Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Охлопкова, В. С. Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации / В. С. Охлопкова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 584-587. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6600/ (дата обращения: 22.12.2024).

В настоящее время современная семья сталкивается все с большим количеством проблем: разводы, жестокое обращение в семье, безнадзорность и беспризорность детей, алкоголизм и противоправные действия одного или обоих супругов. Увеличивается число неблагополучных семей, дети из которых все чаще попадают в реабилитационные центры. Многообразие социальных проблем в наибольшей степени влияет именно на детей, нарушая их развитие и формирование.

Под самой трудной жизненной ситуацией принято понимать ситуацию, которая нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [4].

Ребенок очень восприимчив к тому, что его окружает: к атмосфере царящей в семье, к тому как родители относятся к нему и друг к другу, как воспринимают его ровесники и учителя.

А. И. Липкина утверждает, что существует прямая зависимость самооценки ребенка от вовлеченности в его жизнь родителей, от сплоченности семьи, при этом уровень самооценки никак не связан с материальным положением [2, с.31].

Изучением развития самооценки у детей в младшем школьном возрасте так же занимались многие современные исследователи, такие как: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, И. И. Чеснокова.

Младший школьный возраст начинается с поступления ребенка в школу и вносит в его жизнь существенные изменения. Перед ребенком встают новые задачи и проблемы, которые он вынужден решать. Ребенок сталкивается с новым коллективом, с учителями, а так же с необходимостью адаптироваться к новым условиям, при этом ведущей деятельностью становится учебная. Такие резкие изменения могут стать стрессовыми для ребенка. Результаты его деятельности теперь оцениваются особыми баллами, на ребенка накладывается ответственность за его успеваемость. Оценка учителей и сверстников приобретает важное значение, влияющее на самооценку ребенка.

Л. В. Бороздина акцентирует внимание на том, что ребенок в младшем школьном возрасте еще не способен к полноценной самооценке и имеет тенденцию переносить на себя оценочные суждения окружающих [1, с. 62]. Следовательно, главным критерием самооценки ребенка является отношение к нему окружающих, в первую очередь родителей. Не получая должной заботы и внимания, наблюдая за конфликтами в семье, ребенок ищет причины именно в себе и, ощущая негативное или безразличное отношение родителей, может начать чувствовать себя плохим, никчёмным, неудачником, что ведет к понижению самооценки и неуверенности в себе и своих силах.

Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети к которым применяют насилие и жестокое обращение, дети из неполных семей, дети мигрантов, дети, родители которых злоупотребляют алкоголем и наркотическими веществами и другие, не могут в одиночку справиться со своими проблемами. Они переживают большое психологическое напряжение, искажается их представление о себе.

Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особенно следует уделять внимание их самооценке, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшую направленность развития личности. Через самооценку отражается, каким себя видит ребенок и на что он претендует и надеется в будущем.

Нами было проведено эмпирическое исследование самооценки 20 детей младшего школьного возраста на базе ГКУСО ВО «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (г. Владимир).

В работе применялись следующие методики исследования:

  1. методика исследования самооценки Дембо-Рубенштейн;

  2. методика исследования самооценки «Лесенка»;

  3. тест на определение самооценки (Л. С. Бочкарева).

Результаты, полученные после интерпретации исследования по методике Дембо-Рубенштейн, отображены на Рис.1:

Рис.1. Результаты методики Дембо-Рубенштейн


Подводя итог по всем шкалам данной методики, можно сделать вывод, что заниженная самооценка преобладает.

Результаты по методике «Лесенка» отображены на Рис. 2:

Рис. 2. Результаты методики «Лесенка»


Как видно из Рис. 2 завышенная и заниженная самооценки находятся на равном уровне, но при этом у 60 % детей наблюдается несовпадение их оценки себя самих с отношением, по их мнению, окружающих к ним. Из них 40 % считают, что о них думают хуже, чем они сами о себе и 20 % наоборот думают, что их переоценивают. Такие результаты говорят об эмоциональном неблагополучии детей.

Еще один тест на определение самооценки мы взяли из методического пособия Л. С. Бочкаревой «Как стать уверенным», в котором самооценка подразделяется на 5 видов: завышенная, высокая, адекватная, заниженная и критически заниженная. Результаты теста отображены на Рис. 3:

Рис. 3. Результаты теста на определение самооценки


Из представленной гистограммы мы видим преобладание низкой самооценки, по отношению к другим выделенным видам.

Подводя итог по результатам всех проведенных методик, можно сделать вывод о том, что существует тенденция к заниженной самооценки у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для здорового развития таких детей и их дальнейшей успешной жизнедеятельности необходимо с раннего возраста воспитывать адекватную самооценку себя и окружающих, пока она еще только формируется и на нее легко повлиять. Дети, не получающие полноценного развития в семье, нуждаются в этом как никто другой.

Необходимо показать ребенку, что он ничем не хуже других, нужно помочь ему проявить себя, совместно найти ту деятельность, в которой он бы он был успешен. Для детей с заниженной самооценкой необходимо использовать похвалу. Создание ситуаций успеха является одной из форм повышения самооценки, которая поможет ребенку поверить в свои силы и заслужить уважение товарищей. Так же, немаловажно научить ребенка правильно оценивать свои силы и возможности, научить анализировать свои действия и поступки находить оптимальные способы их решения.

С точки зрения различных авторов, главным для повышения самооценки является развитие таких качеств как: чувство уникальности и индивидуальности, чувство безопасности, чувство личностной значимости, чувство идентичности, чувство принадлежности, чувство личностного контроля и др. [3, с. 246]. При этом необходимо снижение эмоционально-психического напряжения, негативных психических состояний тревоги, страха и стыда.

О. Н. Молчанова отмечает, что простое поддержание высокой самооценки, на основе постоянного одобрения и похвалы, без учета реальных достижений и адекватной оценки детьми своих способностей и возможностей, может привести к высокомерию и «нарциссизму». В итоге самооценка ребенка перестает отражать состояние реальных жизненных процессов. Поэтому программы для работы специалистов с детьми должны быть направленны не столько на повышение самооценки, сколько на её развитие, на повышение самоуважения и формирование оптимальной, здоровой самооценки [3, с.244].

Программа по формированию адекватной самооценки у детей может содержать: тематические беседы, тренинги, арттерапию, работу со сказками, игры на сплочение, различные упражнения на повышение самооценки. При этом важным является формировать у ребенка веру в успех, концентрировать внимание на уже достигнутых им результатах.

В задачи программы так же должны входить: создание доверительных отношений в группе, создание атмосферы безопасности и поддержки, формирование внимательного отношения друг к другу, развитие навыков самоанализа, осознание своих достоинств и недостатков.

Главное — помнить, что формирование самооценки — это длительный процесс, который требует индивидуального подхода к каждому ребенку.


Литература:

  1. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я-концепцией// Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология, — № 1. — 2011. — С. 54–65.

  2. Липкина, А. И. Самооценка школьника. — М.: Изд-во «Знание», 1976. –64с.

  3. Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие / Молчанова О. Н. — М.: Изд-во: «Флинта, Наука», 2010. — 392с.

  4. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195, ст.3 // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78745

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, заниженная самооценка, младший школьный возраст, жестокое обращение, повышение самооценки, самооценка, адекватная самооценка, результат методики, результат теста, трудная жизненная ситуация.


Похожие статьи

Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Психологические аспекты развития эмоциональной сферы подростков из семей, находящихся в социально опасном положении

Профилактика конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста, нуждающихся в социальном обслуживании

Связь мотивации достижения в учебной деятельности и самооценки личности в младшем школьном возрасте

Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Психологические аспекты развития эмоциональной сферы подростков из семей, находящихся в социально опасном положении

Профилактика конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста, нуждающихся в социальном обслуживании

Связь мотивации достижения в учебной деятельности и самооценки личности в младшем школьном возрасте

Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Задать вопрос