Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре
Авторы: Куергашева Мария Владимировна, Зуева Анастасия Юрьевна, Козырева Ольга Анатольевна, Надточий Валентина Васильевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 126 раз
Библиографическое описание:
Куергашева, М. В. Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре / М. В. Куергашева, А. Ю. Зуева, О. А. Козырева, В. В. Надточий. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3888/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современная система построения образования и педагогического взаимодействия носит субъектно и личностно ориентированный характер, предопределяющий качество и специфику отношений, результаты профессионально-педагогической деятельности и способность среды и субъектов вести здоровый образ жизни.
Возможность педагогической практики в структуре формирования основ педагогических знаний многовариантна. Остановимся на технологиях формирования культуры самостоятельной работы педагогов в условиях непрерывного профессионального образования. Одной из таких технологий является RP-технология педагогического взаимодействия, направленная на создание оптимальных условий перехода от репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным. Другой технологией формирования культуры самостоятельной работы педагога является технология системно-педагогического моделирования, ее продукты представляют собой идеи и педагогические средства решения выявленных проблем, противоречий, дилемм, поставленных задач и целей.
В нашем случае при подготовке будущих педагогов по ФК базовой технологией педагогического взаимодействия является RP-технология педагогического взаимодействия. Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни [1]. Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R — репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P — продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т. д. [1].
Например, курс «Введение в педагогическую деятельность» состоит из [1]:
- R-уровень: личностно ориентированный конспект занятий, контрольные вопросы, дидактический тест;
- P-уровень: презентация «Я — профессионал», решение занимательных задач.
Личностно ориентированный конспект занятий по курсу «Введение в педагогическую деятельность» представляет собой уникальный развернутый конспект (в общем случае выполняется в общей тетради 48–96 листов), построенный на основе современных представлений о способах фиксации информации, методах сворачивания и разворачивания информации, содержании занятий курса «Введение в педагогическую деятельность». Использование личностно ориентированного конспекта облегчает усвоение предметных знаний и выполнения продуктивных заданий по разделам современной педагогики.
Презентация «Я — профессионал» — это предметно-педагогическая презентация, отражающая результаты самосовершенствования и самореализации на момент ее моделирования.
Под моделированием в педагогике понимают создание идеального образца, фасилитирующего поиск и решение реальных задач с объективным перечнем ограничений и возможностей субъектного и средового генеза.
Остановимся подробнее на результатах обученности студентов педагогов по ФК Кузбасской государственной педагогической академии, факультета физической культуры 2012–2013 учебного года. Общее количество студентов 1 курса, занимающихся по общему учебному плану бакалавриата направления «Педагогическое образование» (профиль — физическая культура) составляет 40 человек (в данное количество не вошли студенты, занимающиеся по индивидуальным учебным планам). Все 40 человек (100 %) справились на высоком уровне с моделированием личностно ориентированного конспекта занятий с переходом на продуктивное обучение — решение занимательных задач.
По специфике моделирования презентации «Я — профессионал» из 40 человек 29 человек показали наивысшие достижения в практике моделирования профессионально-педагогических презентаций, 8 человек — средний уровень сформированности опыта и практики моделирования профессионально-педагогических презентаций, 3 человека — низкий уровень сформированности опыта и практики моделирования профессионально-педагогических презентаций. Данные распределения отражены в таблице 1 (абсолютный и относительный результаты).
Таблица 1
Уровневое распределение культуры моделирования профессионально-педагогических презентаций
Уровень сформированности культуры моделирования профессионально-педагогических презентаций |
Абсолютный результат 2012–2013 учебный год, чел. |
Относительный результат 2012–2013 учебный год, % |
Высокий уровень |
29 |
72,5 |
Средний уровень |
8 |
20 |
Низкий уровень |
3 |
7,5 |
Специфика распределения возможностей использования моделирования профессионально-педагогических презентаций определяется и уровнем культуры самостоятельной работы, и уровнем информационной культуры, и уровнем достижений в области спорта, и уровнем коммуникативной культуры, и уровнем развития эргономических способностей, и уровнем развития эстетики, и уровнем владения психологической проницательностью и педагогической интуицией и пр. Уровень владения психологической проницательностью и педагогической интуиции не всегда можно развить в системе профессионального образования, данные ценности формируются благодаря социальной среде, которая с рождения ребенка создает ему предпосылки для появления таковых задатков, способностей и дарований.
Что касается информационной культуры — то это опыт деятельности, который формируется у обучающегося и студента практикой и ресурсами информационных технологий, мастерством педагога и учителей информатики и вычислительной техники, недоработки нивелируются в среде сформированной внутренней мотивации учения и деятельности, где все пробелы заполняются желанием и успехом от реализованного желания.
Культура самостоятельной работы — это механизм и продукт самостоятельного пополнения общеучебных и предметных знаний, фасилитирующих включение личности в микро-, мезо-, макро- и мегагруппы, где результаты деятельности и общения предопределяют неустанное повышение качества труда.
Попытаемся сформулировать педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК.
Под педагогическими условиями будем понимать линейную или многовариативную систему ограничений и возможностей организации педагогического взаимодействия в структуре определения противоречий, постановки цели, отражения задач, выбора методов и средств педагогического взаимодействия в структуре одного или нескольких направлений методологического знания современной педагогической теории и практики, предопределяющих нюансы и возможности разрешения тех или иных первичных и вторичных проблем, возникающих в полисубъектном поле как синергетически и диалектически гибкой, устойчивой и развивающейся системе, раскрывающей возможности, склонности, конкурентоспособность, креативность и продуктивность каждого субъекта в опыте практической деятельности и общения.
Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК:
1. Соблюдение норм и этики культуры профессионально-педагогических отношений.
2. Формирование потребностей в самообразовании, саморазвитии, общении и взаимодействии в контексте повышения уровня культуры самостоятельной работы, информационной культуры, культуры труда и отдыха.
3. Построение и реконструкция системы принципов педагогического взаимодействия в согласованном учете внутренних факторов и факторов среды, предопределяющих выбор методов и средств выявления противоречий и их решений в системе полисубъектных отношений.
4. Определение идей здоровьесбережения как базиса педагогических инноваций будущего педагога по ФК.
5. Ситуативная, социально и личностно обусловленная модель определения объективных потребностей среды и педагогически устойчивых инноваций, располагающих спектром вариативных решений, подстройки и коррекции методов, форм и средств обучения и воспитания.
Нами выделенные педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК строятся в контексте полисистемного подхода, определяющего возможность многовариантных отношений и продуктов сотрудничества и сотворчества в структуре определения и решения основного противоречия хочу-могу-надо-есть и объектных закономерностях и тенденциях формирования личности будущего педагога по ФК.
Отразим систему принципов педагогического взаимодействия, моделируемую и апробируемую в структуре изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК:
1. Принцип формирования научного мировоззрения, объективизма и гуманизма в структуре планирования и организации педагогического взаимодействия, база которого представляет собой традиционные основы педагогического знания и основы гуманно-личностного преобразования сознания личности и общества в целом:
- принцип последовательности, системности, систематичности, целостности, продуктивности, прочности результатов педагогического взаимодействия;
- принцип гибкого управления коллективом педагогов, родителей, обучающихся.
- принцип гуманизма и обусловленных гуманно-личностных целей и ценностей в структуре познания и преобразования среды и внутреннего мира личности.
2. Принцип формирования самостоятельности и конкурентоспособности будущего педагога по ФК в контексте идей формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, информационной и коммуникативной культуры.
- принцип формирования позитивной, адекватной самооценки личности и подпора оптимального, неустанно повышающегося уровня притязаний как модели самореализации и социализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах сосуществования личности и среды;
- принцип перехода от контроля к самоконтролю, от воспитания к самовоспитанию, от обучения к самообучению, от образования к самообразованию;
- принцип своевременности и культуросообразности в организации помощи и предложения образовательных услуг педагогами по ФК;
- принцип грамотного сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействия и самореализации;
- принцип выявления и оптимального преобразования модели социализации и самореализации в цепочке «спорт-наука-искусство»;
- принцип самопрезентации и учета индивидуальных особенностей всех субъектов социально-педагогической среды в структуре выявления достижений и их оценки.
3. Принцип реализации основ здорового образа жизни и поиска акметраекторий развития личности в структуре обучения и досуга.
Нами определяемые педагогические условия и выделенная система принципов ситуативно предопредили результаты, представленные в табл. 1, где качество обучения и педагогического взаимодействия может быть рассмотрено как трансформируемый результат эмоционально-нравственных соответствий и продуктов деятельности человека в контексте формирования специфических черт и ценностей мультисреды.
Литература:
1. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. доп. и перераб. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. — 121 с. — [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–553–4.
2. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
3. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.