Автор: Егошин Игорь Викторович

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Егошин И. В. К проблеме формирования защитной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России средствами развития обобщенных умений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 153-156.

В основе современного подхода модернизации системы российского образования находится гуманистическая парадигма, т. е. совокупность концептуальных взглядов на вопросы организации и содержания образования [1], одной из главных целей которой должно являться личностное развитие обучающихся. Развитие личности человека в процессе образования рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2], возможно только при реализации гуманистического подхода. Только ориентированное на такой подход образование готово воссоздавать совершенные связи между обществом и человеком [3].

Идеи гуманистического подхода в образовании утверждают личностно- ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Проблемы гуманизации в образовательном процессе нашли отражение в научных трудах Н. А. Алексеева, М. М. Берулава, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Л. Н. Куликовой, Г. Н. Неустроева, И. С. Якиманской и др.

На современном этапе важнейшей проблемой высшего профессионального образования является проблема повышения качества подготовки специалистов. Модернизация отечественного образования на основе гуманизации и компетентностного подхода находится в основном русле развития мирового образования.

На основе этого подхода формируются и учебные программы подготовки будущих офицеров правоохранительных органов [4]. В связи с этим, принимая тот разносторонний круг обязанностей сотрудника органов внутренних дел, представляется целесообразным сделать акцент на формирование у них защитной компетенции, которая в отличие от других разрозненных компетенций, позволяет им осуществлять профилактику преступлений и правонарушений в отношении жизни, здоровья и имущества граждан, а не в обязательном и неотвратимом наказании за совершенные преступления. Готовясь к защите граждан от беззакония и произвола личность будущих офицеров полиции должна самосовершенствоваться. Их подготовка будет наиболее качественной, если они овладеют и смогут использовать полученные знания и умения будущей специальности, а также сформируют необходимые для этого качества личности.

В очень тесной взаимосвязи со знаниями выступают умения и навыки. Умение — освоенные человеком способы действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков [5]. Умение может выступать способом деятельности человека, который способен применять используемые знания [6]. Они могут формироваться путем выполнения упражнений и действий не только в обычных, но и в изменившихся или даже — экстремальных условиях. Если у человека есть умение, то есть и готовность к деятельности. Умение всегда проявляется только в деятельности, причем, чем сложнее деятельность, тем сложнее умение. Т. В. Габай подчеркивал, что «умение — это возможность осуществления деятельности субъектом при актуализации у него соответствующей потребности» [7].

Знания, умения и навыки интегрируются в компетенциях. Наиболее точное и развернутое определение понятию компетенции высказал А. В. Хуторской: «Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [8]. Компетенция понимается как «основополагающий поведенческий аспект или характеристика, которая может проявляться в эффективном или успешном действии, и которая зависит от контекста действия, организационных факторов, а также характеристик профессиональной деятельности» [9]. Английский психолог Джон Равен в своей работе это понятие также рассматривает как характеристику субъекта деятельности [10].

Следует отметить, что главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО III-го поколения в образовательном вузе МВД России являются компетенции, которые должны быть получены курсантами в ходе обучения [11]. В совокупности все компоненты компетенций должны формировать поведенческие модели, позволяющие выпускнику самостоятельно сориентироваться в любой, самой сложной ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи, а по возможности и ставить новые. В тоже время, умения, которые должны строиться на основе знаний, в стандартах практически не отделяются от способностей и весьма редко хоть как-то дифференцируются от них. Под способностями понимают высокий уровень развития индивидуальных особенностей человека, обеспечивающий успешное выполнение им различных видов деятельности [12, с 535].

К сожалению, в повседневной практике образования понятия «способности» и «умения» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам. Классическим примером такого рода может служить ситуация, когда от курсантов-первокурсников преподаватели и командиры требуют быть «способным» или «способным ко всему» безотносительно к какому-либо занятию. Однако курсанты «не рождаются», имея задатки, развитые самопроизвольно в способности к той или иной деятельности, в частности к деятельности по защите граждан. Врожденными у них могут быть только задатки, составляющие природную основу развития их способностей. Их вначале необходимо выявить, а потом развивать в образовательном процессе. Несмотря на то, что задатки способностей в виде мотивации выполнения защитной функции в отношении граждан у некоторых из курсантов проявляются достаточно рано, в самом начале обучения [13], однако необходимых умений и навыков по выполнению защитной функции в отношении граждан у них еще нет.

Сегодня к выпускнику полицейского вуза предъявляются требования профессиональной и социальной компетенции. Это связано, в первую очередь, с тем, что в современных условиях полученное человеком образование активно воздействует на социальную и нравственную стороны жизни. Исходя из этого, перед образовательным учреждением МВД России стоят сложные задачи передачи выпускникам профессиональных знаний и умений, воспитания у них социально-значимых качеств личности.

Стоит отметить, что в ФГОС ВПО III-го поколения, реализуемых в образовательном учреждении МВД России, пока не выделена одна из самых важных, но в то же время слаборазработанных и соответственно слабосформированных компонент компетенций — обобщенные умения. Под обобщенными умениями понимают органичное сочетание несколько простых и сложных разнородных и даже — внутренне противоречивых умений, которые могут стать комплексной основой для формирования компетенций профессиональной деятельности и поведенческих действий в повседневной жизни. Их «обобщенность» заключается в том, что они синтезируют разнородные, разрозненные и даже − противоположные умения. Обобщенные умения могут быть:

  • однородными;

  • линейными;

  • неоднородными (многокомпонентными), имеющие внутреннюю регуляцию.

Если у сотрудника полиции не будут сформированы обобщенные умения, то он совершенно не готов и не сможет осуществлять деятельность по защите граждан. В любом случае ему необходимы обобщенные умения, потому что они позволяют сформироваться целостной личности.

Следует отметить, что в обобщенных умениях одну из ключевых ролей играет также «преодоление предела» — умение, формируемое внутри обобщенного умения. Это готовность правильно преодолевать барьер между разнородными умениями, а после преодоления — переходить непосредственно к действиям.

Проблемами обобщения знаний и умений, формирования обобщенных умений посвящены исследования многих ученых (В. А. Беликов, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова и др.). При этом среди исследователей существуют различные взгляды на природу обобщения. Так, в работах Е. Н. Кабановой-Меллер главное внимание обращалось на свойства, по которым происходит обобщение, с точки зрения их физической природы, существенности, значимости в решении задач [14], а в теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) [15], обобщение рассматривается как одна из основных характеристик любого действия.

О том, что в структуре профессиональной компетенции современного сотрудника полиции обязательно должны быть данные обобщающие умения, без которых они не реализуемы, свидетельствует и то, что они прописаны в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации», а также в нормативных правовых актах МВД России, которые должны стать основой для формирования защитной компетенции полиции.

Очевидной является ориентация профессионального образования сотрудников полиции на овладение обобщенными умениями, которые непосредственно включены в соответствующие компетенции. Для подготовки будущих офицеров МВД России к реализации содержания государственного образовательного стандарта, требуется разработка дополнительных организационно-педагогических мероприятий, позволяющих сформировать у курсантов обобщенные умения необходимые для формирования защитной компетенции в отношении населения.

Таким образом, формирование защитной компетенции у курсантов образовательных учреждений МВД России средствами обобщенных умений — особо сложная педагогическая задача. Обобщенные умения, часть из которых затем у них автоматизируются и станут навыками, необходимо формировать на всем протяжении периода обучения, потому что они позволяют ему формироваться как целостной личности. Для их формирования наиболее оптимально применение практических занятий.


Литература:

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003.-№ 5.- С. 34–42

  2. Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53. — Ст. 7598.

  3. Куроленко Е. М. Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем образовании. // Вестник ТГПУ. 2010. № 12.

  4. Коровкин А. Ю. Формирование профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России. Диссертация канд.пед.наук, Москва, 2011

  5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. Энцикл. Т.2. 1998. — 672 с.

  6. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагог. вузов и колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагог. о-во России, 1998. 640 с.

  7. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. — 197 с.

  8. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / Материалы проекта «Стандарт общего образования». — М.,2002.- С.8

  9. Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J. G. van Merrienboer / Пер. с английского Е.Орел. Open University of the Netherlands, 2004.

  10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Пер. с англ.. М.: Когито-Центр, 2002, 396 с.

  11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 № 20 // СПС «Гарант»

  12. Общая психология. — СПб: Питер, 2002. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») — С. 535.

  13. Егошин И. В. Защитная деятельность сотрудников МВД России в представлении курсантов Уральского юридического института МВД России // Вестн. Москов. ун-та МВД России. — 2010. — № 3. — С. 106–109.

  14. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.

  15. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М: Наука, 1966. — С. 236–278.

1



Основные термины (генерируются автоматически): МВД России, защитной компетенции, курсантов образовательных учреждений, обобщенные умения, формирования защитной компетенции, учреждений МВД России, МВД России средствами, образовательных учреждений МВД, защитной компетенции курсантов, учреждений ФСИН России, гуманистического подхода, защите граждан, профессионального образования, высшего профессионального образования, необходимы обобщенные умения, вузе МВД России, образовательных учреждений ФСИН, учреждении МВД России, учреждением МВД России, ун-та МВД России.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос