Ребенок в мире профессий
Автор: Павлова Елена Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 2682 раза
Библиографическое описание:
Павлова, Е. В. Ребенок в мире профессий / Е. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2642/ (дата обращения: 16.12.2024).
- С первых дней малыша родители задумываются о его будущем,
внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка,
стараясь предопределить его профессиональную среду. Ребенок
дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным
видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и
склонность к рисованию, музыке, конструированию, математике и т.д.
Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия,
присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и
т.д.
- Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
- В нашем детском саду, принадлежащему открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», широкое распространение получили идеи непрерывной профессиональной ориентации: отдельные элементы формирования профессиональной подготовки, знания о труде работников железных дорог, экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта.
- Мы считаем, что знакомство дошкольников с многообразием мира профессий не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».
- Данную работу мы проводим через проектную деятельность, так как эта технология позволяет стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагает овладение определенной суммой знаний и, находя решения, помогает увидеть практическое применение полученных знаний.
- Название проекта: «Быть железнодорожником хочу, пусть меня научат»
- Тип: информационно – практико - ориентированный
- Актуальность. Одним из направлений в дошкольной педагогике является нравственно-трудовое воспитание. Это воспитание в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, привитие уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
- Авторы реализованной нами программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в данной местности. Так как родители наших воспитанников работают на железной дороге, мы большое внимание уделяем ознакомлению детей с трудом рабочих именно в этой сфере.
- Во время тематических бесед с детьми подготовительной группы детского сада «Где работают и чем занимаются мои родители?», «Зачем работают папа и мама?» выяснилось, что дети нашей группы знают, кем работают мамы и папы, а вот чем они занимаются, знают немногие. В труде дети видят только удовлетворение личных потребностей, не понимают общественной значимости трудовой деятельности людей.
- Поэтому мы сочли необходимым создать условия для максимального обогащения знаний детей о мире профессий на железнодорожном транспорте.
- Цель проекта: Создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях железнодорожного транспорта.
- Задачи проекта:
- Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
- Познакомить детей с профессиями работников железнодорожного транспорта.
- Воспитывать сознательное отношение к труду.
- Воспитывать чувство гордости за своих родителей.
- Формировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов.
- Формировать у детей навыки проектной деятельности.
- Развивать творческие способности детей, трудовые умения и навыки.
- Приобщать к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Участники проекта: заведующий, заместитель
заведующего по УВР, воспитатели, инструктор по физкультуре,
психолог, дети подготовительной группы - 20 человек, родители
подготовительной группы.
- Целевая группа проекта: проект адресован старшим дошкольникам.
- Продолжительность проекта: три месяца.
- Основные формы реализации проекта: занятия, беседы, консультации для родителей, экскурсии, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые игры.
- Обеспечение:
- Учебно-методическое
- Целевая группа проекта: проект адресован старшим дошкольникам.
- Арон, К. Едем, плаваем, летаем [текст]: игры для детей / К. Арон, С. Сахарнов. - М.: Издательство «Детская литература», 1993. – 58с.
- Блохина, Е.В. «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников» [текст]: Программа / Е.В. Блохина, Т.В. Якунина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008. – 190с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
- Сташкова, Т.Н. Мы – будущие железнодорожники [текст] : Конспекты занятий и сюжетно-ролевые игры с детьми ДОУ/ Т.Н. Сташкова, Л.Н. Шеболдина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007. – 176с.
- Материально-техническое
- Пиломатериал (ДВП – 4м2, бруски – 2 шт. по 3м, гвозди, молоток), масляная краска, ткань (шерсть синего цвета – 2м для пошива железнодорожной формы, ситец оранжевого цвета – 1м для пошива спецжилета, железнодорожные пуговицы – 8шт., ситец красного и желтого цветов – по 30 см для пошива флажков), альбомы для рисования – 3шт., клей ПВА, ножницы 5шт, краски акварельные – 5шт, цветные карандаши, фотоаппарат, компьютер, проектор.
- Этапы проведения проекта
- Пиломатериал (ДВП – 4м2, бруски – 2 шт. по 3м, гвозди, молоток), масляная краска, ткань (шерсть синего цвета – 2м для пошива железнодорожной формы, ситец оранжевого цвета – 1м для пошива спецжилета, железнодорожные пуговицы – 8шт., ситец красного и желтого цветов – по 30 см для пошива флажков), альбомы для рисования – 3шт., клей ПВА, ножницы 5шт, краски акварельные – 5шт, цветные карандаши, фотоаппарат, компьютер, проектор.
Период |
Мероприятия |
Ответственные |
Подготовительный этап |
||
|
|
|
|
|
|
Основной этап |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Предполагаемый результат проекта:
- В группе создана предметно развивающая среда для сюжетно – ролевой игры «Железная дорога».
- Созданы фотоальбомы: «Мои родители – железнодорожники», «Западно-Сибирская железная дорога».
- Дети имеют представление об особенностях работы специалистов и рабочих железной дороги.
- Родителями получены знания «Как знакомить детей со своей профессией – профессией железнодорожника»
- Дети усвоили алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
- Организована сюжетно-ролевая игра «Железная дорога»
- Продукт проектной деятельности
- В группе создана предметно развивающая среда для сюжетно – ролевой игры «Железная дорога», созданы фотоальбомы: «Мои родители – железнодорожники», «Западно-Сибирская железная дорога».
- Презентация проекта
- Сюжетно-ролевая игра с привлечением детей других групп, где дети подготовительной группы принимают роль железнодорожников, а остальные дети – пассажиры.
- Продолжение проекта
- Создание условий и знакомство детей с железнодорожным транспортом и спецтехникой.
- В группе создана предметно развивающая среда для сюжетно – ролевой игры «Железная дорога», созданы фотоальбомы: «Мои родители – железнодорожники», «Западно-Сибирская железная дорога».