Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии в старших классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)

Статья просмотрена: 5625 раз

Библиографическое описание:

Дерюгина, Л. И. Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии в старших классах / Л. И. Дерюгина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 87-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3597/ (дата обращения: 16.12.2024).

Познавательный процесс является важным фактором учения и в то же время это жизненно-необходимый фактор становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности ученика, сильно влияет на формирование личности и обеспечивается определенными условиями: сила, глубина, устойчивость развития интереса; многосторонность характера и интересов ученика; взаимодействие познавательного интереса с другими мотивами [3].

Педагогическое исследование по данной теме проводилось в 10 классах профильного и непрофильного уровня (по биологии) школ города Курска. Выявление познавательного интереса происходило посредством проведения анкетирования детей, опросников.

Для выявления мотивов учащихся к изучению предмета биология мы использовали тест — опросник на выявление мотивации учащихся [1,2].

Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних (№ 3, № 4, № 8), внешних положительных (№ 1, № 5, № 9) и внешних отрицательных (№ 2, № 6, № 7).

Результаты исследования обобщены в таблице 1 и рисунке 1 и 2.

Таблица 1

Выявление мотивов учащихся к изучению предмета биология

Мотивы

ответа

Количество ответов

Количество ответов в % от числа испытуемых

Непрофильный уровень по биологии

Профильный уровень по биологии

Непрофильный уровень по биологии

Профильный уровень по биологии

Внутренние

3

5

8

31,3

88,8

4

1

9

6,3

100

8

2

3

12,5

33,3

Внешние положительные

1

6

3

37,5

33,3

5

5

6

31,3

66,6

9

5

3

31,3

33,3

Внешние отрицательные

2

4

4

25

44,4

6

0

0

0

0

7

1

3

6,3

33,3


Рис. 1. Соотношение мотивов обучающихся 10 класса непрофильного уровня по биологии к изучению предмета биология


По данным опросника нами было выявлено, что у обучающихся 10 класса непрофильного уровня по биологии преобладают внешние положительные мотивы к изучению предмета биология. На их долю приходится 55,2 % ответов от общего числа ответов. На долю внутренних приходится 22,6 %, а на долю внешних отрицательных — 17,2 %.

Среди внешних положительных мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию потому, на уроке интересно» — так ответило 37,5 % учащихся. По 31,3 % набрали варианты ответов «Я учу биологию потому, что нравиться учитель» и «Я учу биологию потому, что нравится предмет».

Среди внутренних мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию, что хочу больше знать» его выбрали 31,3 % опрошенных. 12,5 % обучающихся 10 «Б» класса выбрали ответ «Я учу биологию потому, что в наше время нельзя быть незнайкой». 6,3 % детей выбрали ответ «Я учу биологию потому, чтобы потом работать в этой сфере».

Среди внешних отрицательных мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию потому, что заставляют родители» — данный ответ выбрали 25 % обучающихся. 6,3 % учат биологию потому, что любят животных и растения. Никто из детей не выбрал вариант ответа «Я учу биологию, чтобы не отставать от товарищей».

Рис. 2 Соотношение мотивов обучающихся 10 класса профильного уровня по биологии к изучению предмета биология


Анализируя полученные данные, было выявлено, что у обучающихся 10 класса профильного уровня по биологии преобладают внутренние мотивы к изучению предмета биология. На их долю приходится 51,3 % ответов от общего числа ответов. На долю внешних положительных приходится 30,7 %, а на долю внешних отрицательных — 18 %.

Среди внутренних мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию, чтобы потом работать в этой сфере» его выбрали 100 % опрошенных. 88,8 % обучающихся профильного класса выбрали ответ «Я учу биологию потому, что хочу больше знать». 33,3 % детей выбрали ответ «Я учу биологию потому, что в наше время нельзя быть незнайкой».

Среди внешних положительных мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию потому, что нравиться предмет» — так ответило 66,6 % учащихся. По 33,3 % набрали варианты ответов «Я учу биологию потому, что на уроке интересно» и «Я учу биологию потому, что им нравиться учитель».

Среди внешних отрицательных мотивов наиболее популярный ответ «Я учу биологию потому, что заставляют родители» — данный ответ выбрали 44,4 % обучающихся. 33,3 % учат биологию потому, что строгий и требовательный учитель. Радует, что никто из детей не выбрал вариант ответа «Я учу биологию, чтобы не отставать от товарищей», это говорит о том, что обучающиеся выбрали этот класс обдуманно, а не следую за одноклассниками.

Полученные данные можно объяснить тем, что у детей разные профили обучения (общеобразовательный и профильный) и уровень подготовки ученика, стремление к знаниям, использование полученных данных в дальнейшем. Кроме того, ученикам общеобразовательного класса знания биологии необходимы для общего развития, как обязательного предмета в школе, а ученикам профильного класса знания по биологии нужны для дальнейшей работы в данной области.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательной потребности, интересов и мотивов учения. Познавательные интересы учащихся подростковых классов требуют индивидуализированного педагогического влияния.

Для изучения интенсивности познавательного интереса обучающихся мы использовали одноименную методику, целью которой является выявление с помощью анкетирования интенсивности интересов обучающихся.

Результаты представлены в таблице 2 и рис. 3,4.

Таблица 2

Изучение уровня развития познавательных интересов обучающихся

Вопрос

Вариант ответа

Количество ответов в % от числа испытуемых

Непрофильный уровень по биологии

Профильный уровень по биологии

1. Как часто ты подолгу занимаешься умственной работой?

Часто

12,5

88,9

Иногда

87,5

11,1

Очень редко

0

0

2.Что предпочитаешь ты, когда задается вопрос на сообразительность?

Помучиться, но самому найти ответ

43,8

22,2

Когда как

37,5

66,7

Получить готовый ответ от других

18,7

11,1

3.Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

Постоянно много

12,6

0

Неровно: иногда много, иногда ничего не читаю

43,7

88,9

Мало или совсем ничего не читаю

43,7

11,1

4.Насколько эмоционально ты относишься к интересному для тебя занятию, связанному с умственной работой?

Очень эмоционально

12,5

33,3

Когда как

62,5

44,5

Эмоции ярко не выражены

25

22,2

5.Часто ли ты задаешь вопросы

Часто

6,3

33,3

Иногда

81,2

44,5

Очень редко

12,5

22,2

Рис. 3. Изучение уровня развития познавательных интересов обучающихся 10 класса непрофильного уровня по биологии, % от общего числа ответов


Анализ результатов показал, что у 17 % обучающихся проявляется сильно выраженный познавательный интерес, у 63 % обучающихся выявляется средне выраженный познавательный интерес.


Рис. 4. Изучение уровня развития познавательных интересов обучающихся 10 класса профильного уровня по биологии, % от общего числа ответов

По полученным данным видно, что сильно выраженный познавательный интерес проявляется у 35,6 % обучающихся, что в 2 разы выше, чем в непрофильном классе; у 51,1 % обучающихся выявляется средне выраженный познавательный интерес.

Так в результате исследования нами было выявлено, у обучающихся 10 класса непрофильного уровня по биологии преобладают внешние положительные мотивы к изучению предмета биология (55,2 %), что объясняется тем, что нравится предмет и интересен учитель. А у обучающихся 10 класса профильного уровня по биологии преобладают внутренние мотивы к изучению предмета биология (51,3 %), так все анкетируемые хотят в дальнейшем работать в этой области и желают больше узнать интересующего их материала.

При опросе обучающихся 10 класса профильного уровня (по биологии) школ города Курска сильно выраженный познавательный интерес проявляется у 35,6 % обучающихся, так как знания по биологии нужны в будущей профессиональной деятельности. У 17 % обучающихся непрофильного класса, проявляется сильно выраженный познавательный интерес, что в 2 раза ниже, так как знания биологии необходимы для общего развития, как обязательного предмета в школе.

Вопрос снижения познавательного интереса у школьников к процессу обучения важен в современном мире и требует постоянных доработок, введение каких-либо новшеств, постоянную работу учителей над методами и способами подачи информации на уроках.


Литература:

  1. Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.

  2. http://psyvision.ru/help/pedagogika/42-pedagogika/468-ped005.

  3. Цветкова Л. И. Активизация познавательной деятельности на уроках биологии [Текст] / Л. И. Цветкова // Молодой ученый. 2011. — № 5. Т.2. С. 171–173.




Основные термины (генерируются автоматически): биология, изучение предмета, непрофильный уровень, профильный уровень, выраженный познавательный интерес, популярный ответ, обучающийся, общее число ответов, познавательный интерес, познавательный интерес обучающихся.