Виды инновационных технологий и их характеристики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 09.11.2016

Статья просмотрена: 38455 раз

Библиографическое описание:

Ягяджик, С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики / С. С. Ягяджик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 548-551. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35057/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье рассматривается применение инновационных педагогических технологий применяемые в учебном процессе.

В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.

Давайте вспомним, что такое инновация.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному, в зависимости от различных методологических подходов

– Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога.

– Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость).

– Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

– Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

– Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии:

– здоровьесберегающие;

– технологии проектной деятельности;

– развивающие;

– коррекционные;

– информационно-коммуникационные;

– технологии исследовательской деятельности;

– личностно-ориентированные;

– игровые;

– технологию портфолио педагога.

А сейчас рассмотрим каждую технологию отдельно.

Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Формами работы являются:

– гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика);

– занятия физкультуры;

– спортивные праздники;

– физкультминутки между занятиями, динамические паузы;

– прогулки;

– релаксация;

Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проекты различаются:

– по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

– по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

– по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

– по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

Примеры форм занятий сиспользованием информационно-коммуникационных технологий:

  1. Занятие-визуализация — изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т. ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).
  2. Практическое занятие в форме презентации — представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.

Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

ИКТ вработе современного педагога это:

– подбор иллюстративного материала;

– обмен опытом, знакомство с периодикой;

– оформление групповой документации, отчётов

– подбор материалов к занятиям;

– знакомство со сценариями;

– создание презентаций

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения школьников.

Виды:

– технология музыкального воздействия (музыкальная терапия);

– арт-терапия;

– логоритмика;

– сказкотерапия;

– цветотерапия;

Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

При организации данных технологий воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методами иприёмами организации данной деятельности является:

– беседы;

– наблюдения;

– моделирование;

– фиксация результатов;

– Дидактические игы, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

– Трудовые поручения, действия.

Личностно-ориентированные технологии — технологии, ставящие в центр воспитательной системы личность ребенка, обеспечивающие ей комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного ребенка.

Цель данной технологии — создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения

Цели изадачи утреннего сбора:

– развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п);

– учить объяснять словами свое эмоциональное состояние;

– развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.);

– учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

– выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, последовательно и логично;

– учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Игровая технология.

Практика показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

– которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

– которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

– которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

– которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

В 6 «б» классе работаю второй год, изучив особенности каждого, считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В классе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При деления на группы мной учитывается личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Образование возвращается к формуле «учимся не для школы, а для жизни»

В своей работе делаю акцент на личностно- ориентированный подход в общении, а, именно, совместную деятельность воспитателя детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребенок, а на то, насколько развиты его «сила ума», наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знание на практике.

При проведении внеклассных занятий использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности обучающиеся учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем. Общение с компьютером вызывает у обучающихся — сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

– повышению качества образования;

– повышению квалификации воспитателей;

– применение педагогического опыта и его систематизация;

– использование компьютерных технологий воспитанниками;

– сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

– повышения качества обучения и воспитания.

Литература:

  1. Калюжный Е. А. О сохранении и укреплении здоровья детей в процессе школьного образования / Е. А. Калюжный, Ю. Тремаскина, Д. Борзенко, Е. Норкина, К. Глаголева, К. Розина, А. Любаев // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10–2 (42). С. 175–179.
  2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: [учеб. пособие для вузов. — Казань: Центр инновац. технологий, 2005..
  3. «Паспорт здоровья студента» — метод формирования культуры здоровья / С. В. Михайлова, Е. А. Калюжный, Е.Норкина, Ю.Тремаскина // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С.81.
  4. Здоровье сельских школьников в современных экологических и социальных условиях / Е. А. Калюжный, В. А. Басуров, Н. В. Жулин, И. Садретдинова, Я. Федосеева, М.Маслова // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 228–237.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, исследовательская деятельность, образовательный процесс, основная цель, педагогическая практика, проектная деятельность, развитие памяти, собственная деятельность, утренний сбор, форма работы.


Похожие статьи

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике...

Проектная деятельность педагога. Авторы: Закиева Лариса Рамилевна, Хадиева Фарида Ильдусовна.

Педагогическая инновация- это процесс и результат перевода отдельных частей, компонентов или образовательной системы в целом из существующего состояния в...

Исследовательская деятельность как одна из форм...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, профессиональная деятельность, собственная профессиональная деятельность, собственная деятельность, развитие, профессиональная рефлексия, педагогический труд...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

Цель знания — не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все.

Проектная и исследовательская деятельность...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа...

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, задача педагога, взаимодействие

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми на начальном этапе образования. Развитие молодых талантов.

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового...

Похожие статьи

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике...

Проектная деятельность педагога. Авторы: Закиева Лариса Рамилевна, Хадиева Фарида Ильдусовна.

Педагогическая инновация- это процесс и результат перевода отдельных частей, компонентов или образовательной системы в целом из существующего состояния в...

Исследовательская деятельность как одна из форм...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, профессиональная деятельность, собственная профессиональная деятельность, собственная деятельность, развитие, профессиональная рефлексия, педагогический труд...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

Цель знания — не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все.

Проектная и исследовательская деятельность...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа...

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, задача педагога, взаимодействие

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми на начальном этапе образования. Развитие молодых талантов.

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового...

Задать вопрос