Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных семей и методы их решения | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)

Статья просмотрена: 1155 раз

Библиографическое описание:

Ворнык М. Н. Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных семей и методы их решения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 76-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3645/ (дата обращения: 16.10.2018).

В статье отражены проблемы и последствия негативного воспитательного влияния семей с асоциальным типом поведения на становление и развитие личности младшего школьника, а также приведены возможные пути их решения.

Ключевые слова: асоциальная семья, младший школьник, принципы воспитания, методы воспитательной работы, учитель начальных классов, психолого-педагогическая помощь.


At the article has been reflected the problems and the results of asocial families’ negative education on primary-school pupil personality and possible ways to settle them.

Key words: asocial family, primary-school pupil, the educational principles, the educational methods, primary-school teacher.


Постановка проблемы в общем виде... Важной ячейкой общества XXI века является семья, от которой зависит его становление, функционирование, а значит, и стабильность. Залогом эффективного функционирования украинского государства является высокое культурное, моральное, физическое и экономическое развитие семьи. Семья — это первооснова воспитания и развития подрастающего поколения, становления и социализации ребенка, основная база его духовного, морального и интеллектуального развития. Поэтому вопрос становления, роли и развития семьи в обществе является актуальной проблемой нынешнего времени. Еще древнегреческий мыслитель Платон отмечал, что общество должно осуждать граждан, которые не создали семьи до 35 лет, а впоследствии платить налог. Аристотель говорил, что семья — это первый вид общения людей, из которого вырастает государство. По мнению И. Канта, семья должна быть основана на пожизненной верности и договоренности в отношениях. Такого же мнения придерживался и Фихте, а Гегель считал семью зависимой от условий жизни и предопределенной христианской моралью [1]. Жизнь семьи кардинально меняется, когда появляется ребенок, что ведет за собой целый ряд последствий. Формируется система отношений не только между родителями и ребенком, между их взаимными правами и обязанностями, а также между семьей и государственными органами. Отслеживается значимость позиции ребенка в семье, формирование его мировоззрения, ценностных ориентаций, норм морали и культуры поведения в обществе.

Анализ исследований и публикаций. Понятие “асоциальная семья” рассматривают в своих работах Н. Волкова, С. Сысоева, Т. Поясок, О. Дубасенюк; проблемам семьи и воспитания детей посвящены труды Т. Алексеєнко, Л. Волынец, О. Докукиной, З. Зайцевой, В. Заслуженюка, А. Макаренка, О. Невмержицкого, В. Постового, В. Сухомлинского, Ю. Якубовой, К. Чгонива, П. Щербаня и др.

Целью статьи является отображение проблематики и последствий воспитательного влияния семей с асоциальным типом поведения на личность младшего школьника, а также приведение возможных путей их решения.

Изложение основного материала. “Семья — важный инструмент индивидуального становления личности: именно в ней ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык… Семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, жизненной мудрости” [10, с. 583]. Впервые в семье ребенок познает существование собственного “я”, получает представление о мире, человеческих взаимоотношениях, о системе ценностей. Позитивный воспитательный процесс в семье способствует успешной социализации ребенка, самореализации и становлению в обществе, приобретении им внутренней культуры и внешних позитивных качеств, что “активизирует процесс усвоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает значительное влияние на его возможность воспринимать стихийные влияния окружающей среды, стимулирует усвоение позитивного примера” [8, с. 321]. С самого рождения ребенок ориентируется на пример родительских взаимоотношений (гармонии чувств и эмоциональной близости), усваивает ценностные ориентации семьи, культуру жизни (уровень общей и психолого-педагогической культуры), соблюдает ее традиции и обычаи. Как следствие, “воспитание детей в семье должно способствовать сохранению духовных и культурных ценностей народа, его внутренних и внешних признаков — сознанию и самосознанию…” [7, с. 4]. Ценностные ориентации семьи проявляются в способе и стиле жизни семьи, социальных и межэтнических отношениях, жизненных целях, планах и способах их достижения [5, с. 92]. Успешность передачи младшему поколению социального опыта, ориентаций и норм жизнедеятельности, знаний, умений и навыков, зависит от уровня культуры и социального статуса родителей, а также сущности самого процесса воспитания. В педагогической науке отслеживается идея: в каких условиях будет расти ребенок, такие последствия его поведения мы увидим в будущем. “Кем станет человек — полноценной личностью или моральным уродом, участником или помехой в делах общества, его защитником или его бедой — во многом зависит от того, насколько правильное семейное воспитание он получит в детстве” [11, с. 4]. Если говорить о двух сторонах семейного влияния на личность ребенка — позитивную и негативную, то именно “неблагополучные условия жизни и воспитания — вносят в систему ценностей, мотивацию и выбор варианта поведения малолетних те негативные начала, которые при подходящей ситуации проявляются в противоправных уступках” [11, с. 14]. Еще А. Макаренко отмечал, что “… возникла другая чрезвычайно важная задача — это воспитание тех детей, которые выпадают из семьи. Они тяжелее, чем беспризорные, потому что беспризорных породила улица, а этих и улица, и педагоги, и родители” [4, с. 31]. Тип семьи, ее состав, материальные и воспитательные возможности, культурные и духовные ценности, внутренняя атмосфера — оказывают позитивное или негативное влияние на социализацию, развитие и воспитание ребенка. Семья является “первичной матрицей, в середину которой врастает корень личности, откуда появляются ее истоки; семья ориентирует ребенка в первую очередь на своих членов и других родственников, только потом — на социальное окружение, общество в целом” [2, с. 64]. К сожалению, не во всех семьях наблюдается позитивный воспитательный потенциал, прочность родственных отношений, взаимоуважение и понимание. “Семья может быть могучим фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, а также источником психической травмы и разного рода расстройств: неврозов, психозов, психосоматических заболеваний, сексуальных и социальных отклонений” [9, с. 63]. Неблагоприятные факторы влияния семьи на личность младшего школьника наблюдаются в семьях, характеризующихся асоциальным типом поведения в обществе (пьянство, наркомания, хулиганство, брань), незнания элементарных принципов педагогической культуры, физиологических и психологических особенностей ребенка, оказывают огромное негативное влияние на воспитание младшего школьника, “основной метод воспитания в этих семьях — угрозы и телесные наказания. Детям свойственная замкнутость, лживость, трусость, грубость, жестокость” [3, с. 18]. Негативная ситуация в семье приводит к негативным последствиям, которые влияют как на здоровье, так и на поведение ребенка. Детям, растущим и воспитывающимся в семьях, где преобладает по большей части антипедагогическое поведение, эмоционально-напряженная атмосфера взаимоотношений, более свойственны расстройства психической и нервной систем. Это может приводить ко многим последствиям: дезадаптации в обществе, замкнутости, непредвиденности в поведении, отсутствии мотивации и желания учиться, конфликтности, неуверенности в собственных силах, неадекватности поведения и самооценке и т. п. В таких условиях ребенок приобретает негативный жизненный опыт, испытывает серьезные моральные и психические травмы, что, безусловно, отображается на его развитии, учебе, самовыражении, реализации себя как личности в обществе и взаимодействии с окружающими.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать свою значимость, индивидуальность, формируется его интеллектуальный, эмоциональный и социальный статус, дети стремятся утвердиться среди ровесников и взрослых, а главное — “дети очень чувствительны к мнению взрослых, они становятся для детей примером, который те стараются наследовать” [6, с. 92–93]. Именно поэтому отрицательные черты поведения у детей младшего школьного возраста являются одним из показателей неблагополучия семьи. В асоциальных семьях дети часто становятся свидетелями конфликтных ситуаций, аморального поведения, “пьяных ссор”, злодейства. Отслеживаются слабые воспитательные и образовательные возможности таких семей, часто наблюдаются физические наказания, что усиливает агрессивность детей, безнадзорность и безразличие к личности младшего школьника.

Поскольку функционирование асоциальных семей в обществе приводит к потере ее воспитательных возможностей: аморальное поведение, жестокое или безразличное отношение к ребенку, отсутствие духовных и моральных ценностей, психолого-педагогических знаний в вопросах воспитания и развития младшего школьника, нарушение эмоционального и физического контактов; то основная ответственность за процесс воспитания, становления и развития детей из таких семей, а также улучшения взаимоотношений в семье, полагается на педагогов.

С этой целью определены основные принципы воспитательной работы учителя начальных классов:

  • принцип целеполагания — предполагает четкую направленность воспитательных действий педагога на преодоление негативных последствий семейного воспитания младшего школьника;

  • принцип гуманизации — предусматривает налаживание доброжелательных отношений в семье, воспитание ответственности с позиции интересов ребенка, создание благоприятных условий для полноценного социального, морального, физического и интеллектуального развития младшего школьника;

  • принцип индивидуального подхода к личности ученика — это проявление понимания, доверия, уважения на физическом и эмоциональном уровнях, учитывая его социально-психологические особенности, с целью обеспечения условий для самопознания, самосознания и самореализации младшего школьника;

  • принцип систематичности и единства предупреждающих и воспитательных педагогических мероприятий, направленных на предотвращение психических расстройств и негативного поведения у младших школьников, а также организация воспитательной деятельности, которая включает: цель, содержание, задание, средства и методы системного педагогического влияния на младших школьников из асоциальных семей;

  • принцип формирования психолого-педагогической культуры родителей, как предпосылка успешного семейного воспитания младших школьников.

Успешная реализация принципов социально направленной воспитательной работы возможна лишь при условии глубокого понимания педагогом жизненных позиций и ориентиров младшего школьника, его желания и возможности оценить собственные недостатки и сознательно воспринять педагогические методы воспитательного влияния с целью достижения позитивного результата. Учителям начальной школы следует применять действенные педагогические методы воспитательного влияния, учитывая психологические и возрастные особенности младшего школьника, поскольку методы внушения и позитивного примера (способствуют осознанию учеником своих действий и поступков, переосмысления жизненных ценностей, взглядов и убеждений); методы приучения, тренировки и игровой деятельности (основаны на деятельности учеников и направлены на формирование их личных качеств, проявление активности в поведении с привлечением инициативности, творческого подхода, сотрудничества и партнерства); методы поощрения и одобрения (подбадривают ученика, вызывают позитивные эмоции, чувство самоутверждения и побуждают к дальнейшим позитивным действиям). Профессиональный подбор педагогом отмеченных методов воспитательного влияния и психологическая готовность школьника принять помощь, способствуют воспитанию моральных качеств личности (любви к ближнему, сочувствию, чувству ответственности за свои поступки), воспитания культуры поведения и общения.

Учитывая вышеуказанные факторы влияния на ребенка, учителю необходимо создать такую атмосферу в учебно-воспитательном процессе, чтобы ученик чувствовал психологическую защищенность, социально-педагогическую стабильность и поддержку окружающих. Поэтому, психолого-педагогическая помощь ученику со стороны учителя заключается: в следующем:

  • настроить ученика на позитивный лад с целью почувствовать себя нужным в общественной жизни (беседами, рисуночная методика “Я и моя семья”, методами убеждения и внушения и т. п.);

  • привлечь младшего школьника к активной деятельности в школьных и внешкольных мероприятиях (игры, соревнования, конкурсы, представления);

  • “приближение к прекрасному” (экскурсии на природу, походы в музеи, театры, знакомство с национальными традициями, произведениями искусства и т. п.). Вылазки на природу, экскурсии и походы, организованные учителем, дают возможность ученикам почувствовать гармоничное единство с природой через наблюдение за растительным и животным миром, явлениями природы, что побуждает к развитию познавательных возможностей, расширению мировоззрения, воспитанию любви и бережливого отношения к окружающему, способствует успокоению нервной системы, преодолению агрессии, стрессов, тревожности, растерянности. “Путей приобщения детей к прекрасному в народной педагогике много, и все они имеют одно назначение — строить искренние и доброжелательные взаимоотношения в семье, детей воспитывать учтивыми, приобщая их как можно раньше к миру прекрасного. Благодаря народной песне и музыке детям передается в наследство эмоциональное, эстетическое, моральное богатство народной души, ее высокая духовная красота” [12, с. 152]. Именно поэтому школа должна привлекать семьи учеников к активной совместной деятельности, способствующей оздоровительно-воспитательному влиянию на семью в целом, а особенно на личность младшего школьника, которая еще формируется и стремится к прекрасному;

  • привлечение родителей к совместной игровой деятельности с детьми, обыгрывание типичных конфликтных ситуаций и их анализ в присутствии ребенка. Учитель привлекает родителей к проведению семейных и религиозных праздников с целью формирования чувства единства, дружества, эмоционально-волевого характера, глубокого чувства духовной культуры. Проведение практикумов (разыгрывание конфликтных ситуаций, выполнение педагогических упражнений), привлечение родителей и детей к ролевым играм способствуют осознанию возможностей преодоления конфликтов, предотвращению асоциального поведения, налаживанию контактов с окружающими, созданию позитивной эмоциональной атмосферы. “Эффективность ролевой игры обеспечивается: активностью каждого участника, помогающего преодолеть психологические барьеры; максимальным эмоциональным привлечением родителей, стимулирующим развитие воображения и интуиции; возможностью испытания разных стратегий в процессе решения задания с отслеживанием их влияния на эффективность решения конкретной проблемы; актуализацией теоретических знаний и соотношением их с жизнедеятельностью семьи” [7, с. 55].

Выводы… Реализуя отмеченные социально-педагогические принципы и методы воспитательного влияния на личность младшего школьника и его семью, учитель начальной школы сможет помочь ученику в процессе его социализации, а также активизировать воспитательные возможности асоциальной семьи и улучшить условия их функционирования в социуме.


Литература:

  1. Аболина Т. Г. Этика: учебное пособие / Т. Г. Аболина, В. В. Ефименко, О. М. Линчук и др. − К.: Лыбидь, 1992. − 328 с.

  2. Ахмадеев А. А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ / А. А. Ахмадеев, А. А. Ширяева. − Уфа: БГУ, 2001. − 102 с.

  3. Краснова Н. П. Методика работы социального педагога: учебное пособие для студ. пед. ун-та / Н. П. Краснова, Л. П. Харченко. − Луганск: Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченка, 2001. — Ч. 2. − 112 с.

  4. Макаренко А. С. Педагогические сочинения / А. С. Макаренко. − Т. 4. − С. 31.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / [под ред. В. А. Сластенина]. — [2-е изд., испр. и доп.]. — М.: Издательский центр “Академия”, 2000. — 192 с.

  6. Невмержицкий О. А. Сотрудничество с родителями: пособие / О. А. Невмержицкий. — К.: Гнозис, 2005. — 265 с.

  7. Програма формирования педагогической культуры родителей / [О. Л. Хромова, Т. Ф. Алексеенко, О. М. Докукина и др.]; под ред. В. Г. Постового. — К., 2003. — 108 с.

  8. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / [гл. ред. В. В. Давыдов и др.]. − М.: Большая Российская энциклопедия, 1998–1999. − Т. 2. — 670 с.

  9. Сорочинская В. Е. Организация работы социального педагога: учебное пособие / В. Є. Сорочинская. — К.: Кондор, 2005. — 198 с.

  10. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. − М.: Гайдарики, 2000. − 816 с.

  11. Чгонив К. Е. Семья, дети, школа / К. Е. Чгонив, Г. М. Миньковский. − М.: Юрид. лит., 1989. − 448 с.

  12. Щербань П. М. Национальное воспитание в семье / П. М. Щербань. — К.: Культурол, 2000. — 260 с.


Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, семья, ребенок, общество, возможность, асоциальный тип поведения, воспитательное влияние, асоциальная семья, аморальное поведение, младший школьный возраст.

Похожие статьи

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

влияние, девиантное поведение, младшие школьники, неполные семьи.

Украина, семья, школьная педагогика, девиантное поведение, Общая педагогика, рамка специальности, младший школьный возраст, уровень преступности, фигура людей, III.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии

Исследователи глубоко изучили, как формируется детское поведение, какую роль играет в этом семья, школа и общество.

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Семья школьника играет огромную роль в формировании механизмов социальной адаптации ко всем жизненным средам социума. Не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызвал отклонение в поведении ребёнка или подростка.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием семьи.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы, отрицательный пример взрослых, влияние...

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью

Л.С. Алексеева выделяет в этой системе аморальную и асоциальную семьи [ 6] .

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших... девиантное поведение, неполная семья, семья, ребенок, факт враждебности, уровень проявления, школьник. Особенности семейного воспитания в полной...

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших... Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, неполная семья, семья, ребенок, факт враждебности...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

В свою очередь негармоничный тип воспитания оказывает влияние на самооценку детей этой возрастной группы.

младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста.

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего...

Однако причинамиотклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте также могут быть: Безнадзорность учащихся.

Младший школьный возраст – это новый этап в формировании личности ребенка. Ребенок — дошкольник становиться школьником.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

влияние, девиантное поведение, младшие школьники, неполные семьи.

Украина, семья, школьная педагогика, девиантное поведение, Общая педагогика, рамка специальности, младший школьный возраст, уровень преступности, фигура людей, III.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии

Исследователи глубоко изучили, как формируется детское поведение, какую роль играет в этом семья, школа и общество.

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Семья школьника играет огромную роль в формировании механизмов социальной адаптации ко всем жизненным средам социума. Не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызвал отклонение в поведении ребёнка или подростка.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием семьи.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы, отрицательный пример взрослых, влияние...

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью

Л.С. Алексеева выделяет в этой системе аморальную и асоциальную семьи [ 6] .

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших... девиантное поведение, неполная семья, семья, ребенок, факт враждебности, уровень проявления, школьник. Особенности семейного воспитания в полной...

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших... Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, неполная семья, семья, ребенок, факт враждебности...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

В свою очередь негармоничный тип воспитания оказывает влияние на самооценку детей этой возрастной группы.

младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста.

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего...

Однако причинамиотклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте также могут быть: Безнадзорность учащихся.

Младший школьный возраст – это новый этап в формировании личности ребенка. Ребенок — дошкольник становиться школьником.

Задать вопрос