Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
Осознавая значимость данного направления, следует поставить такие задачи:
- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
- способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
- раскрытие творческого потенциала личности;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.
Работая в данном направлении, учителя нашей начальной школы руководствуются следующим программно-методическим обеспечением:
- Устав школы
- Программа развития школы «Становление личности воспитанника через единство обучения и воспитания в условиях интегративной школы» (раздел «Работа с одаренными детьми»)
- Образовательные программы «Школа 2100», «Гармония», «Школа России»
- Программа воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»
- Программы деятельности классных коллективов
- Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме
- Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.
Уже на этапе предшкольной подготовки в Школе будущего первоклассника и в Группе кратковременного пребывания детей начинается работа по выявлению их способностей и интеллектуального уровня. Педагогом-психологом проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком.
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
- Дифференцированный и индивидуальный подход
- Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
- Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
- Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам
- Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
- Реализация Программы воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»
- Внеклассная работа по предмету
- Подвижные выставки творческих работ учащихся
- Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах
- Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Инфознайка»)
- Активное и результативное участие в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»
- Проектная деятельность учащихся 3–4 классов (несколько туров):
· классный тур (подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса);
· школьный тур (участие в конкурсе творческих проектов в рамках школы I ступени);
· общешкольный тур (участие в малой научной конференции школы «Наши первые шаги в научном мире» — защита лучших проектов);
· районный тур (участие в районном конкурсе проектов для учащихся 3–4 классов);
· дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).
Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования
- Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:
· Дом детского творчества (комплексная программа «Древо ремесел», успешно реализуемые программы по изобразительной деятельности, вышиванию, бумажной пластике, вязанию, бисероплетению, легоконструированию);
· Школьная и сельская библиотеки (циклы бесед, предложение разнообразных мероприятий и конкурсов);
· Районная Детская школа искусств (музыкальное, художественно-эстетическое образование, участие в концертах и выставках);
· ДЮСШ (физкультурно-спортивное развитие, участие в соревнованиях и турнирах различного уровня).
- расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т. п.);
- консультации для родителей и индивидуальные встречи;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;
- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;
- творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.
Работу педагогов с одаренными детьми составляют:
- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;
- диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- организация работы НОУ и подготовка детей к участию в малой научно-практической конференции учащихся;
- проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;
- содействие созданию портфолио учащегося;
- проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;
- проведение школьного смотра методического мастерства, обобщение опыта работы по развитию детской одаренности;
- дессиминация опыта работы в данном направлении (участие в семинарах, презентациях, конференциях, публикации в методических сборниках разного уровня).
По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.
Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48–58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45 % ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13 % детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 10 % составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы — учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей — чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача — так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.