Библиографическое описание:

Никитина Е. В. Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 19-22.

Досуговая сфера оказывает большое влияние на развитие личности, так как является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека. В условиях досуга происходит активное взаимодействие формирующейся личности с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. В результате создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Готовность педагога к организации досуговой деятельности школьников выступает показателем того, насколько педагог способен решать проблемы творческой организации свободного времени школьников. Д. М. Комский отмечает, что «профессиональная деятельность педагога, организующего досуг школьников, весьма разнообразна и осуществляется в следующих функциональных видах деятельности: педагога-организатора, воспитателя, педагога дополнительного образования детей, социального педагога, специалиста по социальной работе» [2, С. 37].

В нашем исследовании использовались исследования по такому направлению организации досуга как event — организация уникальных событий на основе личностных запросов и желаний. Идеям, стратегиям, техникам, методам eventa, event-менеджменту, организации event-мероприятий посвящены работы: Э. Йеттингера, Б. Кнаусе, Р. Мозера, А. В. Сковородкина, М. Сондера, У. Хальцбаура, А. Шумовича; истории возникновения, организации праздников — Е. К. Пацюк, праздникам для детей, школьников, родителей — Е. Д. Агафоновой, И. Ю. Гераскиной, Л.Соколовой и др.

Система современного высшего профессионального педагогического образования имеет большие возможности для подготовки студентов педагогического вуза к общепедагогической работе с использованием ресурсов event-технологии, под которой мы понимаем инновационную деятельность по вовлечению участников образовательного процесса в event-мероприятия, суть которых сводится к тому, что каждое из них превращается в исключительное событие, прежде всего, с точки зрения участников.

Педагогический потенциал «event-технологии» как технологии организации внеучебной и досуговой деятельности детей состоит: в реализации личностных запросов школьников в проведении культурного досуга, в раскрытии качеств и свойств личности, в их развитии, в формировании коммуникативной культуры участников event-мероприятия; в проявлении обучающей функции event-мероприятия, в познании окружающей действительности, в психолого-релаксационном эффекте [4, С. 74].

В последние годы в сфере event-мероприятий активизировалось такое направление, как социокультурная анимация. Система современного высшего профессионального педагогического образования имеет большие возможности для подготовки студентов педагогического вуза к общепедагогической работе с использованием ресурсов анимационной деятельности, под которой мы понимаем инновационную деятельность по вовлечению участников образовательного процесса в активные, творческие, взаимообогащающие межличностные отношения в сфере досуга.

Анимационную деятельность следует рассматривать как сложную систему, структура (организация) которой представляет собой процесс, протекающий в определенной области непрерывной культурно — творческой развивающейся среды. Среда выступает в качестве носителя различных форм будущей организации и покрывает себя пятнами организации. Аниматор — «вдохновитель» является таким «пятном организации», носителем среды вдохновления, одухотворения. Анимационная деятельность — это «синергетическое приключение» человека, при котором в самом человеке обнаруживаются скрытые установки (структуры-аттракторы) на благоприятное и здоровое будущее, которое становится способом увидеть мир по-другому, активно встроиться в этот мир, рассмотреть старые проблемы в новом свете, переформулировать вопросы, перереконструировать проблемное поле [1].

Изучение основ событийной досуговой деятельности является одним из эффективных путей развития педагогического творчества, позволяет понять сущность воспитательного взаимодействия, основанного на способности уважать и ценить другого человека, чужое мнение, готовность понять и принять нечто новое и непривычное [3].

Процесс подготовки будущих педагогов-аниматоров представлен в виде модели (рис. 1), которая состоит из внешних и внутренних организационно-педагогических условий: цели, задач, принципов, подходов (методологической основы), компонентов готовности (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного), содержания, результата, определения критериев и уровня подготовки.

Рис. 1. Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности.

Новизна представленной модели заключается в рассмотрении профессиональной подготовки педагога-аниматора как единства трех ее состояний: как процесса, как содержательного компонента, как состояния базовой готовности будущего педагога-аниматора к самостоятельной профессиональной деятельности. Модель ориентирована на реализацию личностного потенциала будущего педагога, а результатом подготовки является социокультурное развитие личности.

Одной из методологических основ построения данной модели выступает ценностно-смысловой подход. Важность ценностно-смыслового подхода в образовании обусловлена процессами гуманизации и гуманитаризации современного образования, поиском путей освоения культуротворческого опыта человечества [5].

Реализация предлагаемой модели предполагает введение в учебный план педагогического вуза по направлению 050100 «Педагогическое образование» курса по выбору «Основы анимационной деятельности». Содержание курса включает изучение следующих разделов: основы социокультурной анимации (цель, задачи, виды, функции, основные направления, ее природные и культурные ресурсы); требования к профессиональным качествам педагога-аниматора; драматургия и режиссура анимационной деятельности; технология создания и проведения event-мероприятий разного вида: спортивных, зрелищно-театрализованных, конкурсно-игровых, приключенческих, творческих, танцевальных.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами проводился анализ эффективности введения в учебный план дисциплины «Основы анимационной деятельности» и создания межфакультетского анимационного клуба «Вдохновение» для подготовки педагогов-аниматоров. Исследование было направлено на выяснение понимания студентами содержания понятий «досуг» и «анимация», места досуга в жизни современного студента, необходимости знаний по организации досуга и их практическом применении в педагогической деятельности, и проводилось среди 130 студентов Астраханского государственного университета.

Результаты анкетирования интересов, желаний и потребностей в области культурно-досуговой деятельности показали, что большая часть студентов в начале своего профессионального обучения не видит перспектив в специальном изучении основ подготовки программ проведения свободного времени и изучения основ анимации в педагогике (60 %), хотя в целом студенты положительно относятся к культурной составляющей досуга (90 %) и обосновывают это следующим: да, потому что молодежь в свободное время ничем полезным не занимается (11 %); да, чтобы с наибольшей пользой проводить свободное время (32 %); да, это способствует культурному и социальному развитию личности (54 %); да, это пригодится в профессиональной деятельности (13 %).

Можно сделать вывод о том, что изучение курса «Основы анимационной деятельности» будет способствовать формированию осознанного отношения к досугу, пониманию его роли в аспекте событийного подхода и практическому использованию в педагогической деятельности.


Литература:

  1. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. — 2007. — № 10. — С. 38–47.

  2. Комский Д. М. Основы теории творчества. — Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1993. — С. 37–39.

  3. Сковородкин A. B. Использование event-технологии в организации досуга семьи // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2009. — № 4 (16). — С. 122–125.

  4. Солдатенкова М. Л. Подготовка социального педагога к организации культурно-досуговой деятельности // Педагогические науки. — 2010. — № 2. — С. 74–76.

  5. Шульга И. И. Педагогическая анимация в практике социального воспитания за рубежом // Школьные технологии. — 2008. — № 3. — С. 134–136.

  6. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. — М., РЗИ МГУКИ, 2000. — 109 с.


Основные термины (генерируются автоматически): студентов педагогического вуза, подготовки студентов педагогического, досуговой деятельности, организации досуговой деятельности, деятельности студентов педагогического, профессиональной деятельности, «Основы анимационной деятельности», студентов-бакалавров педагогического ВУЗа, высшего профессионального педагогического, профессионального педагогического образования, организации досуга, педагогической деятельности, познавательной деятельности студентов, профессиональной подготовки студентов, самостоятельной познавательной деятельности, Модель профессиональной подготовки, план педагогического вуза, организации самостоятельной познавательной, Технологические аспекты организации, аспекты организации самостоятельной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос