Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека
Автор: Рыньгач Марина Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 679 раз
Библиографическое описание:
Рыньгач, М. А. Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека / М. А. Рыньгач. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1500/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Лучший способ вырастить детей хорошими – это сделать их счастливыми».
Оскар Уайльд.
Эти слова Оскара Уайльда вполне могут стать настоящим девизом для воспитателя детского сада. Ведь в глазах наших малышей мы все немного волшебники, которые могут абсолютно всё. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в эмоциональном восприятии жизни. Ребенок познает окружающий мир, учится любить его.
Понимая, что воспитание - не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка, стараемся наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как совместные праздники, которые положили начало новой традиции - «Сладкие вечера».
Основная тематика наших групповых традиционных «Сладких вечеров»: «Дни именинников», «Встречи с интересными людьми», «Приобщение к народным истокам», «В гостях у матушки Природы».
Цель таких мероприятий - поддерживать и развивать благоприятную атмосферу общения детей и взрослых, воспитывать у детей самостоятельные проявления внимания и доброжелательности, позволять ребенку почувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателями. Самое главное, чтобы праздник понравился детям. Выбирая темы для мероприятий, советуемся с родителями группы, приглашаем в гости людей разных профессий и специальностей, приобретаем необходимый инвентарь, призы, подарки.
При проведении «Дня именинника» создаем атмосферу настоящего праздника. Десяток надувных шаров может обеспечить приподнятое настроение. Игры, шутки, разные сюрпризные моменты сплачивают детей группы. А совместное изготовление подарков именинникам, поздравительных плакатов, открыток, заучивание стихов, песен воспитывает такие чувства, как внимание друг к другу, соучастие, доброту, чуткость, доброжелательность, щедрость и умение дружить.
Уточнению и расширению знаний о богатстве и мудрости русской народной культуры, воспитанию добрых нежных чувств к русскому народному прикладному искусству и фольклору способствуют тематические вечера «Приобщаем к народным истокам». Проводим эти вечера в музее «Русская изба». Атмосфера русского быта создает определенный эмоциональный настрой, наполняет душу детей красотой и добротой, помогает раскрыть смысл старинных слов. Темы вечеров разнообразны: «Эти мудрые русские сказки», «Пословица недаром молвится», «Отгадайте-ка загадки», «Краса ненаглядная», «Золотые руки мастеров», «Традиции россиян» (русские народные праздники). Результатом таких праздников является изготовление детьми русских народных игрушек, употребление в обыденной речи пословиц и поговорок, драматизация сказок, потешек, создание коллекций «Чудо-чудное, диво-дивное!» (русские народные игрушки), «Умелые руки не знают скуки» (вышивки руками мам и бабушек).
Очень эффективным средством в воспитании положительного отношения к труду взрослых людей является общение с человеком труда. Поэтому «Встречи с интересными людьми» стали хорошей традицией нашей группы. Во время этих встреч расширяются и обогащаются знания детей о профессиях, значимости общественного труда. Зачастую дети имеют смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например – труд горняка, сельскохозяйственный труд) или результат труда не выражен материально (например – труд экономиста, бухгалтера, педагога). Именно непосредственное общение с людьми труда обладает возможностью сформировать у детей понимание, что каждый взрослый человек является носителем определенной профессии. Что человек выражает себя в трудовой деятельности, что результатом его труда пользуется все общество, и трудом мамы и папы можно и нужно гордиться, от трудовой деятельности родителей зависит благосостояние семьи, а от выбора профессии зависит жизненный путь человека. В работе над данной проблемой, была поставлена задача - помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать на доступном ему уровне личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.
Самое яркое событие для детей – приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда. Так одна из мам рассказала о профессии милиционера, о том, что милиционер не только борется с преступниками, но и следит за порядком на улицах города, чтобы всем хорошо жилось в городе Апатиты. Дети с интересом рассматривали форму, погоны, награды, задавали разные вопросы.
С рассказом о своей профессии в гостях побывала другая мама – она ветеринар. Ребята познакомились с условиями содержания дома домашних животных: кошек, собак. Мама рассказала, какими болезнями болеют животные, разные интересные случаи. Дети в ответ поделились рассказами о своих домашних питомцах.
В своей работе уделяем большое внимание ознакомлению с трудом рабочих рудников, где добывают камень плодородия апатит и обогатительных фабрик. На фабриках этот минерал перерабатывают, изготовляя азотистое удобрение для полей, огородов. Многие родители наших воспитанников работают на этих предприятиях. Дети знали, кем работают их родители, а вот, что делают, знали немногие.
Встреча с одним из пап, работающим на руднике бурильщиком, помогла сформировать у детей представление о нелегком труде горняков, о значимости результатов этого труда в сельском хозяйстве всей нашей страны.
Мама одного из воспитанников, работающая в мельничном цехе обогатительной фабрики, раскрыла детям процесс переработки полезного ископаемого камня апатит в минеральное удобрение. Иллюстрации, фотоснимки, видеокассеты обогатили и конкретизировали представления детей о труде взрослых.
Рассказывая о своей работе, родители говорили о том, что труд их почетен, за хорошую, добросовестную работу многие отмечены специальными наградами.
В результате проведенной работы дети не только открыли для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по-новому взглянули на своих родителей, осознали их в новой социальной роли человека – труженика. В своих высказываниях наши воспитанники стали оценивать отношения людей к своим трудовым обязанностям, замечать взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда.