Сущность и основные признаки дуальной модели обучения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 11.03.2016

Статья просмотрена: 5598 раз

Библиографическое описание:

Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/803/ (дата обращения: 21.10.2018).



В статье обосновываются преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования.

В поисках наиболее эффективных путей модернизации отечественного образования многие ученые обращаются к опыту зарубежных стран, в частности Германии. Наиболее известными популяризаторами идей немецкой профессиональной подготовки рабочих кадров являются Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, А. И. Пискунов, Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития немецкой системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране [1].

Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия. В знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) Адам Смит подчеркивал, что системы ученичества и наставничества в дуальном обучении необходимо считать традиционными методами профессионального обучения на рабочем месте, так как, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали азы профессии [2].

Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации [3].

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух организациях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой — на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые специалисты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.

Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза [4].

Можно выделить следующие преимущества и недостатки дуальной модели.

Преимущества системы:

  1. Практическая часть проводится на предприятиях, а не только в мастерских и на полигонах образовательных организаций;
  2. Содержание рабочих программ согласовано между образовательной организацией и работодателями;
  3. Между образовательной организацией и предприятием могут возникать и развиваться тесные отношения;
  4. При трудоустройстве возможно немедленное применение приобретённых знаний;
  5. Постоянное чередование обучения в образовательной организации и на предприятии способствуют лучшей мотивации и производственный процесс сильно не прерывается;
  6. Гарантирует ясные и однозначные описания профессии, а также унифицированный уровень подготовки.

Недостатки дуальной системы:

  1. С мотивацией обучения на предприятии может снижаться качество образования;
  2. Рабочие программы не всегда согласованны с сезонной последовательностью выполняемых работ на производстве;
  3. Образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал;
  4. Недостаточная готовность предприятий к обучению — вследствие этого отсутствие учебных местах на производстве;
  5. Предприятия вынуждены через повышение цен на производимый продукт зарабатывать средства на образование (недостающее оборудование, недостаток финансов и др.).

Я считаю, что дуальное обучение — эффективный путь повышения качества образования.

Для производства дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и выбору работников, их переквалификации и адаптации. К тому же, есть возможность отобрать самых лучших выпускников, ведь за период практического обучения их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует студентов учиться не для галочки. Молодые специалисты могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для предприятий немаловажно.

Для студентов дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует профессиональную компетентность и ответственность. Дуальная модель обучения предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одна образовательная организация не способна дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО обладает следующими преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов:

  1. Соответствие содержания образования современному уровню производства;
  2. Знакомство студентов с корпоративной культурой предприятия, его особенностями;
  3. Сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе;
  4. Использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок;
  5. Привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.

Дуальная модель обучения как производственная компонента базового профессионального обучения очень привлекательна для образовательных организаций СПО, но все же следует правильно извлекать полезность дуального обучения в обществе с учетом социально-экономических проблем, развития мировых интеграционных процессов в образовании, существующих законодательных и нормативных актов и менталитета российских граждан.

Таким образом, реализация механизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью студентов, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов. Дуальная модель обучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.

Я считаю, что необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия железнодорожной отрасли.

Литература:

  1. Торопов Д. А. Учебное пособие «История развития немецкой системы профессионального образования». ИСПО РАО. Москва 2002. Российская Академия образования. Институт среднего профессионального образования. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-244177.html (дата обращения 21.01.2016).
  2. Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов». — М.: Эксмо, 2007. — Серия: Антология экономической мысли — 960с).
  3. Дуальная модель обучения как основа механизма взаимодействия образовательных учреждений и предприятий // Заочные электронные конференции. Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3687.pdf (дата обращения 21.01.2016).
  4. Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, России // Аккредитация в образовании. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/opyt_dualnogo_obuchenia.html (дата обращения 21.01.2016).
  5. Дуальная система профессионального обучения в Германии // Институт региональной кадровой политики. Режим доступа: http://irkp31.ru/dual/xp_dual/file/inter/ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %BE %D1 %84 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5 %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5 %20 %D0 %B2 %20 %D0 %93 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B8.pdf (дата обращения 21.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность, производственный процесс, профессиональная компетентность, профессиональное обучение.

Ключевые слова

профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования.

Похожие статьи

Опыт дуального образования как возможный путь повышения...

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность, производственный процесс...

Дуальное обучение – залог качественного образования

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность, производственный процесс...

Перспективы и возможности внедрения дуальной системы...

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность, производственный процесс...

Реализация механизма практикоориентированной модели...

дуальное обучение, профессиональное образование, образовательный процесс, образовательная организация, Россия, предприятие, документ, дуальное образование, дуальная форма обучения, Свердловская...

Стажировка как эффективная модель формирования...

дуальное профессиональное образование

− создание системы качества профессиональной образовательной организации

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная...

Дуальная система — главный механизм подготовки...

Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная система подготовки кадров, интеграция образования и производства, нефтехимическое производство, колледж, социальное партнерство.

Производственные технологии как инструмент формирования...

Дуальная система обучения, по своему содержанию, означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве.

профессиональное образование, Заочное обучение, взрослый...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования. Перспективы подготовки специалистов среднего звена для... Калмыкия, заочное обучение, Калмыцкий государственный колледж, нефтегазовая отрасль, газ, учебный процесс...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы...

К современным моделями формирования профессиональной культуры специалиста относят: многопрофильные центры смежных, прикладных квалификаций (в России их более трехсот), дуального обучения «обучение на производстве»...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Опыт дуального образования как возможный путь повышения...

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность, производственный процесс...

Дуальное обучение – залог качественного образования

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность, производственный процесс...

Перспективы и возможности внедрения дуальной системы...

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная модель обучения, профессиональное образование, будущий специалист, дуальная система, производственная деятельность, производственный процесс...

Реализация механизма практикоориентированной модели...

дуальное обучение, профессиональное образование, образовательный процесс, образовательная организация, Россия, предприятие, документ, дуальное образование, дуальная форма обучения, Свердловская...

Стажировка как эффективная модель формирования...

дуальное профессиональное образование

− создание системы качества профессиональной образовательной организации

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная...

Дуальная система — главный механизм подготовки...

Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная система подготовки кадров, интеграция образования и производства, нефтехимическое производство, колледж, социальное партнерство.

Производственные технологии как инструмент формирования...

Дуальная система обучения, по своему содержанию, означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве.

профессиональное образование, Заочное обучение, взрослый...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования. Перспективы подготовки специалистов среднего звена для... Калмыкия, заочное обучение, Калмыцкий государственный колледж, нефтегазовая отрасль, газ, учебный процесс...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы...

К современным моделями формирования профессиональной культуры специалиста относят: многопрофильные центры смежных, прикладных квалификаций (в России их более трехсот), дуального обучения «обучение на производстве»...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос