Автор: Панфилова Елена Валерьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г.

Статья просмотрена: 4100 раз

Библиографическое описание:

Панфилова Е. В. «Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими становятся // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 303-306.

Изменения, происходящие в современном социуме, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания «трудного» ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизации, наркомании и т.п., то есть прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребёнка возникают как результат социально-экономической, политической и экологической нестабильности общества, усиления роли псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением и свободным временем своего ребёнка, чрезмерной занятости взрослых, эпидемий разводов и т.п. Всё это подрывает уверенность ребёнка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищённости.

Традиционно официальной задачей средней общеобразовательной школы признаётся обучение ребёнка, т.е. формирование у него определённой системы знаний, умений и навыков, и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции, взглядов и ценностей. Учеба – ведущий вид деятельности учащихся, а также основная их обязанность. Поэтому нормализация учебы «трудных» школьников имеет огромное значение для их перевоспитания. Воспитательные мероприятия с «трудными» преследуют, по сути дела, одну главную задачу: вернуть детей школе, возродить у них интерес к учению, нормализовать учебную деятельность. Без решения этой задачи трудно добиться успехов в перевоспитании школьника. Вся система школьного образования, действительно заинтересована в том, чтобы из её стен выходили не просто молодые люди с багажом качественных знаний по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные к новым условиям социальной реальности, увлечённые, не имеющие проблем, характеризующихся психолого-педагогической наукой как девиантное поведение, должна по-новому взглянуть на свои цели и возможности их реализации. И поэтому другой важнейшей для школы на современном этапе её развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причём акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.

Что же такое «трудный» ребёнок? Представителями различных наук даются многочисленные определения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. Например, в педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В психологической науке девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе [2]. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны педагогов и внимании сверстников. В медицинской трактовке под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. Несмотря на некоторые различия, все подходы выделяют главный критерий девиаций – нарушение общепринятых норм, принятых в данном обществе. А вот понятие «социальная норма» выступает как исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций и имеет широкий диапазон определённых параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. Поэтому принципиальным критерием, определяющим категорию «социальная норма», служит разрушающее воздействие социальных явлений, которые являют собой реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека. Это и есть та граница, которая определяет норму от девиации. Естественно, что по обе стороны от границы возникает масса ситуаций, которые зачастую затрудняют идентификацию социального явления. Неопределённость в критериях, границах дозволенного, отсутствие ясных и понятных мер ответственности за те или иные поведенческие акты объективно способствуют расширению «поля девиантности», обусловливая «размытость» его границ [1].

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребёнка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребёнок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведёт к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих его дел и поручений. Важная группа факторов усиления и роста девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологий – таких, как рост психических заболеваний, ухудшение генетического фонда населения, алкоголизм, суицидные настроения и т.п. Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребёнка: неблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, наказания по пустякам, брань при взаимодействии с членами семьи, алкоголизм родителей, даже сам факт принадлежности к неблагополучной семье. Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребёнка: болезни, отставания в учёбе, одиночество, непонятность другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, агрессивность, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля. Их массовое распространение создаёт у подростков иллюзию нормального поведения, по крайней мере, отсутствие чего-либо чрезвычайного, аморального. Возникает подростковая субкультура со своими «нормами», разрешающими делать всё что хочется. В итоге отрицаются нормы, установленные взрослым обществом, и насаждаются свои представления о нормальном поведении. Складывается подростковая, молодёжная система ценностных ориентиров со своими авторитетами и приоритетами.

В деле обеспечения эффективной деятельности школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей очень важным направлением работы является прогнозирование девиантного поведения школьников. Прогнозирование – это определение потенциальных возможностей развития явления на основе познания его природы, закономерностей, прошлого и настоящего состояния. Осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций в школе; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой – уменьшают эти проявления. Прогнозирование в условиях школы может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся в целом или общее прогнозирование, прогнозирование индивидуальное, групповое; можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов и форм девиаций. К прогностическим факторам относят условия семейного воспитания. Семья школьника играет огромную роль в формировании механизмов социальной адаптации ко всем жизненным средам социума. Не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызвал отклонение в поведении ребёнка или подростка. Но семьи детей с девиантным поведением имеют некоторые особенности. Родители в этих семьях обычно «плохо знают» своих детей, недостаточно хорошо понимают их чувства и состояние, уделяют им мало времени и внимания, не умеют управлять их поведением, практически не знают или мало знают их друзей и чем они занимаются в свободное время. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. Поэтому в изучении семьи ребёнка в организации работы с ней также важен комплексный подход. Только различные специалисты: учителя в первую очередь, классный руководитель, социальный педагог, психолог, школьный врач – могут достаточно полно изучить условия семейного воспитания ребёнка и организовать работу с родителями. Например, взаимодействие перечисленных специалистов, имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей в поведении, прогнозирование и личности ребёнка в его эмоциональных проявлениях, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения. Эффективность реализации целей комплексной группой специалистов на уровне школы и организация коррекционной работы с девиантным поведением детей и подростков во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребёнка и его ближайшего окружения.

Среди факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение детей и подростков, важное место занимает положение ребёнка в группе. Это может быть и учебный коллектив класса, и группы по интересам, и объединения подростков для межличностного общения и т. п. Утрата комфортного поведения в школьном коллективе приводит к тому, что ребёнок ищет ту группу, где эта комфортность будет присутствовать. Таким образом, с большей долей вероятности можно прогнозировать, что нарушение отношений ребёнка в учебной группе вызывает угрозу отклоняющегося от нормы поведения со стороны учащегося. Приоритет в изучении положения ребёнка или подростка в учебной группе, безусловно, принадлежит педагогам, которые, взаимодействуя с другими специалистами, разрабатывают программы помощи нуждающимся в ней учащимся. Следующий фактор, который необходимо учесть при прогнозировании, – это влияние референтной группы на школьника. Является ли он лидером в этой группе, полностью ли принимает её ценности и ориентиры или способен отстоять свои взгляды на вещи и события? На эти вопросы необходимо ответить специалистам, изучающим влияние референтной группы на ребёнка. Все рассмотренные факторы находятся в тесной взаимосвязи. Для конкретного школьника или группы учащихся тот или иной фактор может являться доминирующим. Поэтому педагогическая поддержка детей и подростков с девиантным поведением направлена, прежде всего, на восстановление их нормального социального статуса, повышение адекватной самореализации за счёт проработки психологических трудностей и проблем: мотивационных, поведенческих, информационных, эмоциональных и, безусловно, личностных. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребёнка. Здесь важен индивидуальный подход, который означает выявление природы психологических трудностей конкретного девиантного ребёнка и действенных педагогических механизмов, лежащих в основе детских проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной. Задачи индивидуально-профилактической работы – это выявление детей и подростков, склонных к девиациям или имеющих факты девиантного поведения; воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на детей и подростков; постоянный и всесторонний контроль (по месту жительства, учёбы, работы) за их поведением и образом жизни. В более широком смысле индивидуальный подход должен быть применим в равной степени ко всем детям, предполагая хорошее знание педагогом личности каждого ребёнка. Важным этапом повышения эффективности как общей, так и индивидуальной профилактической работы является разработка и осуществление мероприятий, имеющих общую цель – управление процессом социализации детей и подростков и устранение десоциализирующих влияний.

Перевоспитание «трудного» ребёнка происходит по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в процессе деятельности. Продуманный план учебно-воспитательной работы с «трудными» школьниками во многом определяет успех в их перевоспитании. В таком плане, как правило, различают два аспекта взаимно дополняющих друг друга. Во-первых, мероприятия, рассчитанные на всех «трудных» учеников школы. Во-вторых, индивидуальная работа с каждым из таких школьников [3]. Первый аспект воплощается в общешкольном плане, а второй – в планах классных руководителей и воспитателей. План педагогической коррекции должен дать ответ на три вопроса: что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности); как это устранить (как проанализировать учебу школьника, с кем изменить характер взаимоотношений, в какую практическую деятельность целесообразно его вовлечь и др.). Кому и что надо делать (распределение обязанностей между педагогами, психологами и т.п., установление сроков, меры контроля за эффективностью работы). Ответ на них план дает в виде перечня целей и задач на определенный период, с указанием путей и средств их достижения. В общешкольном плане следует предусмотреть меры, направленные на выявление «трудных» детей; мероприятия по формированию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся; вопросы взаимодействия педагогов с самоуправлением школьников, внешкольными учреждениями, с учреждениями культуры и спортивными организациями; изучение передового опыта и научных рекомендаций по проблеме перевоспитания школьников с отклонениями в поведении. План индивидуальной работы с «трудными» учащимися может включать следующие разделы: определение конкретных недостатков и объективных трудностей воспитания данного ребёнка в семье и школе; анализ нравственных и психологических особенностей его личности; выявление имеющихся положительных интересов и увлечений; перечень путей и средств формирования положительных качеств личности и организации социально ценного жизненного опыта. Важно, чтобы все планируемые мероприятия представляли собой определенную систему, продолжали и дополняли одно другое, не носили случайного характера, не противоречили деятельности других воспитывающих звеньев.

Самая сложная задача педагога – найти ключик к пониманию «трудного» ребенка или подростка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими детьми учителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого – компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника. Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у взрослых вырабатываются определенные стереотипы отношения к «трудным» детям, набор типичных реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, многие педагоги испытывают достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий педагогического поведения. Очень важно осознавать чувства и не позволять им управлять разумом. Умение педагога увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах – вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» ребёнку или подростку. Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к «трудному» ученику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Педагоги смогут помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что взрослые чувствуют и понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок или подросток будет открыт для общения и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда он пожелает изменить свое негативное поведение. Итак, понять, принять, помочь – основа педагогического подхода к «трудному» ребенку.

В заключение хотелось бы отметить, что воспитание ребенка в школьной среде является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких-либо застывших или одинаковых рекомендаций. Только индивидуальное обращение к личности ребенка, его интересам и увлечениям, принятие во внимание особенностей его развития поможет педагогам найти подход к «трудным» детям. «Всегда легче предупредить, чем исправлять», – говорил известный педагог А.С. Макаренко [4]. Лучшим же способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей «трудного» ребёнка: любви, безопасности, внимания, удовлетворения, самоутверждения – ведь именно их утрата приводит к девиантному поведению. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся индивид с собственным жизненным стержнем вряд ли попадёт под влияние негативных норм и образцов поведения.


Литература:

  1. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова и др. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – (Коррекционная педагогика). С. 147-156.

  2. Ефремов К.С. Трудные дети, трудные люди / К.С. Ефремов //Народное образование.– 2004. – № 3. – С. 117-124.

  3. Журавлев Д.К. Откуда берутся проблемные дети? / Д.К. Журавлев // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 141-147.

  4. Макаренко А.С. Из опыта работы // Педагогические сочинения. В 8 т. – М., 1983. – Т.1. С. 52-56.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантного поведения, девиантного поведения, девиантным поведением, коррекции девиантного поведения, коррекции девиантного поведения, девиантным поведением, девиантного поведения детей, прогнозирование девиантного поведения, девиантного поведения школьников, девиантного поведения детей, прогнозирование девиантного поведения, девиантного поведения школьников, «трудного» ребёнка, поведении ребёнка, проявления девиантного поведения, появления девиантного поведения, девиантного поведения связана, проявления девиантного поведения, девиантного поведения связана, «трудного» школьника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос