Проблемы образования в сельской малокомплектной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гусаков, С. В. Проблемы образования в сельской малокомплектной школе / С. В. Гусаков. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4111/ (дата обращения: 16.11.2024).

О достоинствах и недостатках модернизации современного российского образования не говорил только ленивый, тем не менее хочется высказаться с точки зрения обычного сельского учителя малокомплектной школы, которых в стране — тысячи, и проблемы которых тонут в масштабах нашей необъятной родины.

За последние 20 лет количество обучающихся в сельских школах сократилось в разы. Причиной этому является с каждым годом набирающий обороты процесс урбанизации в России. Выпускники общеобразовательных школ целыми классами покидают родные места, стараясь любой ценой обосноваться в ближайшем областном центре или прилегающих территориях. На селе остаются или те, кому посчастливилось устроиться на работу, (что практически не возможно, за редким исключением), или дети из не благополучных семей.

Результатом этого стало то, что итоги аттестации школьников всегда (или почти всегда) ниже средней по региону. В связи с этим падает рейтинг школы, сокращается финансирование, и, соответственно, качество образования. Родители, чьи дети имеют высокие реальные возможности, стараются перебраться в более крупный населенный пункт, например — райцентр, и школа опять лишается своих лучших учеников. Круг замкнулся.

Отдельной строкой хотелось бы остановиться о правилах итоговой аттестации за курс средней школы. Как можно объяснить некоторым пятнадцатилетним детям, что им не нужно продолжать обучение после основной школы, потому что сдать ЕГЭ за курс математики (русского языка) для них практически невозможно? Ну не тянет ребенок даже на минимальное количество баллов, хотя трудолюбив, адекватен, физически развит. Мало кто из родителей рискнет отправить сына или дочь в пятнадцатилетнем возрасте в ПТУ или техникум за сотни километров, иногда в другой район. И как жить этому человеку, гражданину Российской Федерации? На этот вопрос у меня ответа нет. Мало того, что его не берут даже скотником или пастухом до совершеннолетия, так ему и впоследствии получить заветный аттестат нет никакой возможности. Эти два года начисто выпадают из жизни молодого человека: ни учебы, ни работы. Выход большинство видит в одном: алкоголь. Дальше, возможно, преступление, судимость…. И дело далеко не в том, что на селе работают учителя низкой квалификации. На самом деле сельские учителя — достойные представители своей профессии. В отличие от городских преподавателей они общаются со своими воспитанниками не только в стенах школы, но и в повседневной жизни, поэтому авторитет учителя они должны зарабатывать 24 часа в сутки. Считаю, что в школе все-таки должен работать учитель, а не «поставщик образовательных услуг».

Выход из этой ситуации мне представляется один: отменить минимальное количество баллов результатов ЕГЭ. Пусть учащийся получит 5 баллов по математике, но зато он будет при месте и при деле, ведь школа должна не только давать знания, но (что не менее важно) воспитывать подрастающее поколение, и чем дольше она это делает, тем лучше. Процент таких учеников на селе сравнительно не высок, но они есть, и от этого ни куда не деться. Многие директора школ стараются их не брать в 10 класс, чтобы не портить статистику протоколов ЕГЭ. То есть статистика ломает человеческие судьбы, и у деревенского ребенка не остается никакого выбора.

Школа на селе не только образовательное учреждение, зачастую она выполняет роль социально-культурного центра. Дети не только получают знания, но и проводят практически все свое свободное время, посещая различные кружки, спортивные секции, принимают участия в различных мероприятиях районного, а иногда и областного уровней. Мы, учителя сельских школ, знаем своих учеников практически с рождения, ведь это дети наших друзей, соседей, дальних и ближних родственников. И иной раз больно смотреть как молодой здоровый парень, чемпион района по волейболу, болтается в дурной компании и просто губит свою жизнь. Безусловно, мы делаем все возможное и невозможное, чтобы помочь этим детям, но помощь государства (хотя бы законодательно) была бы далеко не лишней. Многие учащиеся в 10–11 классах получают профессию, например тракториста, но их лишают даже этого. И пусть ребенок спокойно закончит среднюю школу, получит полноценный аттестат, хоть и не с очень хорошими оценками, а дальше строит свою жизнь сам, ведь сейчас без среднего образования, например, невозможно заключить контракт с Министерством обороны.

Если в ближайшее время не произойдет никаких изменений, то российская глубинка через 10–15 лет перестанет существовать. Многие деревни и села нашей страны уйдут в небытие. Горожане считают, что село — это спившиеся граждане, прозябающие на краю бедности, не приносящие никакого дохода, что почти ничего сейчас не поставляется из деревень — яблоки, молоко, мясо, птица. Отчасти они правы, но ни кто не хочет задуматься, почему это так, и что нужно сделать, чтобы это изменить. Что бы знать истинные проблемы села, надо там жить. Часто причиной резкого сокращения жителей села является закрытие школы. И я призываю заинтересованных людей, задуматься о том, как разорвать этот круг.

Я проработал в своей школе 19 лет, здесь учатся мои дети, на сельском кладбище похоронены мои отец, дед, прадед и прапрадед, и я хочу, чтобы мои внуки закончили Верх-Таркскую среднюю общеобразовательную школу.

Невозможно представить себе, что будет, если в России не будет села. Огромный пустырь с очагами цивилизации. И пока власти не поймут, что нет школы — нет села, угроза запустения существует. Чтобы процветало село, нужна школа, чтобы процветала школа, нужны дети, чтобы были дети, нужна достойная работа, крепкое сельское хозяйство, которое одним сельским жителям, в условиях современных рыночных отношений, без поддержки государства ну никак не поднять.

И все-таки хочется верить, что наступят такие времена, когда быть сельским жителем станет престижно, люди уедут из пыльных городов (таким образом будет решена проблема парковок), в коридорах деревенских школ станет весело и шумно, снова деревенская свадьба станет обычным делом, и, по крайней мере каждый второй российский ребенок будет выпивать на завтрак стакан парного молока.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, Россия, село.