Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики
Автор: Звездина Анна Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 6860 раз
Библиографическое описание:
Звездина, А. А. Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики / А. А. Звездина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/992/ (дата обращения: 16.12.2024).
…никакая внешне предлагаемая информация
не может быть перенесена внутрь его,
если у школьника нет соответствующей
мотивации и личностно значимых
образовательных процессов.
А.В.Хуторской
В Концепции модернизации российского образования, являющейся одним из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».[20]
Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.»[26]. Учебно-познавательная компетенция (УПК) является одной из важнейшей компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Степень сформированности УПК иногда в значительной степени определяет качество результата обучения учащегося. Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
Таким образом, одной из основных целей, встающих перед нами, является повышение уровня учебно-познавательной компетенции учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
УПК неразрывно связана с мотивацией учащегося, с тем, насколько ученик понимает зачем и почему он изучает тот или иной предмет.
Мотивом для изучения предмета «Информатика и ИКТ», конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Но с каждым днем для большинства учеников компьютер становится, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), все усилия учитель должен направить, прежде всего, на развитие познавательных интересов учащихся. Что в свою очередь приведёт к формированию учебно-познавательной компетенции.
По мнению психологов, интерес к обучению - один из доминирующих мотивов учения. На современном этапе реформирования системы образования в педагогике вновь возникла потребность в пересмотре отношения учителей к познавательному интересу.
Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Но развитие познавательной активности не мыслимо без развития познавательного интереса. Рассмотрим факторы, формирующие познавательную активность учащихся: МОТИВЫ ; познавательный интерес ; познавательная активность ; познавательная деятельность ; Учебно-познавательная компетенция.
В своей работе мы раскроем вопросы развития учебно–познавательной компетенции через призму развития интереса к предмету «Информатика и ИКТ».
Хотелось бы раскрыть вопрос о том, что понимается под учебно-познавательной компетенцией в информатике.
В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием)
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)
Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.)
Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)
Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)
Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Считаем, что развитие учебно-познавательной компетенции строится на развитии познавательного интереса, появлению и закреплению «правильных» мотивов к обучению.
Развитие познавательных интересов рассматривали многие психологи и педагоги. На каждом этапе развития человечества отношение к роли интереса в обучении формировалось под воздействием социальных, философских, религиозных и национальных воззрений и традиций. Как ценнейший мотив учебной деятельности интерес рассматривали психологи: Л.С. Благонадежина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и др. Многие из них опирались на труды С.Л. Рубинштейна, который называл познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, черпающий «строительный материал» из внешнего мира. Различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса в школе исследованы Ю. К. Бабанским, В.Б. Бондаревским, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной и др.
Под познавательным интересом, мы будем понимать – избирательную направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению.
Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?
Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. В-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Однако последние психологические исследования в области мотивационной сферы подростков показывают явную тенденцию к снижению познавательной мотивации в целом и несформированность учебных интересов. В нашей школе мы работаем над разработкой новых педагогических методов и приемов по повышению познавательной мотивации учащихся. В своей практике для повышения познавательного интереса, мы применяем творческие задания. На уроке информатики учащиеся выполняют задания как практического, так и теоретического характера. Проблема, с которой сталкивается любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать. Поэтому приходится самим разрабатывать такие задания. В своей работе мы выделяем следующую классификацию творческих заданий по информатике, которая представлена в следующей таблице:
№ |
Классификация творческих заданий |
|
Занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы и т.д.). |
|
Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам). |
|
Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний). |
|
Задачи, допускающие несколько способов решения. |
|
Составление задач учащимися. |
|
Конструирование обратных задач. |
|
Составление кроссвордов, ребусов по теме. |
|
Разгадывание кроссвордов, ребусов. |
|
Написание рефератов, докладов. |
|
Разработка презентаций по теме. |
|
Проектная деятельность |
|
Творческая практическая работа (сказки, сочинения, рисунки и др.) |
Н.Д. Левитов под творческой работой предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. «Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П. Есипов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового» [4].
Творческий характер деятельности я определяю в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций: уровень развития внутренней мотивации деятельности учащегося [3]; оригинальность метода решения; творческая фантазия; оригинальность оформления; уровень использования межпредметных связей; умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяем уровни развития познавательного интереса: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень. У учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.
Результативность. Работаю учителем информатики с 2001 года. В результате работы над развитием интереса к предмету, развитием мотивации, и, тем самым, развитием учебно-познавательной компетенции достигнуты следующие результаты работы:
Рост познавательной активности и внутреннего уровня мотивации.
Учитывая условия формирования познавательного интереса, в своей практике я использую методику: «Исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся» [3] и «Диагностика познавательной активности учащихся» (мотивация учебной деятельности). Динамика роста качественной успеваемости по предмету информатика в сравнении:
2007-2008 – 68%; 2008-2009 – 74%; 2009-2010 – 75%
Рост количества участников Всероссийского конкурса по информатике «Инфознайка»: 2008г. – 20 участников; 2009г. – 85 участников, 2 Всероссийских победителя; 2010г. – 146 участников, 2 Всероссийских победителя
Участие учеников в конкурсах и конференциях различного уровня
Школьная открытая конференция «Литвиновские чтения.
Региональный форум «Шаг в будущее.
XI научная инженерная выставка молодых исследователей и городов ЗАТО.
Всероссийский Конкурс «Первые шаги».
Всероссийские Юношеские чтения им.Вернадского.
Федеральный конкурс Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2009.
Данный опыт был представлен на конкурсах и конференциях различного уровня.
Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», II место (2008г.);
Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», III место (2009г.);
Всероссийский фестиваль «Открытый урок», дипломант (2009г.);
Всероссийский конкурс «Мой лучший урок», дипломант, Москва (2009г.).
Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», медаль Януша Корчака (2010г.);
В своей работе я рассмотрела вопрос повышения уровня учебно-познавательной компетенции учащихся через развитие познавательного интереса к предмету и повышения уровня мотивации.
Думаю, что работа, которая проводится мною, даёт положительные результаты. Это доказывают приведенные выше цифры, примеры, приложения и диаграммы.
В результате внедрения на уроке различных творческих работ, использования нестандартных домашних заданий, проектной технологии, вовлечения детей в научно-исследовательскую деятельность появляется высокий интерес к предмету «Информатика». Обучающиеся успешно применяют полученные знания на других изучаемых дисциплинах.
Литература:
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 234с.
Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – М., - 1985.
Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. http://psyedu.ru/view.php?id=84
Есипов Б.П. Самостоятельные работы учащихся на уроке. М., 1961.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 544с.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 420 с.
Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. — 67с.
Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям// Информатика и образование, № 4—2004.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. – (В помощь школьному учителю).
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1971. — 352–358 с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005
Босова Л.Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода. // Педагогическая информатика, 2005, №2
Доклад А.В. Хуторского на заседании в Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Центр «Эйдос»// www.eidos.ru/news/compet.htm.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// http://www.school.edu/
Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – №3
Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5
Ракитина Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики. М., 2002.
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. 2004. № 4
Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. – 2006. – № 7
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2