Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Панасенко, К. Е. Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития / К. Е. Панасенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 599-602. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36147/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Ключевые слова: образ Я, самосознание, самооценка, дети дошкольного возраста, нарушение речевого развития

Понятие «образ Я» является неотъемлемой частью взглядов на человека и его место в жизни. Однако, данная категория не имеет своего строго определенного содержания.

Большое внимание рассмотрению сущности понятия «образ Я» уделяли философы — (Н. А. Бердяев, Г. Г. Бернацкий, Р. Декарт, Дж. Локк, Ж. П. Сартру, А. С. Кармин и др.), зарубежные (Р. Бернс, У. Джемс, Дж. Мид, К. Роджерс, З. Фрейд) и отечественные (А. Г. Асмолов, Л. С. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн и др.) психологи, педагоги (В. А. Вединякина, М. В. Корепанова, Нонг Ханг Банг, К. И. Непомнящая и др.).

Несмотря на многообразие подходов к исследованию проблемы образа Я, можно отметить, что:

– в работах философов сущность понятия «образ Я» представлена знаниями человека о себе и его способностью к осмыслению себя и своей роли в отношениях с миром в целом и отдельными индивидами. Знания могут выступать как изначально заданные, так и приобретаемые в процессе жизнедеятельности субъекта;

– образ Я в работах зарубежных психологов рассматривается как совокупность представлений индивида о себе и формируется в процессе взаимоотношений человека с другими людьми, имеет тенденцию к изменению в результате приобретения нового опыта;

– в отечественной психологии рассматриваемое понятие понимается в контексте осознания и самосознания человека. Оно трактуется как представление человека о себе. Одни исследователи рассматривают образ Я как компонент личности, другие — как личность в целом;

– современная педагогическая наука обратилась к поиску возможных путей и средств актуализации познания человеком себя, своей субъектности.

Кроме того, важно обратить внимание и на тот факт, что среди исследователей нет единого мнения и в вопросе развития образа Я, его возникновения в онтогенезе. Большинство ученых (Р. Бернс, А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) считают, что основы образа Я закладываются в период раннего и дошкольного детства, а на рубеже школьного возраста появляются признаки, по которым можно ее считать реальным фактором организации поведения ребенка.

Осознание себя — это результат самоизучения, когнитивной зрелости и размышления о себе. В дошкольном возрасте происходит накопление когнитивного, эмоционально-оценочного опыта, что выражается в совершенствовании соответствующих компонентов образа Я.

Цель нашего исследования заключалась в рассмотрении особенностей эмоционально-оценочного компонента образа Я дошкольников с нарушением речевого развития и выявлении причин его недостаточной сформированности.

В исследовании приняли участие 52 воспитанника дошкольной образовательной организации в возрасте 5 лет 6 месяцев до 6 лет 2 месяцев, имеющих по заключению психолого-медико-педагогической комиссии «Общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития» и 50 воспитанников в возрасте 5 лет 2 месяцев до 6 лет 3 месяцев с нормальным уровнем речевого развития.

Основными методами исследования были наблюдение, тестирование, беседа. Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников изучался нами через:

– глобальную самооценку (методика «Лесенка» У. В. Ульенковой);

– оценку продуктов деятельности (методика «Лесенка» в модификации Н. Е. Анкутдиновой);

– анализ характеристик, выбранных ребенком из предложенного набора лексических обозначений (методика «Какой Я?» Р. С. Немова) [2].

Анализ результатов выполнения методики «Лесенка» (по методике У. В. Ульенковой) показал, что дошкольники с нарушением речевого развития ставили себя на первые (58 %) и последние (14 %) ступени лестницы. Средние ступени выбирали 28 % опрошенных, т. е. большинство дошкольников с нарушением речевого развития оценивали себя положительно.

В процессе выполнения методики, детям был задан вопрос «Почему ты выбрал такую ступеньку?». Дети, выбравшие самую верхнюю ступень, говорили «…потому что я хорошая (ий)…», не аргументируя данное утверждение. В случае выбора низшей ступени, дети объясняли свой выбор негативной оценкой со стороны взрослых «меня наказывают», «я не слушаюсь маму», «меня мама сегодня ругала» или отказывались отвечать на вопрос экспериментатора.

Среди дошкольников с нормальным уровнем речевого развития по результатам анализа выполнения методики У. В. Ульенковой «Лесенка» выявлено преобладание средней ступени лестницы (56 % вторая и третья ступени). 27 % детей поставили себя на верхнюю ступень, а 17 % — на нижнюю. Дети подробно объясняли выбор верхней и средней ступени, описывая свои положительные физические, психические и социальные качества. Например, «я красивая и добрая, маме помогаю», «я очень умный, так мама говорит», «я лучше всех умею стихи рассказывать и рисовать», «я на конкурсе победил». Выбор низких ступеней дети также объясняли, но уже ссылались на мнение взрослых и сверстников — «со мной дети не хотят дружить», «меня воспитательница сегодня наказала». Таким образом, для дошкольников с нормальным уровнем речевого развития характерна тенденция к завышению самооценки, что характерно для данного возраста, однако, в отличие от детей с нарушением речевого развития, выбранная позиция детьми подробно аргументируется.

Результаты анализа самооценки дошкольников с нормальным уровнем речевого развития и нарушением речевого развития позволяют констатировать преобладание высокой самооценки, что обусловлено возрастным доминированием эгоцентрического, эмоционального компонента в ее структуре. Однако, у дошкольников с нарушением речевого развития выявлена значительная степень расхождения между самооценкой и оценкой педагогов, что свидетельствует о ее неадекватности и недостаточной аргументированности. Завышенная самооценка у детей с нарушением речевого развития, с одной стороны, имеет компенсаторное значение, т. к. препятствует фиксации на речевом нарушении; с другой, свидетельствует о неадекватном восприятии своих возможностей, не критичности по отношению к своим действиям. Источником неадекватности самооценки у детей с нарушением речевого развития могут быть как трудности речевого опосредования основных когнитивных компонентов самосознания, так и недостаточность опыта продуктивной деятельности и межличностного взаимодействия.

Анализ результатов методики «Лесенка» в модификации Н. Е. Анкутдиновой позволил выявить более адекватную самооценку (в сравнении с результатами выполнения методики «Лесенка» У. В. Ульенковой) у дошкольников с нарушением речевого развития. При наличии «опоры» дети несколько абстрагировались от стереотипного утверждения «я хороший» и смогли в сравнении с другими, аргументированно дать оценку своего рисунка. Вероятно, при выполнении методики дети не переносили оценку результатов деятельности на самооценку, а обсуждали лишь сами рисунки, их достоинства и недостатки, в результате чего при предъявлении опоры, на основании которой можно косвенно оценить себя, результаты были более приближены к возрастной норме. В результате 36 % детей поставили себя на верхнюю ступень, 34 % — на вторую и третью, 30 % — на последнюю. Увеличение количества детей, поставивших себя на низкую ступень, требует дополнительных исследований.

Анализ выполнения данной методики дошкольниками с нормальным уровнем речевого развития показал следующие результаты: 25 % детей поставили результаты своей деятельности на верхнюю ступень, 20 % — на низкие, 55 % — на вторую и третью, что имеет высокую корреляцию с результатами выполнения методики «Лесенка» У. В. Ульенковой. Следовательно, изменение условий задания не значительно влияет на уровень самооценки данной категории детей, что свидетельствует об относительной стабильности эмоционально-оценочного компонента их образа Я.

Учитывая особенности речевого дизонтогенеза у детей с нарушением речи, мы оценили способность к оценке своего Я путем сравнения предложенных характеристик с реальными качествами, присущими ребенку.

Анализ результатов изучения эмоционально-оценочного компонента образа Я у дошкольников с нарушением речевого развития по методике «Какой Я?» Р. С. Немова позволил нам разделить детей на три подгруппы.

В первую подгруппу вошли дети с высоким и очень высоким уровнем самооценки — 55 % от общего числа обследованных (40 % — высокий, 15 % — очень высокий уровни). На предъявление 5–6 характеристик из 10 дошкольники с нарушением речевого развития давали утвердительные ответы, на 2–3 — отвечали «не знаю», «иногда». В ходе дополнительной беседы с детьми напоминание об имеющихся недостатках в поведении и умениях не меняло неадекватно завышенной самооценки.

Вторую подгруппу составили дошкольники с низким уровнем самооценки — 26 %. Представители данной подгруппы подтверждали наличие у себя 2–3 из названных качеств. Все дети с низкой самооценкой отвечали утвердительно на характеристики «добрый», «хороший», «послушный». Ответы «иногда», «не знаю» дети давали на характеристики «аккуратный», «вежливый», «умелый». Такие характеристики, как «внимательный», «честный», трудолюбивый» вызывали выраженные затруднения, которые проявлялись в длительном латентном периоде, неопределенной реакции, нежелании отвечать на вопрос. Дошкольники второй подгруппы показали низкий результат и в других исследованиях, с трудом вступали в контакт.

Третью подгруппу составили дошкольники со средним уровнем самооценки — 19 %. Они отмечали у себя 4–7 перечисленных положительных качеств, отвечая утвердительно на характеристики «добрый», «хороший», «умный», «послушный». Ответы «иногда», «не знаю» дети давали на характеристики «трудолюбивый», «внимательный», «честный».

Никто из дошкольников с нарушением речевого развития не продемонстрировал очень низкого уровня.

Среди детей с нормальным уровнем речевого развития первую подгруппу составили 47 % детей (высокий уровень самооценки). Утвердительные ответы получены на характеристики «хороший», «добрый», «умный», «послушный», «вежливый»; ответы «не знаю», «иногда» — на утверждения «аккуратный», «внимательный», «умелый», «трудолюбивый», «честный».

Во вторую подгруппу (средний уровень самооценки) вошли 42 % детей. Все дети отвечали утвердительно на характеристики «хороший», «добрый». Более низкий балл складывался за счет преобладания ответов «не знаю», «иногда» (7–8 из 10).

11 % детей вошли в третью подгруппу (низкий уровень самооценки). Характерной особенностью ответов данной подгруппы детей было отрицание утверждений «внимательный», «трудолюбивый», «честный», зафиксированные после длительного латентного периода, и преобладание ответов «иногда» на все остальные утверждения.

По результатам выполнения методики «Какой Я?» у дошкольников с нарушением речевого развития отмечается соответствие возрастным тенденциям завышения уровня самооценки, однако количество детей с низким и высоким уровнями самооценки значительно выше, чем среди детей с нормальным уровнем речевого развития. В целом, мы можем отметить, что у большинства обследованных нами детей с нарушением речевого развития выявлена недостаточно адекватная самооценка.

Кроме того, очевиден значительный разброс между результатами, полученными при изучении эмоционально-оценочного компонента образа Я по разным методикам, что может свидетельствовать о несформированности эмоционально-оценочного компонента образа Я или его выраженной ситуационной обусловленности (рис. 1).

Рис. 1. Уровень эмоционально-оценочного компонента образа Я дошкольников с нарушением речевого развития: 1 — методика «Лесенка» У. В. Ульенковой; 2 — методика «Лесенка» в модификации Н. Е. Анкутдиновой; 3 — методика «Какой Я?» Р. С. Немова

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития характеризуется стойким недоразвитием, что является следствием недостаточного уровня развития обобщенных представлений о себе, способности вербально презентовать свои личностные особенности и аргументировать самооценку. Наибольшую трудность у дошкольников с нарушением речевого развития вызывает оценка себя без опоры на речевую или предметную наглядность, т. е. дети не могут найти «точку опоры» в самом себе, в своем сознании.

Литература:

  1. Анкутдинова Н. Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2010. — 276 с.
  2. Панасенко К. Е., Коптева О. Д. Самопрезентация дошкольников с нарушением речевого развития. Монография. — Белгород, 2006. — 132 с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое развитие, ребенок, нормальный уровень, нарушение, уровень самооценки, эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников, дошкольник, верхняя ступень, результат выполнения методики, эмоционально-оценочный компонент образа Я.


Похожие статьи

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Самоотношение родителей детей дошкольного возраста с разным уровнем речевого развития

В статье рассмотрены понятие самоотношения, его виды, функции. На основе эмпирических данных представлены психологические особенности самоотношения родителей детей дошкольного возраста с нормированным и нарушенным речевым развитием.

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного ...

Похожие статьи

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Самоотношение родителей детей дошкольного возраста с разным уровнем речевого развития

В статье рассмотрены понятие самоотношения, его виды, функции. На основе эмпирических данных представлены психологические особенности самоотношения родителей детей дошкольного возраста с нормированным и нарушенным речевым развитием.

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного ...

Задать вопрос