Создание условий для адресной работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 626 раз

Библиографическое описание:

Васильцова, Е. В. Создание условий для адресной работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности / Е. В. Васильцова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1665/ (дата обращения: 22.12.2024).



Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.

Ф. Бэкон

Безусловно, одаренность это Богом данный дар, но вместе с тем, требующий заботы и внимания. Каждый ребенок наделен уникальными талантами, которые мы, учителя и родители, призваны распознать и взрастить. Именно поэтому своей главной задачей ставлю создание в образовательном процессе эффективных условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности на основе выявления (распознавания) индивидуальных способностей и поддержке ранних их проявлений.

Работа по направлению с «Одаренные дети» состоит из 4 этапов и начинается с предварительного поиска одаренных детей, осуществляемого уже на дошкольной ступени.

Ведь уже на этапе детского сада дети начинают проявлять свои таланты. На этом этапе, в ходе предварительного поиска, опираюсь на характеристики, которые дают воспитатели. В подборе информации мне также помогают родители, врачи и сами дети.

В моей практике нормой является также посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.

Одаренность детей можно определить, образно выражаясь, «невооруженным глазом».

Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившим в первый класс ребенке.

Начало обучения в 1 классе — следующий этап работы с одаренными детьмиэтап сопровождения. Системность и последовательность работы обеспечивает ведение индивидуальных личностных карт.

Такие карты позволяют составить максимально развернутый портрет одаренного ребенка и спроектировать траекторию развития его талантов. При этом заметим, что в классе учатся не только одаренные дети, но и дети, находящиеся в различных жизненных ситуациях, с различиями в состоянии здоровья, имеющие поведенческие особенности и др.

А потому в целом системность и эффективность работы с разными категориями учащихся достигается введением социального паспорта класса.

Такой паспорт постоянно пополняется и корректируется.

К концу I полугодия в 1 классе завершается формирование индивидуальной стартовой характеристики каждого первоклассника.

Таким образом, мною были выявлены учащиеся с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности, а именно — 18 % учащихся, имеющих предметную одаренность; 41 % — творческую одаренность; 22 % детей — спортивную одаренность и 19 % учащихся, обладающих явно — выраженными лидерскими качествами.

Третий этап работыоценочно-коррекционный — создание условий для опережающего развития и максимального раскрытия талантов и способностей одаренных детей.

Конечно важно, чтобы работа с одарёнными учениками охватывал все формы организации учебной деятельности: урочную, внеурочную, внеклассную.

В этой статье мне хотелось бы раскрыть некоторые методические приемы, которые я использую в урочной деятельности.

  1. Поручение одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими учащимися. На уроке окружающего мира при изучении темы «Вода и ее свойства» учащимся был предложен текст, в котором спрятаны пять разных видов напитков, которые нужно найти.
  2. Принимая во внимание, что способные учащиеся быстрее, чем другие дети в классе видят предполагаемый результат учебного труда, назначаю таких школьников консультантами на уроке при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим детям в классе.
  3. Учащимся с предметной одарённостью, успешно осваивающим учебную программу, вместо упражнений на отработку учебного навыка предлагаю творческие задания, в которых полученные знания необходимо применить в новых условиях задачи. В числе таких заданий, например, подготовка доклада, презентации, выступления, сбор дополнительного материала по теме.

Хотелось бы отметить, что подготовка доклада не равносильна скачиванию текста в интернете и распечатке. Поэтому с одаренными учащимися ведется индивидуально-групповая работа с целью научить такому виду самостоятельной учебной деятельности. При том важным остается интерес самого школьника к такой работе.

Например, Алексей Мельяненко не раз проявлял инициативу к подготовке таких работ и высокую степень познавательной активности. Так, после урока по окружающему миру им была проведена большая исследовательская работа по теме «Изучение отрицательного влияния таких веществ как соль, сахар, сода на флору, а в дальнейшем и на человека». Чекулаев Матвей провел исследование по теме «Качество яиц», включающее все этапы исследовательской работы от постановки цели, проведения эксперимента до анализа результатов и формирования выводов.

Для того, чтобы занятия с одаренными детьми были по-настоящему интересными, я провожу параллели между русским языком и литературой. Предоставляю классу на изучение отрывок из литературного произведения, или стихотворение, в котором одаренные дети намеренно создают несколько грамматических ошибок. Остальные ученики должен найти эти ошибки и объяснить правила, которыми они руководствовались.

  1. Зная о том, что одарённые дети имеют нередко завышенную или заниженную самооценку, в своей педагогической практике предлагаю таким учащимся задания на разработку тестовых заданий и соответствующих критериев оценки результатов выполнения.

Например, Абянли Адриана разработала тестовые вопросы и свои критерии оценок по кубановедению по трём темам «Животный мир моей местности», «Красная книга Краснодарского края», «Правила защитников природы». Выступая в роли помощника учителя Адриана предложила на выбор учащимся на уроке бланки с заданиями по указанным темам.

  1. В учебной работе широко использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет.

Современные инфокомуникационные технологии расширяют возможности учителя в профессиональной деятельности. Особое значение приобретают методы дистанционного обучения. В своей работе я применяю такие его формы как:

  1. Он-лайн проверка домашнего задания «одаренными» детьми.
  2. Организация обсуждений группой одаренных детей при подготовке к учебным проектам в режиме видеоконференции с использованием технологии Skype.
  3. Организация он-лайн консультаций «одаренными» детьми по некоторым предметам, таким как математика, русский язык в режиме видеоконференции по заранее составленному расписанию с использованием технологии Skype.

Результативность урочной работы с учащимися проявляется в результативности их участия в предметных конкурсах, где мои ученики занимают высокие места.

Четвертый этап работы с одаренными и способными детьми — заключительный: он включает формирование преемственности образования, начиная со II полугодия 4 класса основанное на моем сотрудничестве с учителями основной школы. Это сотрудничество осуществляется с целью успешной адаптации учащихся на следующей общеобразовательной ступени и соблюдения приемов в работе с одаренными детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, класс, учащийся, этап работы, детский сад, использование технологии, исследовательская работа, предварительный поиск, предметная одаренность, русский язык.

Похожие статьи

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Задать вопрос