Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Авторы: Сергеева Бэлла Владимировна, Габелия Тамара Константиновна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 02.04.2016
Статья просмотрена: 4311 раз
Библиографическое описание:
Сергеева, Б. В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10215/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние годы российское общество и школа как один из социальных институтов претерпели значительные изменения. Современному обществу необходимы люди, обладающие не только обширными и глубокими знаниями, но и предприимчивостью, инициативностью и самостоятельностью, а это значит, что важнейшей чертой современного российского образования становится его направленность на подготовку учащихся к активному освоению своего жизненного пространства. Это нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС), в котором обозначена цель современного российского образования — общекультурное, личностное развитие учащихся, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, развитие сознания, обретение личностных смыслов. Впервые одна из целей, выдвинутых в образовательном стандарте — достижение личностных результатов — предполагает формирование внутренней позиции, широкой мотивационной основы учебной деятельности, осознание учащимися своих возможностей, позволяющих достичь определенных результатов в учении, а также сформировать нравственные и этические чувства.
Известно, что психологическим фундаментом развития личности, способной найти свое место в мире, является адекватная самооценка. Самооценка является важнейшим личностным образованием, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности личности и начинает она формироваться в раннем возрасте. Особое значение для процесса формирования самооценки имеет период младшего школьного возраста. Именно на этом возрастном этапе появляются психические новообразования, расширяются виды деятельности и социальные контакты, которые создают условия для того, чтобы в дальнейшем самооценка стала дифференцированной, адекватной, обобщенной и устойчивой.
Фундаментальные проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах таких отечественных психологов и педагогов, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, И. С. Кон и др. В работах B. С. Мухиной, И. И. Чесноковой и др. самооценка рассматривается как составляющая самосознания личности. Исследования А. И. Липкиной, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и др. позволили выявить некоторые особенности самооценки детей школьного возраста и педагогические основы ее формирования. Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе с тем дифференцированного отношения ребенка к себе. В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки младших школьников, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Это работы М. Н. Андреевой, А. Б. Лариной, Е. А. Ральковой, Е. В. Сергеевой, И. А. Симоненко, И. Е. Сюсюкиной, А. Т. Фаттулаевой и др.
Таким образом, существует проблема, заключающаяся в необходимости разрешения противоречия между объективной потребностью формировать самооценку младших школьников (декларируемую во ФГОС HОО) как фактора достижения личностных результатов образования и отсутствием научно обоснованных путей и средств реализации данного процесса, адаптированных к использованию в современных организациях общего образования.
Цель— разработка, теоретическое обоснование, педагогических условий формирования самооценки младших школьников как фактора достижения личностных результатов образования.
Уточнение содержания ключевого понятия исследования «самооценка младшего школьника как фактор достижения личностных результатов образования» потребовало рассмотрения цепочки понятий: «оценка», «самооценка», «самопознание», «самосознание», а также выявления психолого-педагогических особенностей младшего школьника, которые способствовали бы успешному формированию у них самооценки.
Историческая справка, представленная в первом параграфе первой главы, и анализ литературы, позволяют сделать вывод, что самооценка личности является психологической и педагогической категорией, а проблема ее формирования у младших школьников — актуальной и слабо разработанной. Исследования известных психологов (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной и др.), свидетельствуют о том, что самооценка (т.е. оценка личностью самой себя, своих качеств и др.) — это стержневое образование личности, представляющее собой обобщенные (то есть устойчивые, внеситуативные) и дифференцированные результаты познания личностью себя, своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения и эмоционально-ценностных отношений к себе. Самооценка личности является регулятором поведения и в целом всей жизни человека. Основными психологическими механизмами формирования самооценки являются идентификация, рефлексия, дифференциация.
Как педагогическая категория самооценка личности формируется в общении и деятельности, она складывается преимущественно на основе сравнения себя с другими людьми и на основе оценок других. Познание своих особенностей осуществляется через познание особенностей другого человека, сличение, дифференциацию, самоанализ (Е. З. Басина, С. А. Kурносова, А. Б. Ларина, В. В. Столин и др.).
Самооценка является ведущим компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Являясь механизмом саморегуляции, она задействована во всех сферах жизнедеятельности человека: в поведении, в познании, в общении; обеспечивает различные стратегии в осуществлении тех или иных деятельностей и в решении разного рода задач; влияет на построение взаимоотношений с другими людьми, способствует осуществлению самоопределения, самовыражения и самореализации; определяет построение жизненных стратегий, при необходимости выполняя функцию психологической защиты и функцию сохранения внутренней стабильности и согласованности «Я» [2. с.7–9].
Опираясь на системный подход (Ю. K. Бабанский, В. А. Беликов, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, С. А. Репин и др.), исследователи рассматривают самооценку как систему, состоящую из множества элементов и отношений между ними, существенным признаком которой является целостность. Структура самооценки включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (Е. З. Басина, А. В. Захарова, И. С. Кон, М. И. Лисина, И. И. Чеснокова и др.).
Далее рассмотрены особенности формирования самооценки младших школьников как фактора достижения личностных результатов образования, опираясь на работы отечественных специалистов в области возрастной психологии: Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др., обращено внимание, прежде всего на те, психологические и возрастные особенности младших школьников, которые следует учитывать при формировании их самооценки. В результате проделанной работы сделан вывод, что младший школьный возраст — сенситивный период для активного обучения социальному поведению, а, следовательно, и формированию их самооценки, и это обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, существенно меняется социальная ситуация, в которой оказывается младший школьник, ее изменение связано с изменением ведущего вида деятельности — учением. Именно учение содержательно меняет предыдущие виды деятельности и в целом способствует их расширению, а, следовательно, расширению возможностей социализации ребенка. Кроме того, учебная деятельность предполагает ситуации социально-нормированного оценивания, которые включают действия контроля, самоконтроля, самооценки и рефлексии.
Во-вторых, в целом социальная ситуация способствует формированию у младших школьников психических новообразований (внутренней позиции, произвольности, рефлексивности, внутреннего плана действий и др.), которые существенно влияют на развитие всех познавательных процессов, и, прежде всего, мышления. Переход мышления на ступень логического познания мира способствует перестройке всех остальных психических процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Внутренний план действий позволяет учащимся планировать ход выполнения деятельности, определяя все необходимые для этого элементы, контролировать ее ход, позволяет предусмотреть возможные «шаги» при решении задачи, сопоставить разные варианты решения учебных и жизненных задач [1. с.92–115].
Определенным психическим новообразованиям данного возрастного периода соответствует характерный этап формирования самооценки. Так, актуализация аффекта, внутренняя позиция личности характерна для I этапа — этапа познания другого человека; произвольность связана со II этапом — сличения себя с другими; III этап — дифференциации, связан с таким психическим новообразованием, как рефлексивность; внутренний план действий характерен для IV этапа — этапа самоанализа.
В-третьих, поступление в школу расширяет социальные контакты ребенка, что способствует увеличению его самостоятельности, его некоторой «эмансипации» от родителей, меняет «место» и роль ребенка в системе отношений. В сфере контактов со взрослыми складывается внеситуативное, «внеконтекстное общение», главной чертой которого является произвольность, подчиненность правилу. Одобрение и признание взрослых и сверстников является для ребенка показателем того, насколько успешно он проходит процесс вхождения в новую социальную ситуацию. Все это благотворно влияет на формирование самооценки младших школьников как фактора достижения личностных результатов образования. Кроме того, можно проследить взаимосвязь формирования самооценки младших школьников и положений, выдвинутых ФГОС по достижению личностных результатов образования. В частности, опираясь на ФГОС, мы структурировали личностные результаты начального образования, определили их соответствие компонентам самооценки: когнитивному компоненту самооценки соответствует познавательно-мотивационный тип личностного результата; эмоциональному компоненту — нравственно-ценностный тип; поведенческий компонент самооценки обеспечивает социально-поведенческий тип личностных результатов.
Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме формирования самооценки личности, и рассмотренные возрастные особенности младших школьников позволили уточнить содержание понятия «самооценка младших школьников». Под самооценкой младших школьников мы понимаем интегральное качество личности, которое базируется на системе знаний о себе и своих возможностях, проявляется в потребности и способности оценивать свое поведение, процесс и результат учебной деятельности, как ведущего вида деятельности, обусловлено системой возрастных личностных новообразований и целенаправленно организованным процессом самопознания.
Первое педагогическое условие нацелено на включение учащихся в процесс самопознания, направленного на формирование их осознанной мотивации к самооценочной деятельности.
Данное педагогическое условие разрабатывалось в опоре на рефлексивный подход (реализуемый с помощью принципов: систематического анализа своих действий, самоанализа и самоосмысления; мобилизации своего волевого потенциала и управление им) и фасилитарный подход (реализуемый через принципы: принятия ребенка таким, какой он есть; создания безопасного пространства для развития учащихся; предупреждения ошибок и оказания помощи; принцип стимулирования желания учиться и предоставления выбора свободы действий в решении учебных задач).
В процессе включения детей в самопознание у них пробуждался интерес к себе, к своему внутреннему миру и своему будущему, оказывалась помощь учащимся находить в самом себе качества и особенности личности, которые обеспечивают эффективную жизнедеятельность, дальнейшее развитие и реализацию жизненных целей; в формировании способности видеть перспективу своего жизненного пути и собственного развития; в развитии умения рассуждать о различных сторонах своей жизнедеятельности, качествах и особенностях собственной личности.
Самопознание осуществлялось через беседы, игры, тренинги, выставки достижений учащихся, открытые уроки и рефлексивные сочинения с демонстрацией умений учащихся оценивать свои учебные и личностные достижения и др.
Реализация данного педагогического условия способствовала достижению следующих личностных результатов образования: формированию готовности и способности к саморазвитию; самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; готовности к принятию и освоению социальной роли обучающегося; мотивов учебной деятельности и осознанности личностного смысла учения и др.
Второе педагогическое условие предполагает поэтапное вовлечение учащихся в самооценочную и рефлексивную деятельность. Это условие опирается на теорию поэтапного формирования учебных действий, разработанную Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным и др., а также на личностно-ориентированный подход (реализуемый с помощью принципов: единства внешней и внутренней мотивации учащихся; включения учащихся в разработку траектории своего развития; педагогической поддержки и сотрудничества) и рефлексивный подход (реализуемый с помощью принципов: систематического анализа своих действий, самоанализа и самоосмысления; мобилизации своего эмоционально-волевого потенциала и управление им), комплексное использование которых обеспечивает формирование у учащихся установки на целенаправленное развитие личностью самой себя. Для формирования у учащихся опыта самооценочной и рефлексивной деятельности использовался следующий алгоритм: первый шаг — наблюдение учащихся за оценочной деятельностью учителя, который обращал особое внимание учащихся на критерии, положенные в основу оценивания; второй шаг — предъявление учащимися оценочных суждений к деятельности и результатам своих сверстников, а также к своей собственной деятельности, отслеживание этих действий учителем; третий шаг — направление на формирование у учащихся способности формулировать критерии оценки своей деятельности, поведения, личностных качеств; четвертый шаг — предположение осуществления перехода от внешних мотивов самооценки к внутренним, что свидетельствовало о повышении ее уровня у детей. Для достижения данной цели использовались разработки алгоритма поэтапного формирования самооценивания, проблемно-диалоговое общение, анализ причин успеха/неуспеха и др.
Реализация этого педагогического условия способствовала достижению следующих личностных результатов образования: формированию ориентации учащихся на понимание причин успеха в учебной деятельности, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и др.
Третье педагогическое условие формирования самооценки младших школьников способствовало взаимодействию субъектов образовательного процесса: учителя, учащихся и родителей, с целью достижения единства требований к формированию самооценки учащихся. Реализация данного условия опирается на личностно-ориентированный и фасилитарный подходы, которые предполагают создание среды, оптимальной для решения учебно-воспитательных задач, на основе сотрудничества учителя с учениками и их родителями.
Позиция учителя, как ведущего участника взаимодействия в системе «учитель-ученик», является важнейшим условием формирования самооценки младших школьников. Взаимодействие со сверстниками предполагает ситуации равноправного общения и приводит к появлению опыта контрольно-оценочных действий и высказываний. Организация эффективного взаимодействия учителя и родителей предполагает изменение родительской позиции по отношению к школе, учителю и собственной позиции в образовательном процессе. В целом же педагогическая интеграция взаимодействия субъектов образовательного процесса имеет большие воспитательные возможности и позволяет его участникам стать полноправными субъектами, имеющими общие цели и пути их достижения в решении проблемы формирования самооценки младших школьников [3. с.78–87].
При реализации данного условия использовались различные формы и приемы работы: обучение учащихся задавать друг другу вопросы, мотивирующие к самооценке, самоанализу и анализу результатов своей работы; организация групповой творческой работы учащихся; организация проектно-исследовательской деятельности учащихся; систематические обучающие семинары для родителей; круглые столы для родителей по обмену опытом; проведение конкурсов и праздников с участием всех субъектов образовательного процесса и др.
Данное педагогическое условие работает на достижение следующих личностных результатов образования: формирование уважительного отношения учащихся к иному мнению; овладение навыками адаптации к различным ситуациям; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение выстраивать продуктивные взаимоотношения со сверстниками, родителями и разрешать мирно спорные вопросы и др.
Комплекс педагогических условий обеспечил включение учащихся в процесс самопознания, направленного на формирование их осознанной мотивации к самооценочной деятельности; поэтапное вовлечение учащихся в самооценочную и рефлексивную деятельность; взаимодействие субъектов образовательного процесса: учителя, учащихся и родителей — с целью достижения (выработки) единства требований к формированию самооценки учащихся.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Проблемы возрастной психологии. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008, 454 стр.
- Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — М.: Знание, 1976, 64 стр.
- Иванова, Т. Л. Стиль общения педагога и его взаимосвязь с самооценками учащихся: дисс....канд. психол. наук / Т. Л. Иванова. — Казань, 2003, 190 стр.