Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 710 раз

Библиографическое описание:

Шигина Е. П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 713-715. — URL https://moluch.ru/archive/136/38096/ (дата обращения: 17.08.2018).



Проблеме формирования личности младшего школьника с задержкой психического развития уделяли внимание многочисленные исследователи, среди которых Л. Божович, Б. Волков, Д. Эльконин, А. Гребенюк. В младшем школьном возрасте закладывается база нравственного поведения, вводятся общепринятые моральные мерки и правила поведения, начинает вырабатываться социальная направленность личности [2]. Г. Е. Сухарева определила, что существенной отличительной патогенной чертой детей, испытывающих проблемы в приобретении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы, незрелость оценки и самооценки младших школьников. Совершенствовании структуры личности детей с задержкой психического развития, в том числе совершенствуя оценку и самооценку, специалист может оказывать существенное воздействие на особенности их разума и поведения [интернет — ресурс 1].

Самооценка — это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе. (Большая психологическая энциклопедия)

У детей с задержкой психического развития самооценка характеризуется как своеобразная, что проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью оценочных суждений.

Самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. Она введена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.

Незрелость самооценки у многих детей с задержкой психического развития накладывает негативный отпечаток не только на эмоциональный фон ребенка, но и на успешность начавшегося процесса обучения. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с задержкой психического развития, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.

У младших школьников с задержкой психического развития, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.

Л. С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у детей с нарушенным интеллектом, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности». [1]

По исследованиям Дудковской О. А., Шельшаковой Н. Н. выявлено, что большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость» [3]

Анализ научной литературы показал, что дети, имеющие задержку психического развития, имеют особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, поэтому развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями.

В связи с этими данными, мы провели исследование самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понимание особенностей самооценки позволит установить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого психического свойства. Диагностическое исследование проходило на базе ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка.

В рамках эмпирического исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. Отобрать методы исследования самооценки младших школьников с задержкой психического развития;
  2. Изучить особенности самооценки в экспериментальной группе;
  3. Определить направления коррекции нарушения самооценки у младших школьников с ЗПР;

Изучение особенностей самооценки осуществлялось с использованием следующих диагностических методик:

  1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн;
  2. Тест «Лесенка» В. Г. Щур;
  3. Экспресс-диагностика уровня самооценки (Фетискин Н. П., Козлов В. В.).

Преимущества выбранных методик состоят в том, что:

– они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития;

– они не требуют много времени для проведения, а также, в имеютобъективные количественные показатели для обработки;

– методики не требуют специального оборудования для проведения, они доступны и понятны.

1) Анализируя результаты, полученные с помощью «Методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейн», мы установили, что:

  1. Половина школьников экспериментальной группы имеют завышенную самооценку (50 %). Этим школьникам свойственно повышенное «позерство», выполняя задание, дети ставили себя всегда на высокую позицию. Заниженная самооценка (30 %), эти дети не видят в себе хороших качеств, замечая только ошибки, зацикливаются на них, во время проведения методики они ставили себя на низкий уровень. Адекватная самооценка (20 %), дети регулярно занимаются, знают изучаемый материал и чувствуют себя уверенно.
  2. В сравнительной группе большая часть имеет адекватную самооценку — 70 %, они воспитываются в семье с положительными традициями, имеют правильную мотивацию, регулярно и старательно занимаются на уроках и дома и знают требования учителя к знаниям учащихся. В группе детей с нормальным психо-физическим развитием у 30 % детей наблюдается завышенная самооценка, потому что педагоги выделяют их из группы, так как во время занятий у них есть положительные достижения и это им дает уверенность в себе.

2) Анализируя результаты, полученные с помощью «Теста «Лесенка» В. Г. Щура», мы пришли к следующим выводам:

  1. В экспериментальной группе большая часть детей имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Это связанно с тем, что дети с завышенной самооценкой не осознают своего дефекта и в учебной деятельности они лучше других выполняют задания. А дети с заниженной самооценкой, осознают свой дефект и это отражается на их взаимодействии с другими людьми и самооценке, нет положительной мотивации к обучению. Адекватная самооценка только у 20 % детей, они имеют положительную мотивация, посещают коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, занимаются не только в школе, но и дома.
  2. В сравнительной группе большая часть школьников имеют адекватную самооценку — 70 %, положительная мотивация в семье, положительное отшонение с учителем, регулярные занятия в школе и дома. Завышенную — 30 %, Школьников с заниженной самооценкой нет.

3) На основе анализа «Экспресс-диагностики уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В»., можно сделать следующие выводы:

  1. Школьники экспериментальной группы в основном имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Дети с завышенной самооценкой очень быстро отвечали на вопросы, выбирая для себя наилучший вариант ответа, так как они бывают чаще всего в центре внимания и являются лидерами в детском коллективе. А дети с заниженной самооценкой ставят себя ниже других и выбирают наихудший вариант ответа, потому что не уверенны в себе, чаще всего задания выполняют не правильно. Адекватная самооценка — 20 %, школьники умеют правильно рассчитывать силы, знают на что они способны, родители и педагоги формируют сознательное отношение к своей деятельности и к своей роли в обществе.
  2. В сравнительной группе у 50 % школьников адекватная самооценка. Завышенная самооценка — 40 %. Заниженная самооценка — 10 %.

Следовательно, анализируя результаты трех методик подтвердили, что у детей младшего школьного возраста самооценка чаще завышенная или заниженная. Дети с такой неадекватной самооценкой, переоценивают себя и свои возможности, или вовсе недооценивают и не верят в себя.

У детей младшего школьного возраста с ЗПР не сформирована критичная самооценка, которая присутствует у детей этого возраста с нормальным развитием. Самооценка формируется под влиянием ближайшего социального окружения (родителей, педагогов, сверстников)

Такие выводы определяют направления коррекционной работы, которую необходимо направить на формирование самооценки младших школьников с ЗПР в процессе учебной деятельности.

Рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников сЗПР:

Завышенная и заниженная самооценка требует пристального внимания педагогов и родителей. Младшие школьники с ЗПР нуждаются в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование адекватной самооценки. Для этого нужно следить за ее уровнем.

Обучение должно носить развивающую и коррекционную направленность. Развивающая направленность проявляется в помощи общему развитию ученика. Поэтому обучение младших школьников с ЗПР должно носить коррекционно-развивающий характер.

Так как у младших школьников с ЗПР нет самостоятельной самооценки, важно давать им и их поступкам объективные оценки. Они должны быть как положительные, так и отрицательные, чтобы у ребенка не произошло переоценивание себя.

Решающим является отношение окружающих и оценка своей деятельности. Нужно научить ребенка понимать себя и координировать свои действия в соответствии с требованиями социума.

Для младших школьников с ЗПР важен результат, а не процесс работы, поэтому нужно напоминать о контроле своих действий и результат, и правильно их оценивать.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Союз, 2004. — С. 257–321.
  2. Гусева Т И Каратьян Т В Психология личности Конспект лекций — Издательство: Эксмо, 2008г., 160 стр.
  3. Дудковская О. А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста / О. А. Дудковская, Н. Н. Шельшакова. — М.: Речь, 2005. — 324 с
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  5. http://www.scienceforum.ru/2014/562/1733 — VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, адекватная самооценка, заниженная самооценка, ребенок, школьник, завышенная самооценка, младший школьный возраст, экспериментальная группа, задержка, самооценка.


Похожие статьи

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель, самооценка, особое внимание.

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка...

Ключевые слова: формирование самооценки, младший...

ребенок, родитель, семья, самооценка, адекватная самооценка, младший школьный возраст, позитивная оценка, младший школьник, учебная деятельность, эмоциональное напряжение. Ключевые слова.

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых...

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного...

ребенок, заниженная самооценка, младший школьный возраст, жестокое обращение, повышение самооценки, самооценка, результат теста, результат методики, адекватная самооценка, трудная жизненная ситуация.

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе с тем дифференцированного отношения ребенка к себе.

Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель, самооценка, особое внимание.

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка...

Ключевые слова: формирование самооценки, младший...

ребенок, родитель, семья, самооценка, адекватная самооценка, младший школьный возраст, позитивная оценка, младший школьник, учебная деятельность, эмоциональное напряжение. Ключевые слова.

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых...

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного...

ребенок, заниженная самооценка, младший школьный возраст, жестокое обращение, повышение самооценки, самооценка, результат теста, результат методики, адекватная самооценка, трудная жизненная ситуация.

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе с тем дифференцированного отношения ребенка к себе.

Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель, самооценка, особое внимание.

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка...

Ключевые слова: формирование самооценки, младший...

ребенок, родитель, семья, самооценка, адекватная самооценка, младший школьный возраст, позитивная оценка, младший школьник, учебная деятельность, эмоциональное напряжение. Ключевые слова.

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых...

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного...

ребенок, заниженная самооценка, младший школьный возраст, жестокое обращение, повышение самооценки, самооценка, результат теста, результат методики, адекватная самооценка, трудная жизненная ситуация.

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе с тем дифференцированного отношения ребенка к себе.

Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель, самооценка, особое внимание.

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка...

Ключевые слова: формирование самооценки, младший...

ребенок, родитель, семья, самооценка, адекватная самооценка, младший школьный возраст, позитивная оценка, младший школьник, учебная деятельность, эмоциональное напряжение. Ключевые слова.

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых...

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного...

ребенок, заниженная самооценка, младший школьный возраст, жестокое обращение, повышение самооценки, самооценка, результат теста, результат методики, адекватная самооценка, трудная жизненная ситуация.

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе с тем дифференцированного отношения ребенка к себе.

Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Задать вопрос