Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 15.02.2017

Статья просмотрена: 476 раз

Библиографическое описание:

Тимонина, И. В. Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика» / И. В. Тимонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 493-496. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39583/ (дата обращения: 19.10.2024).



Когда заходит речь о дисциплинах, с которыми максимально продуктивно взаимодействует педагогика, обычно говорят о философии, психологии, экономических учениях, социологии, истории. В концентрированном виде — о философии, социологии, психологии. Думается, что в названной цепочке недостает одного существенного звена — риторики, дисциплины, имеющей многовековую историю развития (ее зарождение относят к IV–V в. до н. э.) и переживающей сегодня второе рождение. [1, с. 88].

Для современного педагога-воспитателя дошкольной образовательной организации знания в области «Педагогической риторики» являются неотъемлемой базой в становлении его как профессионала.

Риторические аспекты педагогики проявляются и в стратегии и тактике педагогического общения, в выработке педагогом приемов и средств воздействия на ученика при педагогическом общении, в овладении педагогико-риторическими формами похвалы и порицания и педагогической шутки, в выборе оптимальных гармонизирующих форм общения. Большое значение имеет риторическая грамотность педагога при объяснении информации, делающей информационный обмен эффективным, понятным и доступным для учащегося. Немалую роль играет и владение техникой речи, ораторскими навыками, невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой и т. п.), интонационным богатством и акустикой русской речи, техникой речевой импровизации, риторикой спора и дискуссии. [2, с. 59]

Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать риторические ситуации общения, умение изобретать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). Для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач.

Для педагогов-воспитателей, обучающихся в ФГБОУ ВО Кемеровском государственном университете, в Институте образования на направлении Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование (заочная форма обучения) количество аудиторных практических занятий по курсу «Педагогическая риторика» по сравнению с очным отделением достаточно небольшое, поэтому акцент в освоении курса делался прежде всего на:

− моделировании и построении ситуаций педагогического общения с целью решения различных психолого–педагогических и риторических задач;

− совершенствование речевого аспекта педагогического общения;

предупреждение и исключение ситуаций развития негативного коммуникативного сценария. [2, с. 17]

Первые практические занятия в курсе «Педагогическая риторика» были направлены на психологическое раскрепощение студентов перед аудиторией, поэтому использовались упражнения и задания, снимающие барьеры общения. Учитывая, что студенты пришли обучаться на первый курс, и еще мало знакомы как друг с другом в группах, так и с преподавателем, то задания типа «визитная карточка: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Самый счастливый день в моей жизни» и другие не занимают много времени на подготовку, но создают в студенческой группе атмосферу сотрудничества и «риторического успеха».

Дальнейшее проведение практических занятий со студентами уже имеющими опыт работы в детской аудитории выстраивается в направлении освоения ими ряда педагогико-риторических форм общения и перестройки взаимодействия педагога-воспитателя с «непродуктивного поля общения» с ребенком дошкольного возраста в «поле диалога и взаимопонимания». На примерах различных ситуаций показываются реакции детей дошкольного возраста на слова педагога-воспитателя, сказанные в «непродуктивном» и «продуктивном» поле общения: «приказ, команда» — «просьба»; «решение за воспитанника» — «дружеский совет», «допрос» — «доверительная беседа», «критика» — «акцент на достоинствах», «угроза» — «проекция последствия действий». Многие педагоги-воспитатели в данном сопоставлении «узнают свой стиль общения» и начинают по-новому осознавать влияние негативных риторических приемов воздействия на личность ребенка. «Отзеркаливание» закрепляется в работе в парах со студентами, где педагоги-воспитатели «придумывают» различные ситуации по взаимодействию с детьми и риторически грамотно оформляют их в «продуктивном поле взаимодействия».

Знакомство студентов с рецептивными и продуктивными видами речевой деятельности (говорение, письмо, слушание, чтение), их особенностями и функциями проходит также через выполнение ряда практических заданий типа:

прочитайте текст этого параграфа с карандашом в руках. Проверьте свое понимание текста через постановку вопросов к каждому из его фрагментов, относительно завершенному по смыслу,

составьте конспект словарной статьи «Чтение» (см. Педагогическое речеведенье, с. 281)

упражнение «Три качества слушания» Работа проводится в тройках. Каждой тройке необходимо обсудить качества, необходимые профессионалу педагогической профессии. Задание: выбрать три самых важных качества и выработать строгий алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование приемов слушания. Затем функции меняются. После работы в тройках — дискуссия на заданную тему со всей группой (представители из разных троек),

упражнение «Испорченный телефон». Ряд участников (студенты группы) выходят за дверь и по приглашению преподавателя входят в аудиторию по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное — как можно точнее отразить содержание». Текст читается преподавателем. После выполнения упражнения участники группы анализируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

Отработка техники речи происходит благодаря следующим упражнениям:

Перед вами стилистически нейтральный текст (приводится ряд текстов). Прочитайте его вслух перед воображаемой аудиторией разными вариантами, предлагая воспринимать не столько содержание, сколько ваши голосовые модуляции: внушить аудитории страх, волнение, восхищение, удивление, грусть.

− Отработка дикции. Даются скороговорки и поговорки, на постановку ряда звуков, темпа речи.

Работа педагога-воспитателя с детьми дошкольного возраста связана с рассказыванием сказок и обучению этому умению детской аудитории. Погружение студентов в «СказкоТРЯМДИЮ» (или сказкотворчество) позволяет отработать ряд коммуникативно-речевых навыков: развитие творческих умений создания текстов с использованием элементов риторического канона; отработка элементов использования и понимания вербальных и невербальных средств общения (язык телодвижений и жестов, взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения); отработка приемов достижения контакта с аудиторией обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения (точность, логичность, выразительность и др. коммуникативные качества речи); работа над техникой речи (интонация, голос, дыхание, дикция и др.).

Применение в курсе «Педагогической риторики» технологии «сказкотворчества», как процесса переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии — это наиболее благоприятное поле практической деятельности для овладения студентами основными риторическими умениями и навыками.

Для сочинения сказок (создание текста) мы используем процесс моделирования (запись-схема — как опорный сигнал — изображенное не должно иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку). Такая техника применима и в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок-опорная схема позволяет не записывать текст сказки, а создавать образ сказителя и импровизировать.

Главная отличительная особенность сказки — это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии. В сказке часто используются выразительные средства: повторы в действиях, наличие заклинаний. К выразительным средствам можно отнести и гиперболизацию какого-либо признака. Если Царевна прекрасна, то она прекрасна во всех отношениях. А если герой — злодей, то это свойство также доведено до крайности. Данные характерные черты жанра сказки позволяют познакомить студентов с одним из элементов риторического канона — элокуцией (лат. elokutio) — украшение, словесное оформление мысли (где используются тропы, риторические фигуры). Как правило, сказка держится на каком-либо жизненном правиле (или нескольких правилах). Тем самым определяется тема сказки и идет знакомство студентов с первым этапом риторического канона — инвенцией (лат. inventio) — изобретение, нахождение содержания.

Создание текста-сказки процесс достаточно сложный, но увлекательный. Студенческая группа разбивается на подгруппы и каждая из них получает задание придумать сказку, используя разные методы:

− составление текста сказки с помощью метода «Каталога»,

− составление сказок динамического типа,

− составление сказок описательного типа,

− составление сказок нравственно-этического типа,

− составление сказок конфликтного типа.

Каждая группа студентов представляет свой вариант сказки, защищает проект и разыгрывает целый спектакль. Выступление на аудиторию позволяет рассмотреть еще один этап риторического канона — диспозиция. Его легко сравнить с шахматной партией: чем точнее гроссмейстер расположит фигуры, тем вероятнее выигрыш. Так и в умении логично простроить взаимодействие и путешествие сказочных героев — это овладение грамотной компоновкой материала данного жанра.

Последнее практическое занятие с педагогами-воспитателями посвящается технологиям дискуссионного типа, которые наиболее часто используются в проведении педагогических советов, на родительских собраниях. Виды дискуссий достаточно разнообразны («Круглый стол», «Дебаты», «Эстафета», «Аквариум», «Вертушка», Дискуссия-диспут, Прогрессивная дискуссия и др.). Теорию вопроса, структуру и порядок проведения дискуссии студенты изучают самостоятельно. На практическом занятии задается тема дискуссии: «Как любить ребенка?» и проводиться сама дискуссионная процедура, которая включает ряд вопросов:

  1. Понятие «любовь к детям».
  2. Формы и способы проявления любви к ребенку.

а. любовь и дисциплина.

б. строгая любовь, послушание и наказание.

в. способы выражения любви к ребенку: визуальный, кинестетический, психологический, педагогический.

г. собственническая любовь и замещающая любовь.

  1. Можно ли воспитать любящего учителя? Можно ли сделать учителя любящим педагогом, если он вообще не любит детей?
  2. Педагоги — гуманисты о любви к детям.

Дискуссия как устно речевой жанр позволяет вновь вернуться к этапам риторического канона, акцентировать внимание студентов на культуре речевого поведения в диалоге, затронуть проблему дискурса.

Таким образом, практические занятия по курсу «Педагогическая риторика» направлены на:

− формирование коммуникативной компетентности педагога;

− овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

− овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями;

− осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности педагога;

− овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

− овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

− развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач.

Литература:

  1. Тимонина И. В. К вопросу о корреляции понятий «педагогический идеал» и «риторический идеал»: историко-педагогический аспект // Образование и наука. — 2010. — № 11 (79). — С. 88–97.
  2. Тимонина И. В. Педагогическая риторика: учебное пособие / И. В. Тимонина; Кемеровский государственный университет. — Кемерово, 2012. —165 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, дошкольный возраст, риторический канон, составление сказок, ребенок, речевое поведение, детская аудитория, знакомство студентов, курс, студенческая группа.


Похожие статьи

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Педагогические условия формирования коммуникативного умения у студентов по специальности «информационные технологии»

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих технологий физической культуры

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Похожие статьи

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Педагогические условия формирования коммуникативного умения у студентов по специальности «информационные технологии»

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих технологий физической культуры

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Задать вопрос