Развитие системы поддержки талантливых детей. Модели. Механизмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 06.11.2013

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Мачнева, Л. А. Развитие системы поддержки талантливых детей. Модели. Механизмы / Л. А. Мачнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 624-625. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8229/ (дата обращения: 19.12.2024).

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

В начальной школе работаю почти 22 года. Каждый раз, набирая в первый класс малышей, я с интересом вглядываюсь в лица своих будущих учеников: кто они — тихони или озорники, непоседы или вдумчивые философы≤ В одном я уверена точно — все дети талантливы. Задача учителя в том, чтобы вовремя обнаружить этот талант, помочь ему развиться.

Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую — либо сложную деятельность. Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одарённых детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребёнка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен.

Одна из задач современной педагогики — как можно раньше выявлять одарённых детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

С первых дней знакомства с классом провожу анкетирование родителей, прошу развёрнуто ответить на вопросы: «Чем интересуется Ваш ребёнок≤», «Какие кружки, секции посещал до школы≤», «В чём ребёнок наиболее успешен≤», «Какие задатки хотите развить в своём ребёнке≤» Внимательно изучаю ответы родителей и обязательно учитываю их пожелания в своей учебной и воспитательной деятельности.

Большую роль в работе с одарёнными детьми играет и своевременная психолого-педагогическая диагностика одарённости. В этом учителю оказывает помощь школьный психолог, который проводит беседы, анкетирование, тестирование учащихся.

Важнейшей составной частью обучения одарённых детей является применение интерактивного обучения, что позволяет использовать творческий потенциал школьников при овладении научными методами познания, углубленном освоении учебного материала.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Конкретному ученику внедрение интерактивного обучения даёт: осознание включённости в общую работу, развитие личностной рефлексии, становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности, оценку работы каждого учителем или другими учениками.

Учащиеся нашей школы уже с первого класса вовлекаются в работу школьного ученического научного общества, с удовольствием работают над проектами. Главная задача научных обществ учащихся — приобщение школьников к самостоятельной творческой деятельности. Научное общество учащихся даёт школьникам возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами исследовательской и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в исследованиях. Для того, чтобы талант имел возможность развиваться и совершенствоваться, необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и научное общество учащихся — одна из главных ступеней этого процесса. Мои ученики разработали и выполнили проекты «Обитатели нашего леса», «Пословицы, поговорки, крылатые выражения в моей речи», творческий проект «Пасхальная открытка», занявший 1 место на школьной научно — практической конференции (2012 год), исследовательский проект «Роль спорта в развитии младших школьников», занявший 2 место в районной научно — практической конференции (2013 год).

Начиная с 3 класса, учащиеся принимают участие в школьных и районных предметных олимпиадах (конечно, этому предшествует огромная работа с детьми на уроках и во внеурочное время!). Я считаю, что мы по праву можем гордиться 1 местом в районной олимпиаде по окружающему миру (2012 год), 2 местом по математике (2013 год), тремя первыми местами во Всероссийской заочной олимпиаде по математике, вторым местом по русскому языку.

С введением нового ФГОС у учителя появилась возможность работать с одарёнными детьми и в рамках внеурочной деятельности. На занятиях в изостудии и в кружке «Умелые ручки» я стараюсь выявить и развить творческие задатки детей, их художественные способности. Сейчас четверо моих учеников посещают занятия в школе искусств на художественном и театральном отделениях. С большим удовольствием учащиеся класса принимают участие в различных конкурсах, творческих фестивалях и смотрах.

В работе с одаренными детьми использую следующие педагогические технологии: новые информационные технологии обучения, технологию проектного обучения, технологию развивающих игр, педагогику сотрудничества и гуманно — личностную технологию Ш. А. Амонашвили.

И ещё… Обязательно надо приучать ребёнка к труду, ежедневному, ежечасному усилию над собой. Следует всегда помнить слова Людвига Бетховена: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивное обучение, научное общество учащихся, ребенок, возможность, место, практическая конференция, талант, учебный материал, ученик.


Задать вопрос