Самооценка младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 1137 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, Т. В. Самооценка младших школьников / Т. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75327/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается самооценка младших школьников как динамичное структурное образование, особенности самооценки младших школьников и факторы её формирования.

Ключевые слова: самооценка, младший школьник, школьная оценка, саморегуляция.

Младший школьный возраст — тот важный период, когда начинает формироваться самооценка ребёнка. Конечно, это качество личности складывается не единовременно, а в течение всей жизни под влиянием разных обстоятельств и событий. Но начало этого процесса закладывается в школе, когда детям ставят оценки. Оценка учителя, оценка значимого взрослого — это поначалу оценка ребёнком его собственной личности в целом. Неслучайно в младшем школьном возрасте самооценка очень часто зависит от школьной успеваемости, потому что именно она (успеваемость) обуславливает отношение к ребёнку как учителя, так и сверстников. Но со временем взросления ребёнка, с переходом из класса в класс, всё больше отличается его собственная оценка своей личности от оценок учителя и сверстников. Эту мысль озвучивает А. И. Липкина в своей работе «Критичность и самооценка в учебной деятельности»: «Под влиянием педагогических оценок у учащегося складывается определённое отношение к своей деятельности, к самому себе, формируется самооценка, причём если у младших школьников самооценка находится в тесной зависимости от оценки взрослыми, то старшие школьники обнаруживают в этом отношении гораздо большую самостоятельность. Они начитают смотреть на себя «своими глазами», и под влиянием формирующейся собственной оценки своей деятельности и личности у них складывается определённое (очень часто критическое) отношение к педагогическим оценкам».

Также меняется и отношение к отметке у младших школьников. Сначала им важно вообще получить отметку, всё равно какую. Они ещё не видят в ней оценки их успеваемости или усилия. Поэтому маленькие ученики даже хвастаются тем, что получили «всякие разные отметки», в том числе двойки и тройки. Но постепенно отношение к отметке меняется. Прежде всего выделяется пятёрка и двойка. Позже приобретают значение и другие оценки, в которых первоклассник долго склонен видеть проявление личного отношения к нему учителя. [2]

Первоначальная оценка ребёнком своих личностных качеств, поступков, результатов своей деятельности является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам и поступкам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в развитии самооценки исследователи считают «предсамооценкой». Процесс же формирования подлинной самооценки включает в себя два этапа. На первом из них самооценке подвергаются внешние действия , на втором в сферу самооценки ребёнка включаются его внутренние состояния и личностные качества . [1]

Само понятие «самооценка» было введено У. Джемсом. Он впервые заговорил о ее роли в развитии индивида. В структуре самосознания личности У. Джемс выделил две составляющие: «Я как субъект познания» («Я познающее», «чистое Я») и «Я как объект познания» («Я познаваемое», «эмпирическое Я»). [4]

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. [3]

В структуре самооценки выделяют два компонента: когнитивный, отражающий всё то, что индивид узнал о себе из различных источников информации; эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и т. д.). [4]

Хотя в структуре самооценки когнитивный и эмоциональный компоненты выделены отдельно, они функционируют всегда в неразрывной связи друг с другом и зачастую друг друга обуславливают.

Одной из главных функций самооценки является саморегуляция , с помощью которой индивид может соотносить собственные возможности с требованиями конкретной ситуации.

Согласно структурно-динамической модели самооценки А. В. Захаровой самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах общей и частной (конкретной) . Первая отражает обобщенные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая — оценку конкретных психических и физических качеств. [4]

По мнению М. И. Лисиной, общая самооценка есть некое центральное образование, которое постоянно функционирует. Можно представить себе образ плотного и целостного ядра, у которого есть более динамичная и подвижная окраина, периферия, куда поступают самые новые сведения и знания о себе. Эти знания подвергаются влиянию устойчивого центрального образования (общей самооценки), возникают обусловленные этим влиянием аффективные реакции, что способно вызвать искажение объективных представлений — их завышение или занижение. Но всё же знания с периферии проникают в общую самооценку, поэтому она постоянно модифицируется, расширяется, увеличивается в объёме и несмотря на то, что функционирует постоянно, не является статичной.

А. В. Захарова считает, что младший школьный возраст является ключевым в становлении самооценки. Но в первый класс школьник идёт уже с некоторым запасом знаний о себе. М. И. Лисина полагает, что важнейшим достижением дошкольников является отделение общей самооценки от конкретной . С этим достижением ученик поступает в школу, зачастую находясь в кризисе семи лет.

В период кризиса ребёнок начинает осознавать свои переживания, он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я сердит», «я добрый». Благодаря этому у него возникают новые отношения к себе, возникает осмысленная самооценка своих действий и переживаний. Такие особенности кризисного возраста, как кривлянье, манерничанье, по большей части преходящие, а вот возникшие самолюбие, самооценка становятся качествами личности. Они-то и являются важнейшими завоеваниями ребёнка в характеризуемый кризисный период. [5]

В возрасте начала обучения развитие частных самооценок отмечается как наиболее динамичное. Они начинают приобретать такие качества, как дифференцированность, адекватность, осознанность, рефлексивность . Самооценка начинает складываться как обобщенное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. [4]

Основной путь развития самооценки: от осознания собственных действий — через оценку — к самооценке. Поэтому на процесс формирования самооценки у учащихся решающее влияние оказывает оценка их учебной деятельности и поведения учителем. Мысль о психологической роли оценивания знания была в своё время высказана У. Джемсом, который подчеркивал, что в учебных заведениях, где баллы, отметки держатся в тайне от ученика, естественная конечная цель всего круговорота его работы теряется и он часто страдает от чувства незаконченности и неизвестности.

Весьма важные данные о влияние педагогической оценки были получены в опытах, в которых группа детей в 106 человек решала тест Куртиса на сложение. Одна часть детей на протяжении работы получала одобрение, другая — порицалась, третья группа никак не оценивалась. Опыты эти показали следующее: улучшение работы было связано с постоянным поощрением со стороны экспериментатора. Самый худший результат получился не у тех детей, которых порицали, а у тех, которых никак не оценивали.

Под влиянием оценочных воздействий у учащихся формируется такое важное и сложное качество личности, как самооценка и уровень притязаний, который определяется Б. Г. Ананьевым как сформировавшаяся устойчивая потребность в определённой положительной оценке. [1]

Самооценка младшего школьника еще недостаточно сформирована: во многом зависит от оценок учителя, необъективна, обнаруживает тенденцию к переоценке, конкретна, ситуативна, имеет своим содержанием в основном оценку результатов деятельности, но уже в этом возрасте может выступать как механизм саморегуляции поведения. [4]

Литература:

  1. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина. — Москва: Просвещение, 1968. — 141 с.
  2. Люблинская А. А. Детская психология: учеб. пособие / А. А. Люблинская. — Москва: Просвещение, 1971. — 415 с.
  3. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  4. Сычевич И. В. Самооценка детей младшего школьного возраста: метод. Рекомендации / И. В. Сычевич. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — 40 с.
  5. Фридман Л. М. Психология воспитания / Л. М. Фридман. — Москва: ТЦ «Сфера», 1999. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самооценка, общая самооценка, младший школьный возраст, оценка, оценка учителя, влияние, деятельность, качество личности, младший школьник, учебная деятельность.


Ключевые слова

саморегуляция, младший школьник, самооценка, школьная оценка

Похожие статьи

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.

К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников

В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.

Самостоятельность как качество личности ученика и ее развитие в процессе обучения в начальной школе

В данной статье рассматривается самостоятельность как качество личности ученика, а также способы развития самостоятельности в процессе обучения в начальной школе.

Влияние самооценки младшего подростка на его учебную деятельность

В статье автор исследует самооценку младших подростков как фактор, влияющий на успешность их учебной деятельности.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Похожие статьи

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.

К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников

В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.

Самостоятельность как качество личности ученика и ее развитие в процессе обучения в начальной школе

В данной статье рассматривается самостоятельность как качество личности ученика, а также способы развития самостоятельности в процессе обучения в начальной школе.

Влияние самооценки младшего подростка на его учебную деятельность

В статье автор исследует самооценку младших подростков как фактор, влияющий на успешность их учебной деятельности.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Задать вопрос