Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе — организация дополнительного образования «Царство знаний» — обмен педагогическим опытом
Автор: Юрковец Ольга Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 586 раз
Библиографическое описание:
Юрковец, О. В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе — организация дополнительного образования «Царство знаний» — обмен педагогическим опытом / О. В. Юрковец. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4058/ (дата обращения: 21.11.2024).
Курс «Развитие речи» необходим потому, что в настоящее время не все дети посещают детские учреждения и не имеют достаточной подготовки при поступлении в школу. Родители детей заинтересованы в занятиях по развитию речи.
Школа раннего развития призвана заложить основы гармоничного развития детей дошкольного возраста, обеспечить формирование прочных навыков осознанного, выразительного чтения, развитой речи, культурного поведения.
Курс развития речи в школе раннего развития предусматривает подготовку детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет. Период реализации программы обучения в дополнительном образовательном учреждении 2 года.
Целью курса «Развитие речи» является развитие у дошкольника речевой культуры, обогащение речи ребенка и овладение речью как средством общения. Самое важное условие речевого развития ребенка — это хорошая речевая среда.
Задачи:
- учить дошкольников правильно произносить звуки, слова и предложения;
- дать начальные знания о русской литературе и литературе народов мира;
- способствовать обучению дошкольников чтению печатного текста;
- развивать речевой аппарат, внимание, ответственность;
- воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым людям;
- способствовать формированию любви к своей Родине, родному краю, городу;
- способствовать укреплению здоровья обучающихся во время занятий;
- расширять словарный запас;
- формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать педагога, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).
Основной формой организации воспитательно — образовательного процесса является учебное занятие. При проведении практической части изучения темы возможны рисунки по заданной теме, инсценировки, кукольные спектакли, праздники.
Учебно — тематический план составлен на 72 часа на каждый учебный год.
Режим обучения детей в школе раннего развития проводится: 2 раза в неделю по 25 минут — 1 час в неделю (первый год обучения); 2 раза в неделю по 25 минут — 1 час в неделю (второй год обучения).
Для реализации данной программы используются следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). Материал излагается с учетом возрастных психологических особенностей дошкольников, предваряемый задачами воспитания, которые являются ориентирами на конечный результат, предполагаемый на завершающем этапе воспитания, образования и развития дошкольника.
Требования к знаниям, умениям и навыкам 1-го года обучения.
По реализации данного курса программы к концу первого года обучения обучающиеся могут уметь:
- связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку, рассказ;
- уметь составлять сюжетный рассказ по картине: придумать название картины, продолжение сюжета, составлять короткий рассказ на заданную тему;
- уметь определять позицию звуков в слове, делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- уметь использовать в речи слова с противоположными значениями;
- уметь образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.
Требования к знаниям, умениям и навыкам 2-го года обучения.
По реализации данного курса программы к концу второго года обучения обучающиеся могут уметь:
- передавать литературный текст, используя при пересказе образные и художественные средства;
- составлять сюжетный рассказ по картине, самостоятельно придумывать события;
- составлять рассказ из личного опыта;
- использовать в речи антонимы и синонимы, подбирать их к прилагательным и к глаголам;
- использовать союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях разных типов;
- различать похожие по звучанию парные согласные, а также мягкие и твердые;
- ориентироваться во времени.
Формы контроля для отслеживания результата: диагностика обучающихся в начале (сентябрь) и в конце (апрель) года. Проводятся индивидуальные беседы, открытые занятия для родителей, на которых дети показывают результаты обучения и творческие работы: чтение стихов, описание картин, составление рассказов. А также педагог совместно с детьми участвуют в проведении следующих праздников: «Новый год», «8 марта», «Выпуск из школы».
Таблица 1
Календарно-тематический план курса «Развитие речи». 1 год обучения
№ п/п |
месяц |
неделя |
тема |
Общее количество часов |
||
сентябрь |
2 |
Введение. Знакомство с художественной литературой. |
всего |
теория |
практика |
|
1 |
1 |
|||||
1 |
2 |
Обучение рассказыванию «Лето — осень». |
1 |
1 |
||
2 |
3 |
Звуковая культура речи. Звук [и], заучивание потешек. |
1 |
1 |
||
3 |
3 |
Заучивание стихотворения «Осенние листья по ветру кружат…» |
1 |
1 |
||
4 |
4 |
Составление рассказа об игрушке. |
1 |
1 |
||
5 |
4 |
Деление слов на слоги. |
1 |
1 |
||
6 |
октябрь |
1 |
Обучение рассказыванию. «Петушок и бобовое зернышко» |
1 |
1 |
|
7 |
1 |
Чтение рассказа «Воробей» |
1 |
1 |
||
8 |
2 |
Чтение «Ребята и утята», звук [э]. |
1 |
1 |
||
9 |
2 |
Беседа об осени. |
1 |
1 |
||
10 |
3 |
Рассказывание сказки «Жихарка» |
1 |
1 |
||
11 |
3 |
Слияние гласных звуков с согласными. |
1 |
1 |
||
12 |
4 |
Составление описательных рассказов об игрушках. |
1 |
1 |
||
13 |
4 |
Чтение сказки «Телефон». |
1 |
1 |
||
14 |
ноябрь |
1 |
Звуковая культура речи, звук [л]. Заучивание потешек. |
1 |
1 |
|
15 |
1 |
Обучение грамоте, чтение по слогам. |
1 |
1 |
||
16 |
2 |
Беседа о поздней осени. Рассматривание картинок. Звук [р]. |
1 |
1 |
||
17 |
2 |
Слияние гласного и согласных звуков. |
1 |
1 |
||
18 |
3 |
Обучение грамоте. Чтение слогов. |
1 |
1 |
||
19 |
3 |
Составление рассказов «Моя любимая игрушка». |
1 |
1 |
||
20 |
4 |
Рассказывание сказки «Про Иванушку дурачка». |
1 |
1 |
||
21 |
4 |
Звуковая культура речи. Нахождение общей части в словах. |
1 |
1 |
||
22 |
декабрь |
1 |
Заучивание скороговорок. Печатание слогов. |
1 |
1 |
|
23 |
1 |
Заучивание стихотворения «Дядя Степа». |
1 |
1 |
||
24 |
2 |
Антонимы. Рассказывание сказки «Зимовье». |
1 |
1 |
||
25 |
2 |
Чтение рассказа «Торопливый ножик». |
1 |
1 |
||
26 |
3 |
Обучение грамоте. Звуковая культура речи. |
1 |
1 |
||
27 |
3 |
Чтение слогов. Заучивание стихотворения «Мама! Глянь — ка из окошка…» |
1 |
1 |
||
28 |
4 |
Чтение сказки «Федорино горе». |
1 |
1 |
||
29 |
4 |
Беседа «Дикие и домашние животные». |
1 |
1 |
||
30 |
5 |
Чтение слогов. Составление рассказа на предложенную тему. |
1 |
1 |
||
31 |
январь |
1 |
Заучивание стихотворения «Зима» |
1 |
1 |
|
32 |
1 |
Рассказывание сказки «Война грибов с ягодами». |
1 |
1 |
||
33 |
2 |
Чтение слогов и предложений. Антонимы. Синонимы. |
1 |
1 |
||
34 |
2 |
Знакомство с профессиями. |
1 |
1 |
||
35 |
3 |
Составление описательных рассказов «Дети на прогулке». |
1 |
1 |
||
36 |
3 |
Деление слов на слоги. Заучивание скороговорок. |
1 |
1 |
||
37 |
4 |
Синонимы. Антонимы. Заучивание потешек. |
1 |
1 |
||
38 |
4 |
Чтение сказки «Тараканище». |
1 |
1 |
||
39 |
5 |
Обучение грамоте. Деление слов на слоги. Профессия «Врач». |
1 |
1 |
||
40 |
февраль |
1 |
Многозначность слов. |
1 |
1 |
|
41 |
1 |
Чтение сказки «У слоненка день рождения». |
1 |
1 |
||
42 |
2 |
Обучение грамоте. Словообразование. |
1 |
1 |
||
43 |
2 |
Антонимы. Синонимы. Заучивание стихотворения «Уехали». |
1 |
1 |
||
44 |
3 |
Чтение сказки «Красная шапочка». Звуки [х], [з]. |
1 |
1 |
||
45 |
3 |
Праздник смелых людей. Чтение стихов. |
1 |
1 |
||
46 |
4 |
Обучение грамоте. Нахождение родственных слов. |
1 |
1 |
||
47 |
4 |
Чтение слов и предложений. Зимующие птицы. |
1 |
1 |
||
48 |
март |
1 |
Морфология. Звуковой анализ букв. |
1 |
1 |
|
49 |
1 |
Предметы весны. Заучивание стихотворения «Мама». |
1 |
1 |
||
50 |
2 |
Чтение рассказа «Журка». |
1 |
1 |
||
51 |
2 |
Беседа о мамах. Грамматика. |
1 |
1 |
||
52 |
3 |
Рассказывание сказки «Три поросенка». |
1 |
1 |
||
53 |
3 |
Обучение грамоте. Знакомство с прилагательными. |
1 |
1 |
||
54 |
4 |
Чтение рассказа «Как Аленка разбила зеркало». Пересказ. |
1 |
1 |
||
55 |
4 |
Обучение грамоте. Чтение слов и предложений. |
1 |
1 |
||
56 |
апрель |
1 |
Пересказ сказки «Заяц и еж». Чтение по слогам. |
1 |
1 |
|
57 |
1 |
Грамматика. Интонация. |
1 |
1 |
||
58 |
2 |
Звуковая культура речи. «Мои зеленые друзья». |
1 |
1 |
||
59 |
2 |
Закрепление слов — синонимов. Заучивание считалок. |
1 |
1 |
||
60 |
3 |
Знакомство с окружающим миром. Труд людей весной. |
1 |
1 |
||
61 |
3 |
Рассказывание сказки «Бременские музыканты». |
1 |
1 |
||
62 |
4 |
Пересказ рассказа «Лисята». Грамматика. |
1 |
1 |
||
63 |
4 |
Антонимы. Чтение рассказа «Почему Тюну назвали Тюной». |
1 |
1 |
||
64 |
май |
1 |
Простые и сложные предложения. |
1 |
1 |
|
65 |
1 |
Заучивание стихотворения «Весна, весна». |
1 |
1 |
||
66 |
2 |
Рассказывание сказки «Воробьишко». |
1 |
1 |
||
67 |
2 |
Грамматика. Моя улица. |
1 |
1 |
||
68 |
3 |
Знакомство с окружающим миром. Правила дорожного движения. |
1 |
1 |
||
69 |
3 |
Чтение любимых сказок. |
1 |
1 |
||
70 |
4 |
Наша Родина. |
1 |
1 |
||
71 |
4 |
Рассматривание сюжетных картинок. Придумывание рассказов. |
1 |
1 |
||
72 |
5 |
Чтение коротких рассказов. |
1 |
1 |
||
Всего |
72 |
31 |
41 |
Литература:
1. В.Волина «Праздник Букваря»
2. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать»
3. Под редакцией О. С. Ушаковой «Занятия по развитию речи»
4. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма»
5. Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей»
6. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»
7. Е. В. Колесникова «Развитие звуко — буквенного анализа у дошкольников»
8. П. С. Меньшикова Объяснительный текст к картинам «Дикие животные»
9. Т. А. Шорыгина «Знакомство с окружающим миром»
10. Е. В. Карпова «Дидактические игры»
11. Т. И. Тарабарина «Детям о времени»
12. Радуга «Обучение грамоте»