Личность — это человек с индивидуально раскрытыми интеллектуальными, эмоциональными, волевыми и физиологическими свойствами. Личность сформировалась в процессе общественно-исторического прогресса человечества.
Характерными приметами личности являются ее рассудок, реализовываемые ею социальные роли, общественно полезная деятельность. Реализуемые социальные роли и общественно-полезная деятельность являются, характерными свойствами личности.
В младшем школьном возрасте закладывается база нравственного поведения, вводятся общепринятые моральные мерки и правила поведения, начинает вырабатываться социальная направленность личности.
В младшем школьном возрасте можно прослеживать проявления всех четырех типов характера. При правильном воспитании можно безупречно откорректировать кое-какие отрицательные проявления темпераментов: у холериков сформировать самообладание, у флегматиков — энергичность и быстроту, у сангвиников — упорство и усидчивость, у меланхоликов — общительность и уверенность. Формируя волю и характер у младших подростков, учитель обучает их управлять собственным темпераментом. [2]
Характер младших подростков подвержен возрастным особенностям. Дети импульсивны — готовы мигом действовать под влиянием конкретных импульсов, побуждений, по случайным предлогам, не пораздумав и не взвесив всех обстоятельств. Первопричина — необходимость в насыщенной наружной разрядке при возрастной беспомощности волевой регуляции поведения.
Г. Е. Сухарева определила, что существенной отличительной патогенной чертой детей, чувствовавших проблемы в приобретении знаний и представлений на начальном этапе обучения, по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма. Инфантилизм четко выражается в ситуациях, когда ребенку приходится осуществлять новые для него требования, например при переходе, от дошкольного детства к школьному.
Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, резвы, мало скоординированы и четки.
При осмотре детей, которые переживают трудности в обучении и обладающих слабовыраженные отклонения в развитии, клинический диагноз ЗПР определяется в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочетается с задержкой развития познавательной сферы неолигoфренической природы.
Своеобразие в усовершенствовании структуры эмоциональной сферы детей может существенно оказать воздействие на особенности их разума и поведения. [интернет — ресурс 1]. Состояния дисфункции, ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут приводить к развитию различных вариантов дезадаптации ребенка.
У одних эти проблемы могут появиться в связи с тем, что они будут находиться среди большого числа детей. Они проявят осмотрительность в отметке дистанции общения. Привыкая к новым условиям, они переживают очевидный дискомфорт при тактильном и зрительном контактах с неизвестными людьми. Их напрягает такие условия общения, так как они быстро устают, начинают капризничать, отказываться от деятельности, если им приходится на занятии или во время первичного осмотра сидеть чересчур близко или смотреть на ровесников и взрослых в процессе коммуникации, прикасаться к ним. Они могут подвинуть стул и сесть в отдаление.
Иным детям легче адаптироваться, когда их осторожно приучают к групповой работе, когда взрослые наблюдают за интенсивностью личных проявлений экспрессии (силой голоса, характером передвижений, продолжительностью зрительного контакта, характером прикосновений, расстоянием в общении). Главное, такого ребенка не завлекать в коллективные игры раньше времени, не требовать инициативности на занятиях и готовить его к урокам музыки и физкультуры, так как, там будет шумно, и другие дети будут сильно возбуждены и подвижны. [4]
Эффективность адаптации в окружающем мире актуальна при задержке психического развития, так как этот процесс приспособления к условиям среды, осуществляется через разные виды деятельности и общения. Именно в процессе общения формируется самооценка.
Самооценка— это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе.
У детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка своеобразная, это проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.
Самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. Она введена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.
Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Этот возрастной период накладывает оригинальный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.
У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.
Л. С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у дебилов и имбецилов, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности». [1]
По исследованиям Дудковской О. А., Шельшаковой Н. Н. большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость» [3]
Анализируя научную литературу, можно утверждать, что дети, имеющие задержку психического развития, показывают особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, что развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями.
В связи с этими данными, мы проведем исследование самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понимание особенностей самооценки позволит установить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого психического свойства.
Были поставлены следующие задачи:
- Изучить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
- Выявить причины нарушения самооценки.
Для решения поставленных задач было использовано три методики:
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна
- Тест «Лесенка» В. Г. Щур
- Экспресс-диагностика уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В..
Преимущества выбранных методик состоят втом, что:
– Они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития
– они не требуют много времени для проведения, а также, в основном имеют количественные показатели для обработки.
– методики не требуют специального оборудования для проведения, они доступны и понятны.
Результаты анализа констатирующего эксперимента:
Анализируя результаты, полученные с помощью «Методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейн», можно сделать следующие выводы:
- Половина школьников экспериментальной группы имеют завышенную самооценку (50 %). Заниженная самооценка (30 %), адекватная самооценка (20 %).
- В контрольной группе большая часть имеет адекватную самооценку — 60 %. Завышенная самооценка — 30 %, заниженная самооценка — 10 %.
1) Анализируя результаты, полученные с помощью «Теста «Лесенка» В. Г. Щура», мы пришли к следующим выводам:
- В экспериментальной группе большая часть детей имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Адекватная самооценка только — 20 %.
- В контрольной группе большая часть школьников имеют адекватную самооценку — 70 %. Завышенную — 30 %. Школьников с заниженной самооценкой нет.
2) На основе анализа «Экспресс-диагностики уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В»., можно сделать следующие выводы:
- Школьники экспериментальной группы в основном имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Адекватная самооценка — 20 %.
- В контрольной группе у 50 % школьников адекватная самооценка. Завышенная самооценка — 40 %. Заниженная самооценка — 10 %.
Рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников сЗПР:
Завышенная и заниженная самооценка требует пристального внимания педагогов и родителей. Младшие школьники с ЗПР нуждаются в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование адекватной самооценки. Для этого нужно следить за ее уровнем.
Обучение должно носить развивающую и коррекционную направленность. Развивающая направленность проявляется в помощи общему развитию ученика. Поэтому обучение младших школьников с ЗПР должно носить коррекционно-развивающий характер.
Так как у младших школьников с ЗПР нет самостоятельной самооценки, важно давать им и их поступкам объективные оценки. Они должны быть как положительные, так и отрицательные, чтобы у ребенка не произошло переоценивание себя.
Решающим является отношение окружающих и оценка своей деятельности. Нужно научить ребенка понимать себя и координировать свои действия в соответствии с требованиями социума.
Для младших школьников с ЗПР важен результат, а не процесс работы, поэтому нужно напоминать о контроле своих действий и результат, и правильно их оценивать.
Литература:
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Союз, 2004. — С. 257–321.
- Гусева Т И Каратьян Т В Психология личности Конспект лекций — Издательство: Эксмо, 2008г., 160 стр.
- Дудковская О. А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста / О. А. Дудковская, Н. Н. Шельшакова. — М.: Речь, 2005. — 324 с
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
- http://www.scienceforum.ru/2014/562/1733 — VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»