В статье представлен анализ экспериментального изучения содержания образа Я младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Ключевые слова: младшие подростки с задержкой психического развития, образ Я, самохарактеристики
Подростковый возраст — достаточно сложный и неоднозначный период в жизни подрастающего человека. С одной стороны, это время индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я, а с другой — возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей. И обе эти линии развития реализуются на фоне общей личностной нестабильности подростка.
Проблема становления личности особенно затрагивает подростков с задержкой психического развития, у которых нарушения развития психической сферы, сочетаясь с межличностными взаимодействиями и влияниями условий обучения и воспитания, приводят к ее качественным своеобразиям. Эти своеобразия проявляются в специфических особенностях формирования самосознания и образа своего Я [1].
Наше исследование было посвящено изучению содержательной стороны образа Я младших подростков с задержкой психического развития, а именно его когнитивной сложности, дифференцированности и целостности.
В качестве методики был использован тест М.Куна и Т.Макпартленда «Кто Я?» (1984) [2].
Сущность данного теста заключается в том, что подросткам в ситуации свободного интервью предлагалось написать в течение определенного срока двадцать суждений о себе. Форма проведения методики была индивидуальной, что исключало возможность списывания ответов друг у друга или коллективного обсуждения, что особенно характерно для подростков с отклонениями в развитии. Предлагалась следующая инструкция: «Напиши, пожалуйста, 20 различных ответов на вопрос «Кто Я?», пиши ответы в том порядке, в котором они приходят в голову. Отвечай так, как будто бы ты отвечаешь не сам себе, а кому-то другому». Уточнялось, все ли понятно. На вопрос учащихся о содержании ответов, давалась однообразная инструкция: «Пиши все, что ты думаешь о себе». По истечении 15 минут, независимо от того, сколько суждений написали испытуемые, им предлагалось закончить работу.
Анализ особенностей содержательной стороны образа Я позволяет оценить такие характеристики процесса самовосприятия, как: точность, полноту, дифференцированность, когнитивную сложность и динамику. Обработка ответов осуществлялась методом контент-анализа и подсчета количества самохарактеристик. Последнее отражает общий уровень самопредъявления.
Проводя контент-анализ, мы полагали, что количество самохарактеристик может свидетельствовать об уровне развития процессов самопредъявления, а их тематика — о содержании вербального самопредъявления. При анализе мы ориентировались на соотношение следующих категорий:
‒ объективные (социальные и поведенческие самохарактеристики): подросток описывает себя с точки зрения половозрастной принадлежности, своих социальных ролей, статусов и поступков;
‒ субъективные (мотивационные самохарактеристики): подросток описывает себя с точки зрения личностных черт, интересов и увлечений, эмоций, установок и желаний, самооценки.
Соотношение этих категорий позволяет характеризовать субъективную активность школьника в плане самопознания и свидетельствует об определенном уровне развития рефлексивности, так как объективные самохарактеристики констатируют очевидное, «внешние» особенности образа Я, а субъективные раскрывают скрытые тенденции, его «внутреннюю картину».
Также нами проводился контент-анализ следующих категорий Я-образа:
- физическое Я (характеристики внешности, физические качества);
- биологическое Я (биологическая принадлежность: человек, ребенок; половая принадлежность: мальчик, девочка, и т. д.);
- деятельное Я (интересы; характеристика своих действий и поступков самооценка деятельности);
- социальное Я (принадлежность к определенной социальной группе, социальный статус);
- рефлексивное Я (характеристики собственных личностных качеств — индивидуальное Я; характеристики своих желаний и предпочтений — ценностное Я);
- отраженное Я (характеристики себя через описание других).
Предметом оценки в ходе эксперимента являлась речевая продукция учащихся разных категорий, отражающая особенности процесса самовосприятия.
В исследовании приняли участие 121 человек. Среди них 42 подростка 11–12 лет с задержкой психического развития (ЗПР) различного генеза, обучающихся в общеобразовательных классах массовых школ по АООП, 42 подростка с ЗПР, обучающихся в специальной школе, 42 ученика с нормальным психическим развитием (НПР).
Сопоставление результатов, полученных в трех группах учащихся, позволило сделать нам следующие выводы:
- В возрасте 11–12 лет во всех группах испытуемых преобладающим аспектом образа Я остается объективный аспект, т. е. характеристики социального, физического, деятельного Я. Субъективные категории представлены в меньшей степени. Среди высказываний встречались такие, как: «учусь в 6 «б», «Мне 12 лет», «будущий защитник отечества», «бизнесмен», «ученица», «девочка», «гоняю на велике», «занимаюсь футболом» и т. д. Среди описаний своих эмоций, установок, желаний отмечаются следующие: «добрая», «очень позитивный», «дружелюбный», «энергичный», «заботливая», «есть любимая группа», «увлекаюсь спортом» и др.
- У подростков с нормальным развитием в образе Я преобладают описание своих социальных ролей и статусов и индивидуальные характеристики. При этом большинство ответов затрагивает перспективы своего Я.
- У подростков с ЗПР из общеобразовательных классов, обучающихся по АООП, ведущими в процессе создания собственного образа являются деятельные, социальные и ценностные модальности. Описание себя через успешность в учебной деятельности роднит их с младшими школьниками. Преобладание этих характеристик в подростковом возрасте свидетельствует о низкой способности к анализу и вербализации других качеств, не связанных с какой-либо конкретной деятельностью (люблю, нравится, хочу), трудностях выделения индивидуально-типологических качеств своей личности. Характеристика себя через социальные статусы и роли является результатом усвоения объективных сведений о себе.При этом описания своих социальных статусов и ролей у подростков с ЗПР несколько стереотипны: «ученик 6 класса», «ученица в этой школе»; «мамин сын», «папин сын» и др.
У учащихся с ЗПР из общеобразовательных классов, обучающихся по АООП, отмечается большее количество самокритичных высказываний, по сравнению с учащимися в норме, как результат переживания негативного отношения к себе со стороны сверстников из других классов и взрослых.
- В большинстве своем подростки с ЗПР специальной школы конструируют свой образ с помощью описания действия, поступков и предпочтений. Причем процентное соотношение категории деятельного Я значительно превышает таковую у их сверстников из общеобразовательных классов, обучающихся по АООП.Например, «я люблю школу», «я люблю улицу», «хочу на это лето заняться спортом», «я люблю пионербол, вышибалы, пионербол на песке», «увлекаюсь катанием на роликах», «занимаюсь футболом» и др. Среди работ довольно часто встречаются фразы, характеризующие привязанности подростков: «я люблю маму», «люблю родителей», «люблю ходить к бабушке», «я люблю дом, в котором живу».
Отмечается снижение осознанности себя как части социума, участника активного взаимодействия с другими в силу ограниченности контактов, что свидетельствует о низкой социализированности подростков специальной школы.
Для подростков характерен кризис самопознания и самопрезентации (преобладание ценностных и личностных характеристик) в отличие от сверстников из общеобразовательных классов, обучающихся по АООП, как результат предшествующей коррекционно-развивающей работы без учета особенностей учащихся с ЗПР.
Содержательная направленность категорий образа Я у младших подростков трех групп представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Содержание образа Я у младших подростков экспериментальных и контрольной групп (в %):
1 — социальное Я; |
5 — ценностное Я; |
2 — биологическое Я; |
6 — индивидуальное Я; |
3 — физическое Я; |
7 — отраженное Я. |
4 — деятельное Я; |
- Для всех испытуемых характерно преобладание нейтральных и положительных характеристик в построении образа Я. Основными категориями высказываний, характеризующих эмоционально-положительный компонент представлений о себе, были: интересы, характеристика своих действий и поступков, сфера общения с окружающими людьми, учебная деятельность и обобщенные личностные качества.
Самокритичные высказывания у школьников с ЗПР встречаются реже, чем у сверстников с нормальным психическим развитием (16 % и 22 %): «иногда довожу учителей», «бывает злюсь», «бываю плохой», «не сдерживаюсь» и т. д.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем отметить, что у всех учащихся с задержкой психического развития в младшем подростковом возрасте не формируется соответствующий возрасту уровень развития способности к вербальной самопрезентации, образ Я отличается наличием самохарактеристик, относящихся к более младшему возрастном периоду. Все это требует организации соответствующей коррекционно-развивающей работы.
Литература:
- Тест «Кто Я?» (тест установок личности на себя) М.Кун, Т.Макпартлэнд (ред. Андреевой Г. М. Современная зарубежная социальная психология. Тексты — Издательство Московский Университет, 1984.
- Конева И. А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Специальная психология. — 2004. — № 1. С. 22–25.