Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас cталкиваются с рядом проблем, вызванных различными негативными факторами: неустойчивым экономическим положением, ростом преступности, зависимостью от алкоголизма или от каких-либо других наркотических средств, жестоким обращением в семье и т. д.
Детское восприятие зачительно отличается от взрослого. Иногда сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно травмировать и расстроить маленького человечка. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить все ту боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.
В современной психологии дается ряд определений термину «трудная жизненная ситуация». Так педагог Н. Ф. Басов под трудной жизненной ситуацией понимает ситуацию, нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которое он не может преодолеть самостоятельно [4].
По мнению Л. С. Выготского трудная жизненная ситуация — это не субъект и внешние обстоятельства жизни, воздействующие на него, а человек, находящийся внутри ситуации и оценивающий, интерпретирующий, понимающий ее как трудную для себя.
В трудах И. Е. Холостовой трудная жизненная ситуация трактуется, как ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов.
Необходимо подчеркнуть, что трудная жизненная ситуация влияет на формирование самооценки ребенка. Учеными доказано, что между самооценкой ребенка и сплоченностью семьи, вовлеченностью в его жизнь родителей существует прямая зависимость [2. с.31].
По мнению А. А. Белана, самооценка — это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст [3, с.41].
Психолог Л. В. Бороздина утверждает, что ребенок в младшем школьном возрасте еще не способен к полноценной самооценке и имеет тенденцию переносить на себя оценочные суждения. [1, с.62]. Отсюда следует, что основным критерием самооценки младшего школьника является отношение окружающих к нему. Не получая должной заботы и внимания от родителей, наблюдая за конфликтами в семье, ребенок ищет причины именно в себе, и, ощущая негативное или безразличное отношение, начинает чувствовать себя изгоем, неудачником, переживает большое психологическое напряжение, а это, в свою очередь, приводит к снижению самооценки и уверенности в себе и своих силах. Для успешного развития ребенка и его совершенствования необходимо формировать у него адекватную самооценку.
Для изучения самооценки младших школьников на базе ГКУСО ВО «Владимирского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» было проведено эмпирическое исследование, выборка которого составила 20 детей.
В качестве инструментария использовался ряд методик:
1) методика исследования самооценки Дембо-Рубенштейн;
2) методика исследования самооценки В. Г. Щур «Лесенка»;
3) методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте;
4) методика на определение эмоционального уровня самооценки, автор А. В. Захарова;
5) тест на определение самооценки из методического пособия Л. С. Бочкаревой.
Результаты, полученные после интерпретации исследования по методике Дембо-Рубенштейн представлены на рис.1.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у детей данной выборки преобладает заниженная самооценка, в особенности по шкалам уверенности в себе (60 %) и отношение к своей внешности (55 %).
Рис. 1. Результаты методики Дембо-Рубенштейн
Анализируя результаты методики «Лесенка», представленные на рис.2, мы видим, что дети с завышенной и заниженной самооценкой находятся на одном уровне (30 %), но при этом у 60 % детей наблюдается несовпадение их оценки себя самих с отношением, по их мнению, окружающих к ним. Из них 40 % считают, что о них думают хуже, чем они сами о себе. 20 % детей думают, что их переоценивают. Такие результаты говорят об эмоциональном неблагополучии у детей младшего школьного возраста.
Рис. 2. Результаты методики «Лесенка»
Методика А. М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя» показала, что количества детей с заниженной самооценкой значительно много (40 %). Однако, у 45 % диагностируемых наблюдается адекватная самооценка (рис.3). Тем не менее, результаты исследования свидетельствуют о наличии психических переживаний у детей, что сказывается на эмоционально-ценностном отношении их к себе и своей самооценки.
Рис. 3. Результаты методики «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте
На следующем этапе исследования самооценки использовалась методика
А. В. Захаровой на определение эмоционального уровня самооценки.
По итогам данной методики можно сделать вывод о том, что существует тенденция к заниженной самооценке (35 %), но при этом количество детей с адекватной превалирует (45 %), это мы можем видеть на рис. 4.
Рис. 4. Результаты методики А. В. Захаровой
Следующим тестом для выявления уровня самооценки является методическое пособие Л. С. Бочкаревой «Как стать уверенным».
Результаты теста показывают, что у детей младшего школьного возраста преобладает низкая самооценка (40 %).
Рис. 5. Результаты теста на определение самооценки Л. С. Бочкаревой
Подводя итоги по результатам всех проведенных методик, можно сделать вывод о том, что существует тенденция к заниженной самооценки у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Результаты исследования показали, что количества детей с адекватной самооценкой — 40 %, но у 25 % она является неустойчивой, также было выявлено 20 % детей с завышенной самооценкой, из которых 15 % — с устойчивой завышенной. Важным моментом является то, что большой процент детей исследуемой группы (40 %) имеет заниженный уровень самооценки. Такие дети не умеют оценивать свои сильные и слабые стороны, они не уверенны, видят в себе только отрицательное, проявляют повышенную самокритичность.
Для здорового развития таких детей и их дальнейшей успешной жизнедеятельности необходимо с раннего возраста воспитывать у них адекватную самооценку к себе. Дети, которые не получают полноценного развития в семье, нуждаются в этом как никто другой.
Для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, была составлена программа, в которой использовались такие приемы как беседа, проективные рисунки, игры, этюды, упражнения. Перечисленные приемы были направлены на снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уровня уверенности в себе и свои силы, развитие способности видеть в себе «хорошее», формирование коммуникативных навыков. Программа состояла из 12 занятий, общее время реализации программы составило 8 недель.
По завершению работы у детей были сформированы доверительные отношения, был понижен общий уровень тревожности, налажены коммуникативные способности, а также повышена активность и уверенность детей в своих силах.
Для проверки результативности программы было проведено итоговое тестирование с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты вторичных проведенных методик показали, что уровень детей с адекватной самооценкой резко вырос. У 35 % детей самооценка перестала быть заниженной, из них у 25 % сформировалась устойчивая адекватная самооценка.
Контрольный этап данного исследования показал, что работа по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет результативна, если программа будет состоять из мероприятий, направленных на снижение уровня эмоционального напряжения у детей; формирование доверительных отношений в группе; повышение уверенности детей в себе и своих силах; формирование коммуникативных навыков.
Таким образом, самооценка детей формируется с момента осознания себя. Ее формирование зависит от того в каком социальном окружении находится ребенок, и какое участие в его жизни принимают взрослые.
Литература:
- Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я-концепцией// Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология, — № 1. — 2011. — С. 54–65.
- Белоборыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 31–38. ISSN 0042–8841
- Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие / Молчанова О. Н. — М.: Изд-во: «Флинта, Наука», 2010. — 392с.
- Пронина, А. Н. Самооценка и её значение в процессе социализации ииндивидуализации детей-сирот дошкольного возраста // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Научный потенциал мира — 2008». — Т. 4. Педагогические науки, — 2008. — С.109–120.
- Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с. ISBN 5–305–00089–0.
- Формирование смысложизненных ориентаций личности — фактор профилактики социальных отклонений молодёжи/ Под общ. Ред. В. А. Попова. — Владимир: ВГПУ, 2008. — 260 с. ISBN 978–5-87846–612–7