Автор: Ягяджик Сание Смаиловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 09.11.2016

Статья просмотрена: 215 раз

Библиографическое описание:

Ягяджик С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 548-551.



В данной статье рассматривается применение инновационных педагогических технологий применяемые в учебном процессе.

В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.

Давайте вспомним, что такое инновация.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному, в зависимости от различных методологических подходов

– Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога.

– Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость).

– Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

– Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

– Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии:

– здоровьесберегающие;

Лабиринт – технологии проектной деятельности;

– развивающие;

– коррекционные;

– информационно-коммуникационные;

– технологии исследовательской деятельности;

– личностно-ориентированные;

– игровые;

– технологию портфолио педагога.

А сейчас рассмотрим каждую технологию отдельно.

Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Формами работы являются:

– гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика);

– занятия физкультуры;

Лабиринт – спортивные праздники;

– физкультминутки между занятиями, динамические паузы;

– прогулки;

– релаксация;

Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проекты различаются:

– по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

– по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

– по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

– по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций.

Лабиринт В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

Примеры форм занятий сиспользованием информационно-коммуникационных технологий:

  1. Занятие-визуализация — изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т. ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).
  2. Практическое занятие в форме презентации — представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.

Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

ИКТ вработе современного педагога это:

– подбор иллюстративного материала;

– обмен опытом, знакомство с периодикой;

– оформление групповой документации, отчётов

– подбор материалов к занятиям;

– знакомство со сценариями;

– создание презентаций

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения школьников.

Виды:

– технология музыкального воздействия (музыкальная терапия);

Лабиринт – арт-терапия;

– логоритмика;

– сказкотерапия;

– цветотерапия;

Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

При организации данных технологий воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методами иприёмами организации данной деятельности является:

– беседы;

– наблюдения;

– моделирование;

– фиксация результатов;

– Дидактические игы, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

– Трудовые поручения, действия.

Лабиринт Личностно-ориентированные технологии — технологии, ставящие в центр воспитательной системы личность ребенка, обеспечивающие ей комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного ребенка.

Цель данной технологии — создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения

Цели изадачи утреннего сбора:

– развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п);

– учить объяснять словами свое эмоциональное состояние;

– развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.);

– учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

– выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, последовательно и логично;

– учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Игровая технология.

Практика показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

Лабиринт – которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

– которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

– которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

– которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

В 6 «б» классе работаю второй год, изучив особенности каждого, считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В классе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При деления на группы мной учитывается личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Образование возвращается к формуле «учимся не для школы, а для жизни»

В своей работе делаю акцент на личностно- ориентированный подход в общении, а, именно, совместную деятельность воспитателя детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребенок, а на то, насколько развиты его «сила ума», наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знание на практике.

При проведении внеклассных занятий использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности обучающиеся учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем. Общение с компьютером вызывает у обучающихся — сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

– повышению качества образования;

– повышению квалификации воспитателей;

– применение педагогического опыта и его систематизация;

– использование компьютерных технологий воспитанниками;

– сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

Лабиринт – повышения качества обучения и воспитания.

Литература:

  1. Калюжный Е. А. О сохранении и укреплении здоровья детей в процессе школьного образования / Е. А. Калюжный, Ю. Тремаскина, Д. Борзенко, Е. Норкина, К. Глаголева, К. Розина, А. Любаев // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10–2 (42). С. 175–179.
  2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: [учеб. пособие для вузов. — Казань: Центр инновац. технологий, 2005..
  3. «Паспорт здоровья студента» — метод формирования культуры здоровья / С. В. Михайлова, Е. А. Калюжный, Е.Норкина, Ю.Тремаскина // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С.81.
  4. Здоровье сельских школьников в современных экологических и социальных условиях / Е. А. Калюжный, В. А. Басуров, Н. В. Жулин, И. Садретдинова, Я. Федосеева, М.Маслова // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 228–237.
Основные термины (генерируются автоматически): Современные научные исследования, инновационных педагогических технологий, педагогической практике, инновационных технологий, личность ребёнка, Сущность педагогической технологии, Виды инновационных технологий, детьми инновационных технологий, исследовательской деятельности, технологии делю воспитанников, вид педагогической деятельности, применение инновационных педагогических, развития личности воспитанников, современных образовательных технологий, современных технологий обучения, инновационные образовательные технологии, компьютерных программ, системы личность ребенка, применение компьютерных технологий, личностное отношение воспитанников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос