Тема: «Моя любимая игрушка»
Цель: способствовать формированию умения составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.
Задачи.
Образовательные: обучение творческому рассказыванию, формирование активного словаря детей, звуковой культуры речи, формировать правильное произношение слов, умение строить простые и сложные предложения, совершенствовать монологическую форму речи.
Развивающие: развивать образное мышление, память, развивать умение поддерживать беседу, развивать образную речь, творческую речевую деятельность, развивать воображение.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и их высказываниям, бережное отношение к игрушкам.
Материалы и оборудование: иллюстрации «Рассказы в картинках», «О друзьях и дружбе».
Методы и приёмы: словесный метод, приём: рассказывание без опоры на наглядный материал. Практический метод, приём: дидактические игры и упражнения. Наглядный метод, приём: непосредственный.
Словарная работа: дидактическое упражнение «Подскажи словечко», работа с орфографическим словарём буква «Ж».
Индивидуальная работа: формирование звуковой культуры речи у Серёжи Т. с помощью игры «Доскажи(подскажи) словечко».
Предварительная работа: Педагог предлагает детям рассказать о своих любимых игрушках. Просит их дома внимательно рассмотреть свою любимую игрушку, чтобы потом рассказать о ней подробно и интересно, без повторов. Беседа на тему «О друзьях и дружбе».
Вводная часть
Воспитатель: «Ребята у нас с вами сегодня будет очень интересное занятие. У каждого из вас есть любимая игрушка. Не все игрушки вы можете принести в детский сад, чтобы показать её своим друзьям. Есть игрушки, которые очень большого размера, или хрупкие, которые можно легко сломать. Но всем вам хочется о них рассказать друзьям. Вот сегодня мы и попробуем их себе представить с помощью ваших рассказов о них».
Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Спрашивает, кто о какой игрушке хочет рассказать. Объясняет, как рассказать, чтобы, не видя игрушки, все смогли хорошо её себе представить. Предлагает ребятам примерный план рассказа: «Сначала нужно сказать название игрушки, затем какого она цвета и из какого материала она сделана. Потом, рассказать о её свойствах, что она умеет делать. Чем она отличается от других игрушках, её особенности. И наконец почему она стала вашей любимой игрушкой, за что вы её любите и цените».
Основная часть
Воспитатель: «А я буду слушать и делать кое- какие отметки в своём блокноте. Они позволят мне отметить достоинства рассказа».Воспитатель просит ребёнка рассказать свой рассказ. Мальчик рассказывает о своей любимой машине. Воспитатель с детьми выслушивает рассказ и спрашивает, нет ли у ребят вопросов к рассказчику, не хотят ли они ещё что-нибудь узнать про игрушку.
Воспитатель: «Скажи, пожалуйста, как часто приходиться менять батарейку в машине?» (ребёнок отвечает). Дети задают интересующие их вопросы про машинку. Ребёнок отвечает на них.
Воспитатель предлагает другому ребёнку рассказать о любимой машине при условии, что у него совсем другой автомобиль, чем у предыдущего рассказчика. Воспитатель следит за тем, чтобы вступительные фразы рассказов не были стереотипными. Помогает уточняющими вопросами: «Как давно у тебя эта игрушка? Откуда она у тебя?» Затем, воспитатель просит кого-либо из детей рассказать о мягкой игрушке. И тоже просит детей задать уточняющие вопросы. Дети поочерёдно рассказывают свои рассказы о любимых игрушках.
Воспитатель: «Как хорошо вы справились с этим заданием! А теперь ребята я хочу выяснить, сможете ли вы назвать слова, противоположные по значению тем, которые я сейчас назову? (дидактическое упражнение «Подскажи слово») Темно, сыро, солнечно, весёлый, жадный, трусливый, высокий, близко, громко, толстый, слабый» (воспитатель называет слова по очереди, дети образовывают слова-антонимы).
Воспитатель: «Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо поняли, что такое слова- противоположные по значению! А какие интересные и разнообразные рассказы составили о своих любимых игрушках! Не забывайте, что игрушки нужно беречь! Вы помните рассказ о медвежонке Ушастике? О том, что игрушки, в которые вы позволяете играть сверстникам, иногда ломаются? (дети отвечают)
Затем воспитатель проводит словарную работу с помощью орфографического словаря (буква «Ж»).
Работа со словарем: воспитатель отрывает словарь на странице с нужной буквой, затем предлагает детям вспомнить слова на эту букву. Дети по очереди называют слова.
Заключительная часть
Воспитатель: «Ребята, поиграем в интересную игру? Я вам покажу картинки, а вы составите рассказы по ним. Как вы думаете, о чем будут наши рассказы? (дети отвечают). Правильно, о друзьях и дружбе!»
Дети с воспитателем выстраивают картинки в правильной последовательности и составляют по ним рассказы. Воспитатель дополняет, уточняет рассказы детей.
Формирование монологической речи
Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цель: учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Задачи
Образовательные: обогащать и активизировать словарь детей; формировать правильное произношение слов, умение строить простые и сложные предложения, совершенствовать монологическую форму речи.
Развивающие: развивать речь, память, образное мышление, фантазию и творчество, активизировать мыслительную деятельность детей.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к сверстникам, познавательный интерес, художественно-эстетический вкус.
Закрепляющие: повторить ранее заученные стихотворения наизусть.
Материалы и оборудование: пособие «Рассказы в картинках» Радлов Н. «Огород» с фабульным развитием сюжета, орфографический словарь, произведение художественной литературы Л. К. Толстой.
Методы и приёмы: Словесный метод, приёмы: чтение и рассказывание художественных произведений. Практический метод, приёмы: дидактические игры и упражнения. Наглядный метод, приёмы: непосредственные, опосредованные.
Словарная работа: игра «Кто назовёт больше слов на букву «Д» (использование орфографического словаря). Словесное дидактическое упражнение «Кто скажет иначе».
Индивидуальная работа: формирование звуковой культуры речи у Софьи Е. упражнение по подбору близких по звучанию слов (рифмующихся).
Предварительная работа: Начиная с первых чисел сентября, педагог организует прогулки на природу, отыскивая с детьми приметы осени. Тем, кто любит рисовать, предлагает изобразить в специальном альбоме наиболее интересные моменты. (Например, однажды на прогулке поднялся сильный ветер и пошёл дождь. Большой мокрый кленовый лист опустился на Олину голову и прикрыл её как зонтик. Долго искали куда делись жуки и пауки, и нашли одного в ямке, другого под корой берёзы).
Ход занятия. Вводная часть
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Свяжите (составьте) цепочку». Напоминает правила игры, называет слово «Осень», дети конкретизируют это слово.
Дети: «Прохладно, холодно, яблоки, груши, виноград, тучи, пасмурно, дождик, лужи, день коротки» и т. д.
Основная часть
Воспитатель напоминает детям, что сентябрь-первый месяц осени.
Воспитатель: «Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным. Что такое коллективный рассказ? А содержательный рассказ? (дети отвечают)
Воспитатель: «Ребята, а давайте сначала поиграем в игру с нашим орфографическим словарём. Сегодня мы будем называть слова на букву «Д», и я вам назову ещё несколько новых слов на эту букву и объясню их значение» (проводиться словарная работа).
Воспитатель: «Молодцы ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему коллективному и содержательному расскажу. Прежде всего, обозначим план рассказа. Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом, как одеты и чем заняты люди. Итак, давайте вспомним всё о первых осенних деньках.
Воспитатель выслушивает ответы детей, следит за их речью, исправляет ошибки, предлагает подумать, как можно иначе сказать о том, или ином событии или явлении. Затем обобщает сказанное в коротком ёмком рассказе.
Воспитатель: «Теперь припомним как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки».
Воспитатель выслушивает всех желающих. Хвалит детей, сумевших интересно рассказать о том или ином явлении. Затем просит одного ребёнка обобщить услышанное и подсказывает начало рассказа «Ранняя осень -красивое время года». Затем интересуется, нет ли ещё желающих рассказать о красоте осени подробнее(дети рассказывают).
Воспитатель: «Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем, о том, что делают люди, как они одеты».
Воспитатель выслушивает ответы детей, просит кого-нибудь обобщить услышанное и составить рассказ. Затем воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру. Предлагает пособие с фабульным развитием сюжета Радлова Н. рассказы в картинках «Огород». Дети выстраивают картинки в правильной последовательности, обсуждают свои действия. После утверждения последовательности картинок дети по желанию составляют рассказы по первому, второй картинке и т. д. В заключении один ребёнок составляет рассказ по всем картинкам.
Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель подводит итог занятия, интересуется у ребят, получился ли, по их мнению, коллективный и содержательный рассказ о ранней осени и чему новому они сегодня научились. Повторяет новые слова из словарной работы.
В заключении воспитатель читает детям стихотворение об осени А. К. Толстого.
Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Позже в свободное время воспитатель читает детям другие поэтические произведения об осени.