Автор: Ищенко Татьяна Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.09.2016

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Ищенко Т. В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 350-352.



Дошкольный возрaст — время aктивного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Высокая эмоциональнaя отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни практического опыта составляет харaктерную особенность дошкольного детства.

Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному рaзвитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гумaнные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Эмоциональный опыт современного ребенка, опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что окaзывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Создавая условия для развития положительных эмоций ребенка в такой ответственный период жизни, как дошкольное детство, мы обеспечиваем основы для созидательной жизненной стратегии личности.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинают понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

Другая сторона — развития чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Развитие личности следует понимать как процесс опознавания своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Все стороны личности находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознавания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношения к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам фaкт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь, быть как взрослый, ребенок не учитывает своих реальных возможностей. Он осознает не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные проявления ребенок получает со стороны окружающих взрослых в виде оценок порицания или ободрения. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих, каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретение ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

Особенность детской оценки или самооценки заключается в том, что в оценке своих товарищей и самих себя, дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «не умный». Многие дети употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались.

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко себя оценивать положительно и трудно оценивать себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать свою недостаточность, отрицательных качеств.

На каждом этапе развития ребенок обладает известными умениями. Одни из них уже почти сформированы, другие находятся в стадии формирования, третьи только начинают формироваться. Понятно, что умения старших детей более многообразны и совершенны. Этим обуславливает то, что старшие дети не только могут назвать больше своих умений, но и то, что их оценка более содержательная, чем у пятилетних детей.

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся.

Работая в этом направлении, мы выявили различные индивидуальные виды развитии самооценки (Рисунок 1).

Рис. 1. Три вида самооценки

В отличие от адекватной самооценки существуют и две другие: это заниженная и завышенная самооценка. Обе самооценки играют важную роль в становлении механизмов саморегуляции, определяют уровень притязаний, влияют на развитие межличностных отношений (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика ребенка снеадекватной самооценкой

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

Ребенок обладает высокой тревожностью, не уверенностью, агрессивными тенденциями поведения, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем «Я» и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения.

Ребенок стремиться прервать собеседника, он хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку. Ему присуще напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки.

Для того чтобы научить ребенка правильно оценивать себя, его надо сначала научить правильно оценивать других, на которых он может смотреть со стороны. Огромную помощь в развитии адекватной самооценки оказывает вовлечение детей в специально организованную деятельность. Нами были подобраны и распределены игры по разным направлениям, помогающие детям обрести уверенность в себе (Таблица 2).

Таблица 2

Игры, используемые педагогами

Направление

Название игр иупражнений

Цели изадачи

Создание положительного эмоционального фона.

Азбука настроений

Ворчун и Весельчак

Веселые, грустные

Чье окошко?

Календарь эмоций

Угадай настроение

Встреча эмоций

Маска

Часы

Жучок

Настроение

Котенок

Бутылочка

Жмурки

Подарок

Знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же распознание эмоциональных реакций других людей. Развитие для сознания таких понятий как «хозяин своих чувств»

Снятие эмоционального напряжения

Магазин зеркал

Сердечко

Тесто

Салют

Печем пирог

Волны

Слон у папы на спине

Коррекция настроения и отдельных черт характера. Упражнять детей в умении изображать выразительно эмоционально отдельные эмоциональные движения.

Создание собственной значимости

Мир без тебя

Что нравится мне и другим

Моя копилка

Как изменить свою внешность

Кто я?

Как я поступлю?

Я есть, я буду!

Кем я буду и каким?

Ты самый, самый

Я дарю тебе свое имя

Формирование умения видеть свои достоинства, положительные качества своего характера, принятие своего прошлого настоящего и будущего.

Повышение самооценки

Закончи предложение

Банк идей

Сотворю себя сам

Мне нравится в себе

Это я

Новое имя

Комплемент самому себе

Рисунки

Развитие уверенности в себе, формирование своего имени, принятие своих качеств характера, умение видеть свои достоинства и любви к самому себе.

Уровень самовосприятия

Домашний фотоальбом

Фоторобот

Расскажи сказку

Чувства

Яркое имя

Развитие внимания ребенка к самому себе и к своим чувствам.

В начале года мы разработали план по развитию адекватной самооценки, который включает в себя такие разделы как «Я сам», «Я и другие» и «Я и окружающий мир».

В наши занятия были включены такие направления как: «образ физического Я»; образ социального «Я»; образ реального «Я»; образ будущего «Я». Такие занятия помогают детям сформировать положительные представления о себе, как объекте социальной действительности, о правильном образе жизни, о собственном положении относительно других людей, адекватное восприятие собственных действий, понимание будущей деятельности и собственных перспектив.

Выбранная нами форма работы способствует положительному решению данной проблемы, помогает сформировать адекватную самооценку. Развивающая образовательная среда позволяет познать себя и окружающий мир и развиваться самостоятельно. А когда процесс познания самостоятелен и свободен, дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, они настойчивы и терпеливы, они самоутверждаются и самосовершенствуются, делают новые открытия личного «Я».

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1999.
  3. Данилина Т. А. Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М., 2004.
  4. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М., 2002.
  5. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
  6. Смелзер Н. Социология.- М.,1994.
Основные термины (генерируются автоматически): адекватной самооценки, личности ребенка, Развитие личности ребенка, общественного существа, воспитании личности ребенка, положительных эмоций ребенка, окружающий мир, развитии адекватной самооценки, aктивного вхождения ребенка, эмоциональному рaзвитию ребенка, развитию адекватной самооценки, опыт современного ребенка, подкреплении положительной самооценки, виды развитии самооценки, психическая жизнь ребенка, стадии формирования, сознательные проявления ребенок, жизненной стратегии личности, общении ребенка, этапе развития ребенок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос