Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: социальная адаптация, специфика социальной адаптации, самооценка, младший школьный возраст, младшие школьники, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития.
Социальная адаптация — это процесс и одновременно результат вступления человека в новую для него среду и активного взаимодействия с этой средой, приспособление к изменениям, новым условиям, отношениям, принятия и соблюдения установленных норм, законов и правил. [4].
Изучение адаптации детей очень важно именно на этапе младшего школьного возраста, так как эффективность дальнейшего обучения ребенка имеет прямую и значительную зависимость от объема и прочности знаний и навыков, которые ребенок усвоил в процессе начального образования. Особенно важно создать у школьника устойчивую положительную мотивацию к учебе, обеспечить комфортное нахождение ребенка в этой среде и взаимодействие с ней.
Младший школьный возраст можно выделить как наиболее уязвимый и многосторонний возрастной период при формировании социальной адаптации и социального статуса. Ведь на этом этапе развития ребенок довольно резко оказывается на новой для него позиции в системе социальных отношений, попадает в незнакомую для себя среду. Момент перехода от дошкольного возраста к младшему школьному является кризисным. Младший школьник сталкивается с новыми для себя обязанностями и правилами, к нему предъявляются новые требования. Ребенок начинает осознавать себя субъектом ранее неизвестных ему значимых социальных отношений, у него формируется внутренняя позиция школьника.
Задержка психического развития — это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, часто выявляется при поступлении в школу, выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, быстрой утомляемостью в интеллектуальной деятельности, преобладании игровых интересов над учебной деятельностью [2].
Социальную адаптацию младших школьников с задержкой психического развития изучали такие исследователи, как Л. С. Выготский, М. Р. Битянова, А. Н. Леонтьев, М. Ю. Кондратьев, Т. А. Власова, Л. И. Коломийченко, Т. Н. Захарова, А. А. Семенов и другие.
Во многих психолого-педагогических исследованиях, в которых изучается младший школьный возраст, больше всего внимания уделяется адаптации ребенка к школе, её показателях, трудностях адаптации, проявляющихся в общении ребенка, его поведении (Д. Ю. Соловьёва, Г. С. Абрамова, Р. В. Овчарова, М. Р. Битянова, О. О. Гонина). Однако Т. В. Дорожевец выделяет в формировании адаптации ребенка три вида особенностей ее проявления: академический, социальный и личностный. Академический аспект представляет собой степень соотношения поведения ребенка с требованиями и нормами социума. Социальный аспект определяется успешностью коммуникации ребенка с группой его сверстников. Личностный же аспект показывает уровень самоидентификации ребенка в определенной социальной группе.
Важно отметить, что своеобразие адаптационных процессов при нарушениях развития определяется как недостатками определенных функциональных систем, которые вызваны органическими повреждениями анализаторов и центральной нервной системы, так и тем, что на процесс адаптации оказывают влияние трудности взаимодействия с окружающими людьми, замедленная скорость приема и переработки информации. Дети с задержкой психического развития, несмотря на овладение довольно большим запасом слов, оказываются практически лишены возможности словесной коммуникации, потому что усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Из-за этого появляются дополнительные трудности в сфере налаживания межличностных отношений. [5].
На этапе поступления ребенка в школу у него происходит смена ведущей деятельности: с игровой на учебную. Этот процесс приводит к изменению психики, что влечёт за собой изменения в поведении детей, а они, в свою очередь, могут вызвать изменения в их самооценке. Е. П. Шигина определяет самооценку как представление человека о важности своей деятельности, своих плюсов и минусов, о поведении в обществе других людей [6].
Самооценку младших школьников с задержкой психического развития можно описать как неустойчивую, но в то же время пластичную. Также она характеризуется точностью и полнотой представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах [1]. Ребята стараются предугадать чужое отношение к себе и считают, что оно должно быть только хорошим. М. Райская, К. Лебединская и Г. Грибанова в своих исследованиях обращают внимание на то, что младшие школьники с задержкой психического развития чаще всего относятся к себе некритично и не могут оценивать свою работу адекватно, часто завышают оценку своей работы. Также ребята плохо контролируют свою учебную деятельность и испытывают затруднения при выборе способов решения задачи, у них отсутствуют планы ее решения [3].
При поиске способов помощи учащимся с задержкой психического развития на этапе младшего школьного периода важно учитывать все особенности формирования социальной адаптации, ведь от её протекания и результата зависит успешность его в учебной деятельности, комфортное существование в новой и значимой для него системе отношений и формирование его личности.
Литература:
- Бороздина, А. В. Что такое самооценка / А. В. Бороздина // Психологический журнал. — М.: 1992. С. 99–101.
- Кузнецова, Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации / Л. В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — 74 с.
- Лебединская, К. С., Грибанова, Г. В., Райская, М. М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К. С. Лебединская, Г. В. Грибанова, М. М. Райская. — М.: Когито-Центр, 2010.
- Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер // Кн. для родителей.– М., 2014.– 333 с.
- Тригер, Р. Д. Писхологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
- Шигина, Е. П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения / Е. П. Шигина // Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 713–715.