Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении физического здоровья детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савина, Л. Б. Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении физического здоровья детей / Л. Б. Савина, С. В. Мещерякова, К. И. Григорян. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2960/ (дата обращения: 16.11.2024).

Мы, взрослые, просто обязаны идти по жизни рядом с детьми,

идти вместе и дружно рука об руку,

локоть к локтю, а главное – ум к уму и доброта к доброте!

И тогда у нас все получится. Просто не может не получиться.

Соловейчик С.Л


Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. [4, с. 3]

Для решения этой задачи в дошкольном учреждении имеются физкультурный зал, спортивная площадка, групповые уголки здоровья.

Детский сад работает по единому плану физкультурно-оздоровительной работы, включающему совместную деятельность медицинского персонала, инструктора по ФИЗО, воспитателей, специалистов, родителей. К сожалению неорганизованные дети (т.е не посещающие дошкольное учреждения) лишены возможности регулярно заниматься физическими упражнениями.

В последнее время мы действительно наблюдаем снижение уровня здоровья, увеличение количества ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, увеличение количества неорганизованных детей, а так же семей, находящихся в социально опасном положении, дети в которых тоже не посещают дошкольные учреждения.

Анализ этих данных способствовал поиску новых форм организации педагогического процесса. [1, с. 244]

Для успешной и продуктивной работы детского сада по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников. В любой комплексной программе система физического воспитания дошкольника является частью общегосударственной системы физического воспитания, она строится с учётом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с родителями.

Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему "всем миром": детский сад, семья, общественность.

Физическое воспитание дошкольника базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование потребности у детей в здоровом образе жизни.

В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности:

  • знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, потеря аппетита, покраснение глаз);

  • Знания простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины. Речь идет о том, как нужно заботиться о здоровье: соблюдать режим дня,(вовремя ложиться спать, есть во одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом),закаляться.

  • Знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка);

  • Знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни(знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культуры);

  • Знания о своих физических возможностях(уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).[2, с. 21]

Знание ребёнком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент здорового образа жизни, способствующий в свою очередь, эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье. Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельностью с детьми, педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке ДОУ состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей. На самом же деле необходимость организовать работу с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальной возможности каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. [4, с. 6]

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

В помощь родителям выпускаются и размещаются в родительском уголке консультации («Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста» «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к гигиене» и т.д.), проводятся родительские собрания, совместные развлечения.

Ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Всегда весело и задорно проходит праздник, посвященный 23 февраля. В программе соревнований – эстафеты, конкурсы, игры, танцы. Папы принимают самое активное участие в этом спортивном празднике. Это мероприятие помогает взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

Непросто обучать детей играм с элементами спорта, но немного фантазии и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Что для этого необходимо? Игровая форма организации занятий, которые создают благоприятные условия для овладения элементарными умениями спортивных игр (футбол, хоккей, городки и др.) Игровая форма физкультурных занятий придает смысл физкультурной деятельности ребенка, помогает ему установить связь между мотивом и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений. [3, с. 19]

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком. Считаем, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.


Литература:

  1. Педагогические советы/авт.-сост. И.М.Бушнева [и др.].-Волгоград: Учитель, 2012.-250с. ISBN978-5-7057-2194-8

  2. «Дошкольное воспитание» 5/2009

  3. «Дошкольное воспитание» 5/2007

  4. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И.Крылова.-Волгоград: Учитель, 2009.-218 с.; ил. ISBN-978-5-7057-1965-5

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, дошкольное учреждение, педагогический процесс, совместная деятельность, укрепление здоровья, физическое воспитание, физическое воспитание дошкольника.

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста