Работа с одаренными учащимися в урочное и внеурочное время
Автор: Окунева Наталья Фёдоровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.08.2019
Статья просмотрена: 948 раз
Библиографическое описание:
Окунева, Н. Ф. Работа с одаренными учащимися в урочное и внеурочное время / Н. Ф. Окунева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15236/ (дата обращения: 16.11.2024).
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Ни для кого не секрет, что сегодня задача школы определяется новой реальностью, новым социальным заказом — потребностью в высокообразованной, высококультурной, самостоятельно мыслящей личности. Поэтому выявление и поддержка одаренных талантливых детей является одним из приоритетов государственной политики.
Именно эта задача приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей.
Категории одаренных детей:
– дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
– дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);
– дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Характерные черты одаренных детей (модель одаренности Ж. Рензулли)
Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
1) интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
2) креативность или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);
3) настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и исследовательская активность).
Теория трех колец — Дж. Рензулли — одна из наиболее известных концепций одарённости в американской и мировой практике.
Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.
Этапы организации работы с одаренными детьми:
– Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
– Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся.
– Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований, позволяющих определить наличие одаренности.
– Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Работа с одаренными учениками во внеурочной деятельности включает следующие виды:
– предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов;
– научно-практические конференции;
– олимпиады по предмету;
– участие в конкурсах исследовательских работ;
Для успешной работы с одарёнными детьми также необходимы эффективные педагогические приёмы.
Работу с одаренными детьми необходимо выстраивать, исходя из следующих принципов:
– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
– обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества разноплановых кружков, через работу в научном обществе учащихся,
– усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях и т. д.).
Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в школе осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему воспитательной работы. Для этого используются разнообразные формы работы:
– ролевые тренинги,
– предметные викторины,
– творческие и интеллектуальные конкурсы,
– интеллектуальные марафоны и т. д.
Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.
«Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант» (А. И. Савенков).
Работа с одаренными детьми дает свои результаты. Юрченко Екатерина, Окунева Алена, Харченко Т., Круглиева М., Джурко А., Жамкачян Г., Апресян А. становились неоднократными победителями и призерами всероссийских конкурсов. В 2017–2018 учебном году Окунева Алена получила диплом II степени в V Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих проектов учащихся «Старт в науке» (Российская Академия естествознания) и приглашена на итоговое заседание школьного форума в г. Сочи. А годом раньше Алена стала победителем во Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», получив диплом победителя и Знак отличия «Первые шаги в науке». С удовольствием учащиеся приняли участие во Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Россия». Из 8 учащихся семеро получили диплом второй степени и одна ученица — диплом 3-й степени.
Но все-таки главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами экзамена. Вот уже который год учащиеся 9 класса МОБУООШ № 27 сдают ОГЭ с успеваемость 100 %, при этом качество тоже растет с каждым годом. Учащиеся 8–9 классов на страницах сайта «Сдам ГИА» пробуют свои силы в выполнении вариантов ГИА, а я могу контролировать их работу, затем мы совместно разбираем ошибки и снова решаем варианты.
Подводя итог, еще раз хочу подчеркнуть: работа с одаренными детьми строится на строго добровольной основе, заинтересованности с обеих сторон, максимально оптимизированном учебном процессе и строгом контроле загруженности ребенка.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». К. Д. Ушинский
Школа — достаточно консервативное учреждение. И я тоже ничего особенно нового не придумала. Я просто постаралась еще раз воплотить в жизнь классические принципы педагогики, сформулированные еще Яном Коменским: индивидуальный подход к каждому ученику при групповом обучении, высокие требования, как к профессиональной подготовке, так и к педагогическим способностям преподавателей, формирование высокой мотивации ученика в изучении любимого предмета.
В своей работе я использую элементы дистанционной образовательной технологии. Работа ведется также с использованием личного сайта в сети Интернет. На странице своего сайта я размещаю работы учащихся, поздравляю их с победой, благодарю родителей за оказанную помощь. Таким образом, работа с одарёнными детьми — одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель — способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей.