Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 19.03.2015

Статья просмотрена: 2109 раз

Библиографическое описание:

Иванченко, А. А. Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста / А. А. Иванченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 607-611. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16155/ (дата обращения: 18.11.2024).

Даже в самой крайней и запущенной форме застенчивость и неуверенность пройдет, если для их преодоления приложить труд души.

В. Леви

 

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Проект государственного стандарта дошкольного образования, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится коммуникативно-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Театрализованная игра — это особый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связанна с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Театрализованная игра помогают развить интересы и способности ребенка. Способствует общему развитию. Проявлению любознательности, стремление к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, развитие речи, коммуникабельности, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, театрализованная игра требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

Частые выступления перед зрителями способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Комплексные исследования последних лет (Г. М. Андреева, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, И. С. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, В. А. Сухомлинский и др.

К началу 70-х годов 20-го века сформировалось представление о социальной уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты.

Есть три вида энергии, которые влияют на то, в чем человек уверен, а в чем нет. Дело в том, что уверенность в себе, уверенность в общении с одним человеком и уверенность в общении с группой людей — это разные виды уверенности.

Поэтому мы определили важную, для себя цель — формирование у детей позитивного отношения к своему «Я», сверстникам, другим людям. Все это способствует развитию социальной уверенности. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности, позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию граждан России.

Театрализованная игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение, сказка, этюд для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д. р.).

Анализ проблемы позволяет делать следующие выводы:

-          театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;

-          разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств;

-          создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста;

-          театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к нравственным и духовным ценностям;

-          театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;

-          театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;

-          в процессе театрализованной игры дети учатся узнавать переживания по внешним выражениям: мимики, жестам, позе, интонации и произвольно выражать разные эмоциональные состояния.

В связи с актуальность данной проблемы была разработана программа «Уверенный актер» целью, которой стала: развитие индивидуальных способностей и социальной уверенности у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры.

Задачи:

1.         Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

2.         Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

3.         Формировать коммуникабельность ребёнка — умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

4.         Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Одним из средств развития индивидуальных способностей и социальной уверенности ребенка является театрализованная игра.

Вся работа построена на игровых приемах, с использованием социогровых методов. На занятии используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

Основные принципы игровых занятий, на которые построена программа, являются следующие

1. Принцип свободного участия.

Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей не хочет принимать участие, находим для него игру, в которую он смог бы спокойно играть в другой части комнаты. Разрешаем детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.

2. Принцип взаимного уважения.

Это своего рода кодекс правил взаимодействия. В беседе с детьми расширяем это понятие, например:

-        каждый имеет право высказать свои мысли и предложения;

-        каждый имеет право быть выслушанным;

-        каждый имеет право выбора;

-        спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосованием.

3. Принцип осознанности.

Перед началом занятия взрослый объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, объясняем их.

4. Принцип рефлексии.

Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия ведущий совместно с детьми подводит итоги: что больше всего понравилось, что меньше всего понравилось, какой опыт приобрели.

Как вариант, используем разные способы оценки каждой игры, например: поднятый вверх большой палец означает, что игра в целом понравилась, поднятые вверх большие пальцы на обеих руках говорят о том, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты свидетельствует о восторге. Отрицательные впечатления дети могут выразить топотом ног.

Такие оценки полезны для планирования занятий, поскольку они позволяют учитывать потребности участников более непосредственно. Чтобы оценить работу группы и свою собственную, стоит убедиться, что выбраны спокойные игры, вызывающие положительные эмоции.

После подведения итогов выполняется финальное упражнение, которое одно и то же. Например, образовать круг и взявшись за руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый немного пожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку стоящему рядом ребенку.

Движения передаются до тех пор, пока дети не откроют глаза. Используем коллективное выполнение каких-либо движений. Все зависит от фантазии, главное, чтобы этот ритуал стабилизировал и вызывал приятные эмоциональные реакции.

Занятия кружка представляют собой цикл из четырех блоков: «Я сам», «Я и другие люди», «Я и взрослый», «Я и коллектив». Это развитие уверенности в себе, уверенности в общении с одним человеком и уверенности в общении с группой людей — это разные виды уверенности, которые и проявляются и нарабатываются по-разному.

Первый блок «Я сам» направлен на решение следующих задач:

-          осознать самого себя, свою индивидуальность;

-          развивать свою самооценку в отношении своей внешности;

-          способствовать анализу своего поведения, настроения, мыслей.

Второй блок «Я и другие люди» направлен на развитие:

-          чувства симпатии к другим сверстникам;

-          способности чувствовать и взаимодействовать друг с другом;

-          стремление общаться с ровесниками на языке жестов, мимики, движений, несмотря на различные желания и возможности.

Третий блок «Я и взрослые» способствует развитию:

-          чувства доверия и привязанности к близким людям;

-          способности ценить общение с родственниками и окружающими взрослыми;

-          осознание себя, как члена общества, которого принимают другие взрослые.

Четвертый блок «Я и коллектив» воспитывает у детей

-          желание общаться в процессе совместной деятельности;

-          взаимопомощь и сопереживание;

-          обучение детей не только устанавливать контакты, но умения договариваться.

В конце курса дети осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); понимают и осознают эмоциональное состояние окружающих их людей и свое собственное; речь становится более выразительной; они становятся более уверенными в себе, научатся преодолевать робость, сопереживать; у детей появится интерес к театрализованной игре. Большое внимание уделяется совместной творческой деятельности детей и взрослых.

В данной программе используются следующие формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Практическая значимость программы заключается в возможности использовать ее в детских садах общеразвивающего вида.

Программа рассчитана на один учебный года, в режиме 1-го занятия в неделю. Длительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей — 30 минут (16.30–17.00). Предназначена для детей 5–7 лет.

В качестве форм подведения итогов применяются:

-          диагностика, которая проводится до и после изучения основных разделов;

-          решение проблемных ситуаций в ходе проведения сюжетно — ролевых игр с какой-либо проблемной ситуацией, где они должны предложить наиболее конструктивное ее решение;

-          диагностические упражнения, которые позволяют определить уровень развития основных социальных навыков;

-          наблюдение, которое проводится целенаправленно во время занятий, в совместной и самостоятельной деятельности;

-          беседа, которая проводится в конце каждого занятия;

-          анкетирование детей и родителей;

-          выступления с театрализованным представлением.

Результаты освоения программы

Предполагаемый результат:

-          социальные способности:

·                     положительный образ — «Я — доверие», уверенность;

·                     способность к восприятию другого человека, людей (взрослых, сверстников).

-          социальные навыки:

·                     умение устанавливать контакты и действовать в разных коммуникативных ситуациях;

·                     умение реализовывать самоутверждающие способы поведения;

·                     умение детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия;

-          творческие способности

·                     у детей проявляется интерес к театрализованной игре и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

·                     появляется навык владения импровизацией с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. п.);

·                     умение исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги;

·                     умение детей создать с помощью жестов, мимики, движений целостного художественного образа;

·                     умение детьми разыгрывать темы или сюжета в форме двигательной импровизации;

Выделены основные показатели, раскрывающие протекание процесса развития социальной уверенности у детей дошкольного возраста:

-          способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

-          самооценка (завышенная адекватная — неадекватная, средняя, заниженная);

-          усвоение социальной информации (знание правил поведения и общения).

В результате прохождения программного материала воспитанники будут знать:

1.         Правила поведения при общении со взрослыми с сверстниками.

2.         О проявлении доброты и дружбы, взаимовыручки, сплоченности, уважительном отношении к старшим.

Уметь:

1.         Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2.         Проявлять положительные эмоции при общении с окружающими людьми.

3.         Быть доброжелательными.

4.         Выполнять обещание, порученное дело.

5.         Уметь разговаривать со старшими и сверстниками.

6.         Выполнять правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

7.         Различать хорошие и плохие поступки.

Владеть:

1.         Навыками поведения в коллективе сверстников, с окружающими.

2.         Навыками работы в коллективе товарищей.

3.         Навыками общения посредством различных средств коммуникации.

В результате реализации программы у воспитанников будут сформированы предпосылки личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, знаково-символических универсальных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; сформированность Я-концепции и самооценки, самосознания: осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно оценивать свои достижения и личностные качества.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий у воспитанников будут сформированы: умение осуществлять действие по образцу и заданной инструкции; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В сфере познавательных универсальных учебных действий у воспитанников будут сформированы познавательные интересы и инициатива. Критерием оценивания будет служить:

-          знание правил поведения со сверстниками и взрослыми; интерес к профессиям взрослых, их трудовым действиям, помощь при необходимости (инициатива);

-          знать морально-этические качества человека такие как сочувствие, справедливость, коллективизм и инициированность в проявлении.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий воспитанники научатся планировать и осуществлять совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; учет способностей различного ролевого поведения — лидер, подчиненный).

В сфере знаково-символических универсальных учебных действий воспитанники научатся использовать наглядные модели для понимания и предоставления информации, производить декодирование и кодирование информации без называния терминологии (пиктограммы, круги Эйлера)

Театрализованная игра — один из способов положительного влияния на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется способ обучения — УЧИТЬ ИГРАЯ.

Основные методы, используемые при проведении занятий:

1.                  Разыгрывание этюдов на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

2.                  Импровизации.

3.                  Коммуникативные игры.

4.                  Чтение и анализ художественных произведений.

5.                  Беседы.

6.                  Драматизация сказок.

7.                  Наблюдения.

8.                  Упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера).

9.                  Рассматривание рисунков и фотографий.

Диагностика проводится посредством наблюдения по следующим критериям:

-          эмоциональные проявления детей;

-          умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми;

-          личностные проявления детей в различных видах деятельности.

Для этого может быть использована модифицированная методика Т. А. Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников» (приложение).

Изучение нравственных представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений дошкольников:

-          по отношению к педагогу может проводиться на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему «Мой воспитатель», методики «А это могло быть с тобой?», беседы с ребенком о воспитателях группы.

-          Отношения со сверстниками может проводиться посредством наблюдения за общением детей в повседневной жизни. Одна из социометрических методик — «Секрет», «Подари открытку», «Новоселье»; рисование на тему «Я в детском саду». Одна из диагностических ситуаций, выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности — «Обложка для книги», «Рукавички», «Сапожки в подарок», «Сделаем вместе».

-          Представление старшего дошкольника о себе и отношения к себе — это наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе), беседа с ребенком «Что ты любишь», экспериментальная методика «Лесенка», методика изучения образа «Я» дошкольника, диагностические ситуации «Что я лучше всего умею», «Мои лучшие качества».

В конце изучения каждого раздела программы проводится итоговое интегрированное занятие. Цель этих занятий — закрепление полученных умений и навыков посредством практического применения. Во время проведения этого занятий педагог может наблюдать за усвоением программы детьми.

Эффективность данной программы можно измерить положительной динамикой развития у воспитанников социальной уверенности.

Основные термины (генерируются автоматически): универсальных учебных действий, разные виды уверенности, детей старшего дошкольного, способных к саморазвитию и непрерывному, старшего дошкольного возраста, к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию, в общении с группой людей —, в общении с одним человеком, учебных действий у воспитанников, социальной уверенности, детей в повседневной жизни, учебных действий воспитанники, Театрализованная игра, развитию социальной уверенности, уверенности в общении с одним, театрализованная игра, развитие уверенности в себе, Театрализованная игра —, у воспитанников социальной уверенности, представление о социальной уверенности.


Задать вопрос