В статье автор пытается выявить особенности развития представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: межличностные отношения, младший школьный возраст, самосознание.
Межличностные отношения выступают основой современного общества, поскольку вне взаимодействия с окружающими людьми психическое развитие ребенка невозможно. В межличностных отношениях младшие школьники учатся социальному взаимодействию, выражать свои эмоциональные переживания, оказывать сочувствие, развивать навыки общения, а также, что особенно важно, формировать представление о самом себе. Это важно, поскольку именно при столкновении с другими субъектами, обладающими собственным уникальным мировосприятием, и проявлением во внешнем мире, происходит формирование представлений младшего школьника о самом себе.
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребёнка, изменяется режим дня [6, c.23], появляется новая социальная ситуация — ребёнок приобретает статус школьника. Также появляется новый значимый взрослый — учитель. А все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками.
В первом классе самой авторитетной фигурой для ребенка является учитель. На это указывают все исследователи, которые пишут об этом возрасте [5]. В глазах ребенка учитель всемогущ, потому что он не только «все знает», но и ему «все» подчиняются. Учительница может вызвать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее «слушаться». То, что «Мария Григорьевна сказала», становится наивысшим критерием истины [2].
При этом доверие, тяга к учителю не зависит от качеств самого преподавателя (Матюхина М. В. и др.). Дети младшего школьного возраста склонны подражать, поэтому учитель должен ответственно относится к демонстрации образца поведения. [9].
Во 2-м и 3-м классе личность учителя становится менее значимой для ребенка, зато теснее становятся его контакты с одноклассниками (там же).
Как отмечал Блонский П. П., в первое время учёбы в школе дети ведут себя тихо, порой даже робко. Они настолько «ошеломлены» новой ситуацией, что долгое время даже не в состоянии описать внешние особенности соседа по парте. При этом отмечается, что у возбудимых и подвижных детей наблюдается «тормозная реакция», а у спокойных и уравновешенных — «возбуждение» (Матюхина М. В. и др.). Спустя некоторое время наступает обратная реакция — дети становятся чрезмерно подвижными и шумными, в связи, с чем остро возникает вопрос о привитии правил поведения в школе [3].
Л. И. Божович в своих работах писала, что взаимоотношения между детьми имеют изменяющийся характер. Сначала у первоклассников завязывается дружба по принципу близости контактов: живут в соседних подъездах, играют на одной детской площадке, посещали одну группу детского сада, сидят за одной партой. Более тесные отношения между школьниками складываются в процессе совместной деятельности (игра, творческая работа, проект). Но после окончания этой деятельности, распадаются и те отношения, которые возникли в процессе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими, эмоционально крепкими, так как возникают определенные требования к личным качествам товарища [4].
В общении со сверстниками у ребёнка осуществляется познавательная деятельность, и формируются навыки межличностного общения. В начальной школе дети начинают дружить небольшими группами. Школьники очень дорожат своей группой и придумывают ряд правил, а к тем, кто их нарушил, применяются санкции [1]. У каждой группы есть свой лидер. В детском коллективе, обычно это — умный, находчивый и инициативный сверстник. В группе менее развитых школьников, главным качеством лидера является его физическая сила. В любом случае лидер — это хороший товарищ, готовый в трудную минуту придти на помощь и разобраться в сложной ситуации.
В связи с тем, что ребёнок всё больше стремится к сверстникам, эмоциональная зависимость от родителей постепенно уменьшается. При этом родительский контроль сохраняет своё значение для воспитания школьника, но должен быть менее опекающим. Также образец поведения родителей, их оценка поведения ребёнка способствуют формированию устойчивых форм нравственности и социального поведения.
В младшем школьном возрасте происходят некоторые изменения в структуре самосознания. Основными звеньями самосознания младшего школьника является имя, внешний образ, лицо, тело.
Имя. В дошкольном возрасте ребёнку чаще всего нравится его имя, так как к нему доброжелательно относятся родители и воспитатели.
При поступлении в школу он тонко реагирует на то, как относятся сверстники к его домашнему имени. Если случаются насмешки и неприятные ситуации, то ребёнок просит родных называть его по-другому.
В это же время школьнику предстоит привыкнуть к тому, что учитель, а затем и одноклассники могут назвать его по фамилии. Во избежание возникновения обидных прозвищ и дразнилок, учитель провести с детьми беседу о возникновении различных фамилий [7, c.41].
Внешний образ. К концу дошкольного детства большую значимость для самосознания ребёнка имеют выразительные особенности лица. В данный период интенсивно развивается мимика и пантомимика.
Лицо. К завершению дошкольного возраста лицо продолжает развиваться конституционально. Как и раньше, младшие школьники любят гримасничать. Они с интересом относятся к своей физиономии, получают наслаждение от сложной мимической игры. В младшем школьном возрасте лицо начинает нести в себе коммуникативную выразительность окружения, котором ребёнок развивается.
Тело. Образ тела имеет индивидуальные телесные особенности, половые различия. Очень важно, чтобы ребёнок мог принимать и чувствовать себя как уникальное существо в физическом и психическом плане. Поэтому необходимо правильно строить беседы с ребёнком на тему его телесных различий, успехов или неуспехов в физических упражнениях [8,c. 32].
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- С поступлением ребёнка в школу появляется новая социальная ситуация. Ребёнок становится школьником, и новым основным видом деятельности становится учебная деятельность. А это значит, что последует оценка его успеваемости со стороны учителя, родителей, одноклассников. А это напрямую влияет на самоотношение.
- Ребёнок попадает в новый коллектив. Появляются другие сверстники — одноклассники, а также появляется новый значимый взрослый — учитель. И оценка со стороны окружающих его поведения, характера, внешности, привычек напрямую влияет на развитие представлений о себе.
- В младшем школьном возрасте больший авторитет для ребёнка представляет учитель, а затем сверстники. Младший школьник становиться менее эмоционально зависим от родителей, и всё больше тянется к сверстникам. Но при этом родительский контроль не утрачивает свое воспитательное значение для развития ребёнка, он должен быть менее опекающим. Также родительский образец поведения способствует развитию нравственности и умения вести себя в социуме.
Литература:
- Андреева, Г. М. Социальная психология /Г. М. Андреева. — Москва: Аспект Пресс, 2001. — 290с.
- Социальная психология /Сост. е.П.Белинская, О. А. Тихомандрицкая; Ред. Л. Н. Шипова. — Москва: Аспект Пресс, 2000. — 475с.
- Блонский, П. П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды /П. П. Блонский; Липкина А. И., Марцинковская Т. Д. — Москва: МПСИ, 2006. — 629с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. — СПБ: Питер, 2009. — 400с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения /В. В. Давыдов. — Москва: Академия, 2004. — 288с.
- Диянова, 3.В. Психология личности /3.В. Диянова, ЩеголеваТ. М.. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2002. — 39с.
- Ермолова, Т.В. «Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет»// Вопросы психологии /Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Н. И. Ганошенко. — № 1. — 1999. —
- Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей /Карнеги Д.; пер. Кузьмина Л. А. — Минск: Поппури, 2018. — 352с.
- Психология развития /Крайг Г., Бокум Д.; ред. Прохоренко Т. В. — СПб: Питер, 2019. — 940с.