Библиографическое описание:

Стародуб И. В. Пути решения проблем обучения взрослых в Многофункциональном центре прикладных квалификаций [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 139-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3315/ (дата обращения: 12.12.2017).

Вопросы подготовки рабочих кадров, переподготовки высококвалифицированных специалистов и, в целом, развития системы непрерывного образования являются крайне важными для построения современной, высокопроизводительной экономики. По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых — обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе.

Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого Малколма Шеппард Ноулза, стало «производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» [1].

Именно запросы общества дали импульсы для реального совершенствования и модернизации системы профессионального образования в Тюменском регионе. Программа модернизации профессионального образования области включает в себя несколько разделов. Модернизация системы профессиональной подготовки — одно из направлений программы, включающее в себя не только модернизацию инфраструктуры, но и модернизацию процесса предоставления услуг: динамичное реагирование на запросы, потребности рынка труда и квалификаций, оперативное создание новых направлений подготовки кадров.

Примером этого, в целях исполнения п.3 Указа Президента Российской Федерации № 59 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», служит создание в октябре 2012 года Многофункциональных центров прикладных квалификаций (МФЦПК) на базе 8 учреждений среднего профессионального образования области, в том числе Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Западно-Сибирский государственный колледж».

Данные центры ориентированы на целевую профессиональную подготовку рабочих кадров под реализуемые инвестиционные проекты в Тюменской области. Финансирование создания и текущей деятельности МФЦПК осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и закреплено Постановлением Администрации Тюменской области.

Целью МФЦПК является удовлетворение потребности организаций, предприятий, ассоциаций работодателей Тюменской области различных форм собственности в квалифицированных кадрах посредством ускоренной профессиональной подготовки персонала широкого спектра направлений и различных сроков обучения.

Деятельность МФЦПК предусмотрена в интересах лиц, жителей Тюменской области, направленных по заявке работодателей. Предполагается ежегодно до 1 декабря направлять в департамент образования и науки Тюменской области сводную заявку для формирования государственного задания на профессиональную подготовку кадров, в соответствии с которой будет определяться объем и структура профессиональной подготовки на последующий финансовый год. Обучающимся, успешно завершившим курс обучения будет выдаваться свидетельство об уровне квалификации установленного образца.

В соответствии с данной целью, в кратчайшие сроки, колледжем была проведена системная работа по анализу и сегментированию рынка труда и квалификаций, потребностей на подготовку востребованных в регионе кадров по заявленным колледжем направлениям. Организованы и проведены ряд совещаний, круглых столов с работодателями при участии департамента по потребительскому рынку Тюменской области.

В процессе разработки программ обучения, сотрудники колледжа столкнулись с проблемой, показывающей, что используемые в настоящее время методы и методики обучения, применяемые в учреждениях начального и среднего профессионального образования, не эффективны при обучении взрослых. При планировании учебного процесса и выборе формы учебных занятий преподаватели и мастера производственного обучения осознали, что необходимо учитывать различия в мышлении взрослого человека и мышлении учащегося. Об этом должен знать каждый педагогический работник, ответственный за обучение рабочих, чтобы обеспечить результативность процесса обучения и личную заинтересованность каждого обучающегося в повышении собственного профессионального уровня.

Отличия взрослых обучающихся постепенно осознавались наукой. В педагогике появился даже особый раздел дидактики, получивший название андрагогика (от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука об обучении взрослых, раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога [6].

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Капом [4, С.5.]. Наряду с термином «андрогогика» в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др. Основные положения андрогогики сформулировал Малколм Шеппард Ноулс в 1970 году. Он издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» [6].

Следует отметить, в системе дополнительного образования взрослых выработка, апробация и практическое использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного более консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного обучения, мощный импульс распространению которых был дан в 70–80-х в системе дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Также, была предложена и андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой именно обучающийся несет ответственность за оценку результатов, выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности [6].

Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга. Исторически дополнительное образование выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному. Сейчас можно утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на обратное. [3]

Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы и достижения различных наук в понимании роли человека в своей жизнедеятельности, ученые исходили из основополагающего факта — принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности:

  • обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый);

  • взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым;

  • взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;

  • взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;

  • взрослый рассчитывает на безотлагательное применение освоенных в ходе обучения компетенций;

  • учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения;

  • процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Таким образом, педагогика — это искусство и наука обучения детей, а андрогогика — искусство и наука оказания помощи взрослым учиться. Исследования показали, что педагогика не является столь эффективной при обучении взрослых как андрагогика.

Так, исследования, проведенные в основном Новелсом, привели к альтернативным моделям обучения, которые более эффективны в обучении взрослых [2]. Поэтому педагогическим работникам, работающим в системе профессиональной подготовки рабочих кадров, необходимо не только получить представление о данных моделях, но и овладеть разнообразными техниками и методами обучения взрослых.

Полгода назад в Минобрнауки России появился новый департамент — государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профобразования, который возглавила Наталия Золотарёва. По её словам, «создание департамента свидетельствует о том, что подготовка рабочих и специалистов среднего звена оказалась в числе приоритетов на государственном уровне, этому уделяется серьёзное внимание». Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации будет курировать разные вопросы, в том числе развития механизмов государственно-общественного управления системой подготовки рабочих кадров и организации формирования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, руководителей учреждений профессионального образования.

Более широкий разговор о проблемах среднего профобразования состоялся 22–23 ноября в МИСиС на конференции «Профессиональные кадры новой России» [5].

«Сегодня бизнес ждёт универсальных солдат, умеющих решать смежные задачи, — говорит Наталия Золотарёва. — Владение несколькими близкими профессиями — существенный фактор повышения конкурентоспособности выпускников. В том числе, учитывая демографическую ситуацию, всё более значимым для СПО становится контингент учащихся среди взрослого населения».

Эти же идеи заложены и в Проект приказа Минобрнауки России о федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников: «будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни», в том числе «ожидается охват занятого населения в возрасте 25- 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы программами дополнительного профессионального образования … с 35 % в 2013 г. до 50 % в 2020 г».

Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются.

Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (рис. 1).

В то же время многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика. Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие педагогической парадигмы.

Поэтому, на отделении дополнительного образования колледжа, в рамках программы модернизации системы профессионального образования в Тюменском регионе, была разработана программа повышение квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования (в том числе, негосударственных учреждений), участвующих в организации и проведении профессиональной подготовки по рабочим квалификациям.


Рис. 1. Пирамида обучения


Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Инновационные технологии в профессиональной подготовке рабочих кадров» — это комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки слушателей: преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения, методистов-организаторов краткосрочных курсов.

Учебный план программы рассчитан на 72 часа учебных занятий.

Содержание программы составлено с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности мастеров производственного обучения и преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Данный уровень проверяется специально разработанной входной диагностикой.

В процессе повышения квалификации устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировки, учебные проекты.

Цель данного курса повышения квалификации — развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с самыми различными категориями и группами взрослого населения.

Задачами курса являются приобретение и совершенствование слушателями знаний и умений по следующим направлениям:

  • андрагогика, как основная составляющая непрерывного образования;

  • психофизиологические особенности взрослого обучающегося;

  • эффективные формы организации обучения взрослых;

  • разработка и применение активных методов обучения;

  • подготовка и проведение образовательных мероприятий для взрослых;

  • использование технологии модерации для интерактивного обучения.

С целью приобретения и закрепления навыков использования эффективных технологий обучения всем участникам курса обучения предлагается разработать образовательные мероприятия, материалы которых они смогут использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, разрабатывая данную программу повышения квалификации, мы поставили своей целью содействовать подготовке и повышению квалификации специалистов Многофункциональных центров прикладных квалификаций и других учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой по рабочим профессиям.


Литература:

  1. Змеёв С. И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов», М.: Флинта: Наука,1999 г.

  2. Малькольм Новелс. Современная практика обучения взрослых. Association Press/FoUet. 1980.

  3. Митина А, «Дополнительное образование в России» (Исторический аспект) // «Новые знания» № 2 2000 г.

  4. Основы андрагогики / под ред. И. А. Колесниковой. — М.: «Академия», 2003. — С. 5.

  5. Профессиональные кадры новой России // Материалы конференции 22–23 ноября 2012 г., Москва — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 304 с.

  6. http://www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2002/human/02/11.pdf.


Основные термины (генерируются автоматически): профессионального образования, обучения взрослых, повышения квалификации, образования взрослых, подготовки рабочих кадров, обучении взрослых, среднего профессионального образования, профессионального обучения взрослых, Тюменской области, профессиональной подготовки, системы профессионального образования, Особенности профессионального обучения, дополнительного образования взрослых, профессионального образования области, интерактивных методов обучения, системе дополнительного образования, прикладных квалификаций, модернизации системы профессионального, решения проблем, проблем обучения взрослых.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос