребёнок растёт можно многое исправить.
Поэтому, я считаю, что необходимо научить детей концентрировать своё внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. На занятиях использую психологические упражнения, которые помогают:
- научить определять доступные и конкретные цели и активно стремиться к их достижению;
- понять, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение;
- искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим (научиться выражать свои чувства без агрессии и насилия);
- понять, что каждый человек является неповторимой личностью, имеющей сильные и слабые стороны;
- гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее;
- жить в мире реальности;
- справляться со своими страхами и стрессами;
- развивать сильные стороны своего характера;
Наша задача педагогов и родителей, помочь детям соединить чувства и мораль, чтобы они ощущали себя счастливыми наедине с собой и в коллективе.
Регулярные наблюдения за детьми в условиях детского сада позволяют мне достаточно объективно оценивать эмоциональное состояние. Наблюдение за детьми происходит в естественных условиях: в группе, на прогулке. Это даёт мне возможность тщательно исследовать поведение в реальных жизненных обстоятельствах, а также возможность корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Во время занятий детям с низкой самооценкой оказываю психологическую поддержку. В условиях групповой работы использую невербальную эмоциональную поддержку: доброжелательный взгляд, лёгкие прикосновения, одобряющие жесты. На индивидуальных занятиях, в ходе доверительных бесед употребляется «доверительная похвала», подчеркиваются успешные элементы деятельности.. занятия строю в доступной и интересной форме для детей. Для этого мною используются: развивающие игры, игры драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения; упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, этюды, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, мои рассказы и рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках, это создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание. Каждое занятие завершается созданием детьми, какого — либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.
Цель моей работы постепенное психологическое развитие ребёнка, расширить пространство вокруг ребёнка, включая в него других людей (ровесников и взрослых).
В результате проделанной работы дети повысили уровень самооценки с 20 % до 40 %, уровень тревожности снизился с 20 % до 10 %, внутренний потенциал повысился на 30 %, коммуникативные навыки становятся значительно шире.
Ошибки родителей:
Представим такую ситуацию: пятилетний ребёнок старается завязать шнурки, но у него не получается. «Ну, конечно!» — нетерпеливо заключает мать. — Как всегда ничего не можешь сделать». Нетрудно догадаться, какая самооценка сложится у мальчика. Ведь слова, которые мимоходом, буквально на бегу бросают родители своему ребёнку, очень значимы, поэтому в работе с родителями и педагогами важно постоянно помнить об этом. Авторитет любого взрослого несомненен.
Рекомендации для родителей:
1. Одна из основных ошибок, которых следует избегать родителям — неосторожные слова и резкие отрицательные характеристики в адрес ребёнка. Последнее время стало даже модным общаться со своим ребёнком как бы «на равных». Особенно часто увлекаются этим молодые родители.
2. О бессмысленности и вреде физического наказания знают все. Дети, которых бьют родители, имеют крайне низкое мнение не только о себе, но и вообще о людях. Любое наказание с применением силы рождает в сердце ребенка, прежде всего страх и сознание собственного бессилия. А это главные «киты», на которых зиждется заниженная самооценка.
3. Не стоит обсуждать недостатки ребёнка с другими людьми, особенно при ребёнке. Помня слова Василия Сухомлинского: «О плохом, что есть в ребёнке, пусть знает как можно меньше людей».
4. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Приучайте малыша следить за собственными успехами и радоваться им. Именно это состояние успеха — личного и есть лучший стимул, чтобы двигаться дальше.
5. Не предъявляйте ребёнку завышенные требования, которые ему не под силу. Если ребёнку ещё трудно убрать свою кровать, не ругайте его. Сосредоточьте внимание на том, что у него хорошо получается (например, собрать игрушки).
В работе с детьми хорошо видно, как ребёнок изображает себя. На занятиях дети любят рисовать, обсуждают, делятся впечатлениями. Если они рисуют себя маленькими и крошечными, значит не чувствуют в себе уверенности. Также дети любят рисовать себя на лесенке, если ребёнок рисует себя на высокой ступеньке, значит самооценка высокая, и соответственно на низкой — низкая.
Так, когда же у ребёнка складывается собственная самооценка≤ Тогда, когда он готов — производить самоанализ, а из наблюдений, делать это они начинают рано.
Есть в нашей христианской культуре и ещё одно, более точное, указание на срок созревшей самооценки. Шесть лет — возраст, когда в храм ребёнок допускается к исповеди, а следовательно, способен оценивать себя и свои поступки. Если так, то времени, чтобы помочь ребёнку составить здоровое мнение о самом себе, у нас крайне мало.