Библиографическое описание:

Морозов А. В., Коченко А. А. Актуальные проблемы профессиональной переподготовки современных специалистов // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 471-473.

Проведённый нами анализ различных источников показал, что в педагогической науке существуют две основные тенденции, которые определяют место профессиональной переподготовки в системе последипломного образования:

- профессиональная переподготовка является одним из основных видов дополнительного профессионального образования и выступает как самостоятельный ви­д обучения и приобретения профессиональных знаний [5];

- профессиональная переподготовка - является одним из звеньев в единой системе непрерывного образования на этапе послевузовского образования [10].

Сфера дополнительного профессионального образования (далее по тексту - ДПО) ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производством, непроизводствен­ной сферой и на удовлетворение потребностей личности, обще­ства и государства в непрерывном образовании.

Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в раз­витии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют гибкой профессиональной переориента­ции граждан, овладения новыми профессиональными знаниями и специальностями.

Основными задачами данной системы являются получение новых и укрепление имеющихся профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подго­товка их к выполнению новых трудовых функций. ДПО призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и пра­ва других людей.

Существенными особенностями ДПО являются:

  • направленность на удовлет­ворение социальной потребности в непрерывном развитии кад­рового потенциала;

  • взаимосвязь курсового обучения, самообра­зования, жизненного и профессионального опыта обучающихся;

  • междисциплинарный характер содержания обуче­ния;

  • построение обучения на основе изучения и учета профессио­нальных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.

Необходимо отметить, что дополнительное профессиональное образование выполняет следующие социально-педагогические функ­ции: акмеологическую, сервисную, диагностическую, компенса­торную, инновационную, прогностическую, специализирующую, консалтинговую, консультативную [9].

ДПО, как часть системы образования взрослых, характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.

Важно подчеркнуть открытость системы ДПО, ее ориентацию на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем, гибкость, определяемую возможностью учета объективных потребностей специалистов в их профессиональном личностном развитии. Особенностью сферы ДПО является участие в ней специфической категории взрослых обучающихся, имеющих базовое профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности.

В западно-европейской и американской педагогике выделяется три этапа развития непрерывного образования: первоначально (50-е и начало 60-х г.г. прошлого века) непрерывное образование трактовалось как компенсаторное, ликвидирующее недостатки образования взрослых, связанных с недостатками, пробелами в школьной подготовке, либо с устареванием ранее полученных знаний [1].

В последующие годы рынок труда стал выдвигать новые требования к уровню работников, и непрерывное образование понималось как проблема повышения квалификации. Вопросы функционального образования, организация различных форм повышения квалификации разрабатывались, главным образом, применительно к отрасли занятости, к профессиональной сфере деятельности обучаемого. Цель такого обучения была чисто практической – добиться более эффективного участия человека в производстве. С середины 70-х годов в литературе развитых стран чаще непрерывное образование трактуется как интегральное, дающее возможность человеку приспосабливаться к жизни в современном развитом обществе. В основе подобной концепции лежит идея соединения в той или иной форме профессионального образования (или повышения квалификации) с общим [1].

A.M.Новиков рассматривает содержание понятия «непрерывное образование» с позиции отнесенности к трем объектам (субъектам): к личности, к образовательным процессам (образовательным программам), к организационной структуре образования [7].

Если рассматривать непрерывность образования по отношению к лично­сти, то, по мнению ученого, это означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов. Причем учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве: во-первых, человек, оставаясь на одном и том же образовательном уровне, совершенствует свою профессио­нальную квалификацию, профессиональное мастерство – «вектор движения вперед»; во-вторых, поднимается по ступеням и уровням образования – «вектор движения вверх»; в-третьих, непрерывность образования подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. воз­можность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических усло­вий в обществе.

В современных условиях концепция непрерывного профессионального образования рассматривается как инструмент экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности, достижение полной занятости населения, а также обеспечения профессиональной мобильности работников в связи с внедрением новых технологий.

Структура единой системы непрерывного образования представлена как целостная система формальных (государственных) и неформальных (негосу­дарственных, дополнительных) образовательных учреждений в сочетании с разнообразными формами самообразовательной деятельности человека, которая предопределяет и государственно-общественный образовательный потен­циал данного социума, и ту сферу образовательных возможностей, которыми может воспользоваться каждый человек на протяжении всей своей жизни [4].

Известные педагоги, занимающиеся проблемами непрерывного образования, такие как Б.С.Гершунский, В.Г.Онушкин, Ю.М.Кулюткин, М.Т.Громкова, Н.Д. Никандров, Б.Л.Вульфсон, С.Г. Вершловский, Э.М.Никитин и др., часто использовали термин «профессиональная переподготовка» в своих работах. Значение этого понятия разнообразно. В словаре русского языка термин «переподготовка» трактуется как «повторное обучение (специалистов) с целью усовершенствования и углубления знаний» [8].

В словаре по профессиональному образованию переподготовка имеет более развернутую интерпретацию: «Переподготовка - общий термин для обозначения различных видов обу­чения, обусловленного изменениями в характере и содержании профессиональ­ных задач; может быть частичной, вызванной модернизацией трудового про­цесса, или полной, вызванной отмиранием имеющейся у работника профессии или резким сокращением спроса на нее. В более узком понимании термин озна­чает освоение новых знаний и умений, необходимых для выполнения задачи, отличающейся от той, для выполнения которой лицо было принято на работу. Переподготовка кадров, связанная с приобретением новой профессии или спе­циальности, осуществляется в профессиональных образовательных учреждени­ях или других образовательных структурах» [2].

Л.Ф.Савинова предлагает рассматривать переподготовку кадров как «овладение новой специальностью (специализацией) в рамках имеющейся профессии (спе­циальности); овладение новой профессией (специальностью) на основе уже имеющейся профессии (специальности); овладение новой профессией (специ­альностью) без учета предшествующего образования (подготовки). В первом случае решается задача расширения профиля, во втором - перепрофилирования, и, наконец, в третьем - «отстранение» от имеющегося профессионального опы­та, что выводит образование на решение задач социально-экономического уровня, а именно, на овладение кадрами (не только педагогическими, но и дру­гим взрослым населением) профессиями рыночной инфраструктуры» [11].

К.Г.Кязимов дает следующее определение понятию «профессиональная переподготовка» - это «получение гражданами по соответствующим образовательным программам дополнительных знаний и умений, необходимых для нового вида профессиональной деятельности и присвоения им соответствующей квалификации» [6].

К особенностям переподготовки относят и стажировку слушателей по вновь избранному виду деятельности, которая проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, и предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

Наиболее полно специфика и особенности профессиональной переподготовки заключается в следующем:

  • в оперативной переподготовке по новым специальностям нередко даже при отсутствии модели специалистов и их квалификационных характеристик;

  • слушатели имеют возможность приобретения новой профессиональной
    квалификации (в зависимости от степени соответствия базового образования направлению переподготовки);

  • в процессе обучения приоритетное значение придается опережающей, фундаментальной теоретической подготовке слушателей по новым перспективным направлениям науки и техники, что должно стать основанием для их практической деятельности по новой специальности:

  • расширяются функции выпускной работы, она становится неотъемлемой частью педагогического процесса и из средства контроля и оценки учебной деятельности превращается в средство стимулирования познавательной дея­тельности и развития исследовательских способностей слушателей, реального включения их в процесс приобретения новых знаний и навыков, практического их использования [3].

Таким образом, в педагогической науке выявлены основные тенденции, которые определяют место профессиональной переподготовки в системе последипломного образования:

  • профессиональная переподготовка может рассматриваться как одно из звеньев в единой системе непрерывного образования;

  • профессиональная переподготовка, являясь одним из видов дополнительного профессионального образования, может выступать как самостоятельный ви­д обучения и приобретения профессиональных знаний на этапе послевузовского образования.


Литература:
  1. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. – М., 1987.

  2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М., 1998.

  3. Войтенко Л.А., Войтенко С.С, Жуковский А.Н. Некоторые особенности педагогического процесса в условиях специального факультета переподготовки кадров по новым перспективным направления науки и техники. // Актуальные методики обучения в системе непрерывного образования: Межд. вуз. сб. научн. тр. / ЛТА. – 1991. – С. 58-62.

  4. Гершунский Б.С. Философия образования на XXI век. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М., 1998.

  5. Карпов В.В. Концепция последипломного дополнительного образования. // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 2. – С. 18-23.

  6. Кязимов К.Г. Педагогические основы профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения. Дис. д-ра пед. наук. - М., 1991.

  7. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / парадоксы наследия, векторы развития. – М., 2000.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. - М., 1989.

  9. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; Под ред. В.А.Сластенина. 2-е изд. стер. – М., 2006.

  10. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. №2571 «Об утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов»

  11. Савинова Л.Ф. Проектирование современной системы профессиональной переподготовки педагога. Дис. д-ра. пед. наук. - Волгоград, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывного образования, профессионального образования, системе непрерывного образования, профессиональной переподготовки, дополнительного профессионального образования, этапе послевузовского образования, профессиональная переподготовка, профессиональной деятельности, единой системе непрерывного, непрерывность образования, профессиональное образование, непрерывное образование, образования взрослых, профессиональных знаний, образования направлению переподготовки, непрерывного профессионального образования, овладение новой профессией, развития непрерывного образования, системы непрерывного образования, проблемами непрерывного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос