Конспект комплексного занятия по теме «Наступила осень» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Сировицкая, Е. А. Конспект комплексного занятия по теме «Наступила осень» / Е. А. Сировицкая, Т. В. Селюкова, А. А. Коровина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 111-112. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6694/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: — обогащать знания детей об осени; учить различать признаки осени.

Задачи :

  1. Познакомить детей с приметами осени, изменениями в природе;
  2. Развивать эмоциональность, отзывчивость;
  3. Закрепить название цвета: красный, желтый, зеленый;
  4. Обогащать и активировать словарь детей.

Словарь: осень, осенний, пасмурная, дождливая, серое небо, холодно, моросит дождь, листопад и т. д.

Материал: сюжетные картинки по теме: «Осень»; кукла Маша; корзина с листочками желтого, зеленого и красного цвета; прищепки; желтые, красные, синие круги, туча, зеленый прямоугольник, ежики, яблоки, груши, морковь, свекла — вырезанные из картона; шаблоны деревьев, листочки (вырезанные из цветной бумаги), клей, салфетки.

Ход занятия

Организационный момент: (Ритуал начала занятия)

Воспитатель: — Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось. (Поднять руки вверх, потянуть к солнышку)

Свои лучики раскрыло — (Руки в стороны)

Всем улыбки подарило. (Улыбнулись друг другу)

Оглядело все вокруг, (Смотрим по сторонам)

Слева друг и справа — друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте! Добрый день!

Основная часть:

Воспитатель: — Ребята, вы не забыли, какое время года наступило?

Дети: — Осень.

Воспитатель: — Я шла сегодня на работу и на улице встретила куклу Машу. Она не знает, что наступила осень, поэтому не оделась тепло и замерзла. Я пригласила ее к нам в гости. Давайте поздороваемся с Машей и расскажем ей про осень. (Дети здороваются с куклой Машей)

Воспитатель: — Маша, посмотри, у нас много картинок про осень.

(Рассказ воспитателя про осень по картинкам)

Наступила осень. Листья на деревьях желтеют и опадают. Начинает вянуть и желтеть трава, цветы засыхают. Осенью становится холодно, погода пасмурная и дождливая. Часто дует ветер и моросит дождь. Небо — серое, много туч. Солнышко светит не так ярко, как летом и прячется за тучки. Все дети и взрослые одеваются потеплее: надевают кофты, куртки, шапки, на ножки — туфли, а когда идет дождь — резиновые сапожки и берут с собой зонтик. Как вы думаете, зачем нужен зонтик? (Ответы детей)

Воспитатель: — Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края, на юг. Когда дует сильный ветер, он срывает листья с деревьев. Они кружатся и падают на землю. Когда падает много листьев — это явление называется листопад. А вы знаете, как дует ветер, и шуршат листья под ножками? (Ответы детей).

Дыхательная гимнастика

Как дует ветер? (У-у-у-у-у-у)

— А сильный ветер? (У-у-у-у-у-у)

— Листочки шуршат (Ш-ш-ш-ш-ш)

Воспитатель: — Осень длится 3 месяца: сейчас сентябрь, потом октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы.

Дети: — Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: — Сентябрь — это первый осенний месяц. Сейчас — ранняя осень. Ранней осенью на полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. На деревьях листья начинают менять окрас: становятся желтыми, красными, оранжевыми. Листочки называются — осенние. Теперь вместе скажем: какие листочки? (осенние)

Воспитатель: — Давайте превратимся с вами в осенние листочки.

Физминутка «Мы листики осенние…»

Мы листики осенние. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Подуть, развести руки в стороны.)

Мы летели, мы летели (Бег.)

И на землю тихо сели. (Присесть.)

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели и на землю снова сели. (Дети садятся на ковер.)

Воспитатель: — Посмотрите сколько листочков в корзинке. Давайте покажем куколке Маше и расскажем какие у нас листочки.

Сколько листочков?

Дети: Много.

Воспитатель: — Листочки разные. Какого цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: — Разложите все листочки по цвету: все желтые к желтым, красные к красным, зеленые к зеленым.

— Сколько желтых, посчитаем? (Дети считают)

—Сколько зеленых? — Сколько красных? (Ответы детей)

Воспитатель: — Молодцы. Маша предлагает поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Дождь холодный моросит, (Стучим указательным пальцем по столу)

Птицы к югу полетели, (Руки в стороны, машем кистями рук)

Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)

Воспитатель: — Посмотрите, что нам Маша принесла! Волшебные прищепки, какие-то кружочки, прямоугольники, овощи и фрукты без веточек, ежики…

— Что ты хочешь, Маша? Маша хочет, чтоб мы помогли ей сделать, из всего этого, осеннюю картину. Поможем Маше? (Да)

Д/И «Волшебные прищепки»

(Дети делают из желтого кружочка и желтых прищепок — солнышко; из зеленого прямоугольника и зеленых прищепок — травку; на синюю тучку вешают синие прищепки; морковке и свекле делают из зеленых прищепок ботву и т. д.)

Воспитатель: — Маша, тебе нравится? (Да)

— А теперь все вместе сделаем осеннюю картину.

— Осенью высоко в небе еще светит яркое солнышко. Но набежали тучи, закрыли солнышко и пошел дождик. На земле росла травка и цветы, которые полил дождик. На огороде осенью убирают овощи. У нас выросла морковь и свекла. Ежик готовится к зиме, запасает себе фрукты: яблоки и груши. В садах осенью собирают урожай фруктов.

Воспитатель: — Ребята, давайте сделаем и подарим Маше красивое осеннее дерево.

Воспитатель: — У меня есть деревья, но на них нет чего?

Дети: Листочков.

Воспитатель: — Как называются эти листочки? Какого они цвета?

Дети: Осенние. Листочки желтые, красные, оранжевые.

Аппликация «Осеннее дерево»

(Дети выполняют работу, наклеивают листочки на дерево. Если нужна помощь, воспитатель помогает.)

Воспитатель: — Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года — осенью зовётся.

(Автор Майа Ходякова)

— Маше очень понравились ваши деревья. Вы большие молодцы.

(Ритуал окончания занятия)

Воспитатель: — Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять! (Дети и воспитатель обнимают друг друга)

Итог занятия: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили и рассказали Маше? (Об осени). Мы узнали, что такое осень, какие изменения происходят в природе. Поиграли с Машей и подарили ей красивые осенние деревья.

Задать вопрос