Конспект комплексного занятия по теме «Наступила осень»
Авторы: Сировицкая Елена Архиповна, Селюкова Татьяна Владимировна, Коровина Алина Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 28.10.2021
Статья просмотрена: 80 раз
Библиографическое описание:
Сировицкая, Е. А. Конспект комплексного занятия по теме «Наступила осень» / Е. А. Сировицкая, Т. В. Селюкова, А. А. Коровина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 111-112. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6694/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: — обогащать знания детей об осени; учить различать признаки осени.
Задачи :
- Познакомить детей с приметами осени, изменениями в природе;
- Развивать эмоциональность, отзывчивость;
- Закрепить название цвета: красный, желтый, зеленый;
- Обогащать и активировать словарь детей.
Словарь: осень, осенний, пасмурная, дождливая, серое небо, холодно, моросит дождь, листопад и т. д.
Материал: сюжетные картинки по теме: «Осень»; кукла Маша; корзина с листочками желтого, зеленого и красного цвета; прищепки; желтые, красные, синие круги, туча, зеленый прямоугольник, ежики, яблоки, груши, морковь, свекла — вырезанные из картона; шаблоны деревьев, листочки (вырезанные из цветной бумаги), клей, салфетки.
Ход занятия
Организационный момент: (Ритуал начала занятия)
Воспитатель: — Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось. (Поднять руки вверх, потянуть к солнышку)
Свои лучики раскрыло — (Руки в стороны)
Всем улыбки подарило. (Улыбнулись друг другу)
Оглядело все вокруг, (Смотрим по сторонам)
Слева друг и справа — друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте! Добрый день!
Основная часть:
Воспитатель: — Ребята, вы не забыли, какое время года наступило?
Дети: — Осень.
Воспитатель: — Я шла сегодня на работу и на улице встретила куклу Машу. Она не знает, что наступила осень, поэтому не оделась тепло и замерзла. Я пригласила ее к нам в гости. Давайте поздороваемся с Машей и расскажем ей про осень. (Дети здороваются с куклой Машей)
Воспитатель: — Маша, посмотри, у нас много картинок про осень.
(Рассказ воспитателя про осень по картинкам)
— Наступила осень. Листья на деревьях желтеют и опадают. Начинает вянуть и желтеть трава, цветы засыхают. Осенью становится холодно, погода пасмурная и дождливая. Часто дует ветер и моросит дождь. Небо — серое, много туч. Солнышко светит не так ярко, как летом и прячется за тучки. Все дети и взрослые одеваются потеплее: надевают кофты, куртки, шапки, на ножки — туфли, а когда идет дождь — резиновые сапожки и берут с собой зонтик. Как вы думаете, зачем нужен зонтик? (Ответы детей)
Воспитатель: — Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края, на юг. Когда дует сильный ветер, он срывает листья с деревьев. Они кружатся и падают на землю. Когда падает много листьев — это явление называется листопад. А вы знаете, как дует ветер, и шуршат листья под ножками? (Ответы детей).
Дыхательная гимнастика
— Как дует ветер? (У-у-у-у-у-у)
— А сильный ветер? (У-у-у-у-у-у)
— Листочки шуршат (Ш-ш-ш-ш-ш)
Воспитатель: — Осень длится 3 месяца: сейчас сентябрь, потом октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы.
Дети: — Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: — Сентябрь — это первый осенний месяц. Сейчас — ранняя осень. Ранней осенью на полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. На деревьях листья начинают менять окрас: становятся желтыми, красными, оранжевыми. Листочки называются — осенние. Теперь вместе скажем: какие листочки? (осенние)
Воспитатель: — Давайте превратимся с вами в осенние листочки.
Физминутка «Мы листики осенние…»
Мы листики осенние. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Подуть, развести руки в стороны.)
Мы летели, мы летели (Бег.)
И на землю тихо сели. (Присесть.)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели и на землю снова сели. (Дети садятся на ковер.)
Воспитатель: — Посмотрите сколько листочков в корзинке. Давайте покажем куколке Маше и расскажем какие у нас листочки.
Сколько листочков?
Дети: — Много.
Воспитатель: — Листочки разные. Какого цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: — Разложите все листочки по цвету: все желтые к желтым, красные к красным, зеленые к зеленым.
— Сколько желтых, посчитаем? (Дети считают)
—Сколько зеленых? — Сколько красных? (Ответы детей)
Воспитатель: — Молодцы. Маша предлагает поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Дождь холодный моросит, (Стучим указательным пальцем по столу)
Птицы к югу полетели, (Руки в стороны, машем кистями рук)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)
Воспитатель: — Посмотрите, что нам Маша принесла! Волшебные прищепки, какие-то кружочки, прямоугольники, овощи и фрукты без веточек, ежики…
— Что ты хочешь, Маша? Маша хочет, чтоб мы помогли ей сделать, из всего этого, осеннюю картину. Поможем Маше? (Да)
Д/И «Волшебные прищепки»
(Дети делают из желтого кружочка и желтых прищепок — солнышко; из зеленого прямоугольника и зеленых прищепок — травку; на синюю тучку вешают синие прищепки; морковке и свекле делают из зеленых прищепок ботву и т. д.)
Воспитатель: — Маша, тебе нравится? (Да)
— А теперь все вместе сделаем осеннюю картину.
— Осенью высоко в небе еще светит яркое солнышко. Но набежали тучи, закрыли солнышко и пошел дождик. На земле росла травка и цветы, которые полил дождик. На огороде осенью убирают овощи. У нас выросла морковь и свекла. Ежик готовится к зиме, запасает себе фрукты: яблоки и груши. В садах осенью собирают урожай фруктов.
Воспитатель: — Ребята, давайте сделаем и подарим Маше красивое осеннее дерево.
Воспитатель: — У меня есть деревья, но на них нет чего?
Дети: — Листочков.
Воспитатель: — Как называются эти листочки? Какого они цвета?
Дети: — Осенние. Листочки желтые, красные, оранжевые.
Аппликация «Осеннее дерево»
(Дети выполняют работу, наклеивают листочки на дерево. Если нужна помощь, воспитатель помогает.)
Воспитатель: — Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года — осенью зовётся.
(Автор Майа Ходякова)
— Маше очень понравились ваши деревья. Вы большие молодцы.
(Ритуал окончания занятия)
Воспитатель: — Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять! (Дети и воспитатель обнимают друг друга)
Итог занятия: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили и рассказали Маше? (Об осени). Мы узнали, что такое осень, какие изменения происходят в природе. Поиграли с Машей и подарили ей красивые осенние деревья.