Работа с одаренными детьми в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 24.11.2014

Статья просмотрена: 6442 раза

Библиографическое описание:

Красильникова, С. Ю. Работа с одаренными детьми в начальной школе / С. Ю. Красильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 589-591. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13897/ (дата обращения: 16.12.2024).

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

Осознавая значимость данного направления, следует поставить такие задачи:

-        создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

-        организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;

-        способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

-        раскрытие творческого потенциала личности;

-        развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

Работая в данном направлении, учителя нашей начальной школы руководствуются следующим программно-методическим обеспечением:

-        Устав школы

-        Программа развития школы «Становление личности воспитанника через единство обучения и воспитания в условиях интегративной школы» (раздел «Работа с одаренными детьми»)

-        Образовательные программы «Школа 2100», «Гармония», «Школа России»

-        Программа воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»

-        Программы деятельности классных коллективов

-        Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме

-        Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.

Уже на этапе предшкольной подготовки в Школе будущего первоклассника и в Группе кратковременного пребывания детей начинается работа по выявлению их способностей и интеллектуального уровня. Педагогом-психологом проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

-        Дифференцированный и индивидуальный подход

-        Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)

-        Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)

-        Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам

-        Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

-        Реализация Программы воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»

-        Внеклассная работа по предмету

-        Подвижные выставки творческих работ учащихся

-        Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах

-        Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Инфознайка»)

-        Активное и результативное участие в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»

-        Проектная деятельность учащихся 3–4 классов (несколько туров):

·         классный тур (подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса);

·         школьный тур (участие в конкурсе творческих проектов в рамках школы I ступени);

·         общешкольный тур (участие в малой научной конференции школы «Наши первые шаги в научном мире» — защита лучших проектов);

·         районный тур (участие в районном конкурсе проектов для учащихся 3–4 классов);

·         дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

-                   Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:

·         Дом детского творчества (комплексная программа «Древо ремесел», успешно реализуемые программы по изобразительной деятельности, вышиванию, бумажной пластике, вязанию, бисероплетению, легоконструированию);

·         Школьная и сельская библиотеки (циклы бесед, предложение разнообразных мероприятий и конкурсов);

·         Районная Детская школа искусств (музыкальное, художественно-эстетическое образование, участие в концертах и выставках);

·         ДЮСШ (физкультурно-спортивное развитие, участие в соревнованиях и турнирах различного уровня).

-                   расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.

Работа с родителями в данном направлении включает:

-        проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т. п.);

-        консультации для родителей и индивидуальные встречи;

-        открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-        привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;

-        проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;

-        творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.

Работу педагогов с одаренными детьми составляют:

-        отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;

-        диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-        систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);

-        создание банка данных «Одаренные дети»;

-        организация работы НОУ и подготовка детей к участию в малой научно-практической конференции учащихся;

-        проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;

-        содействие созданию портфолио учащегося;

-        проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;

-        проведение школьного смотра методического мастерства, обобщение опыта работы по развитию детской одаренности;

-        дессиминация опыта работы в данном направлении (участие в семинарах, презентациях, конференциях, публикации в методических сборниках разного уровня).

По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.

Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48–58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45 % ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13 % детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 10 % составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы — учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей — чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача — так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школьная мотивация, начальная школа, внеурочная деятельность, высокий уровень, детская одаренность, дополнительное образование, работа, развитие, создание условий.


Задать вопрос