Ранняя профориентация в дошкольном образовании. Проект на тему «Какие бывают поезда» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (64) май 2023 г.

Дата публикации: 04.05.2023

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Логачева, Е. П. Ранняя профориентация в дошкольном образовании. Проект на тему «Какие бывают поезда» / Е. П. Логачева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8332/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тип проекта: Познавательно-исследовательский

Продолжительность: Среднесрочный, 2 месяца

Этапы работы:

  1. Диагностический этап — исследование представлений у детей о труде взрослых, о железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников и т. д.
  2. Формирующий этап — развивающие занятия профориентационной направленности.
  3. Контрольный этап — повторное исследование.

Цель: Формирование представлений у детей о разных видах поездов и грузах которые они перевозят

Задачи:

— Создать условия в предметно развивающей среде, для ознакомления детей с железнодорожным транспортом

— Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в жизни человека

— Обогатить представления детей о профессии машинист поезда

— Формировать представления детей о принципах работы паровоза, электровоза и тепловоза

— Познакомить детей с видами вагонов поезда и грузах которые они перевозят

— Формировать безопасное поведение детей в близи железной дороги

— Развивать умение находить признаки различия и сходства грузового и пассажирского поезда

— Способствовать развитию связной речи при составлении описательного рассказа

— Развивать память, внимание, мышление, образное представление посредством дидактических игр

— Продолжать формировать познавательную активность через опытно- исследовательскую, конструктивную и игровую деятельность

— Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте

— Воспитывать положительное отношение и уважение к труду работников на железной дороге

Задачи были поставлены в соответствии с образовательной программой «Страна железных дорог» и дифференцированным подходом организации образовательного процесса на основе познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность

Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в ФГОС ДО, является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Современное дошкольное образование ориентирует практиков на социокультурное развитие личности ребёнка дошкольного возраста. В этом случае мы говорим о ранней профориентации не как о раннем профессиональном выборе, а как о формировании у ребёнка ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит ему успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Актуальность профориентационной работы по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали обусловлена следующими факторами: дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.

Социальная, научная и практическая значимость ранней профориентации: поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги; представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей; представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками.

Предметно-развивающая среда

Для наилучшего ознакомления детей с темой проекта необходимо создать условия в предметно-развивающей среде. Для этого в нашей группе был оформлен уголок с различными моделями поездов, несколькими наборами железной дороги, различными настольно-печатными играми, книгами и энциклопедиями, альбомами с картинками, предметами используемыми работниками на железной дороге, костюмами. Пополнилась и интерактивная среда с различными познавательными видеороликами, презентациями и мультфильмами.

Содержание перспективного плана

Месяц

Содержание работы

Цель

Использование ИКТ

Февраль

НОД Ознакомление с окружающим миром «Удивительная железная дорога»

Формировать у воспитанников представление о железной дороге, значении ее в жизнедеятельности человека.

НОД Развитие речи «Какой поезд?»

Учить составлять описательный рассказ. Закреплять умение различать пассажирский и грузовой поезда.

Развивать связную речь.

Презентация «Грузовой и пассажирский поезд»

Д/И. «Собери картинку» (Поезда)

Развивать образное представление, мышление, память.

Д\И. «Мемо- железнодорожный транспорт»

Развивать память, мышление, внимание.

Нод Рисование «Паровоз».

Учить детей рисовать паровоз передавать строение, характерные детали. Побуждать детей дополнять композицию объектами в соответствии с темой.

НОД Ознакомление с окружающим миром «Кто управляет поездом?».

Познакомить детей с профессией машинист, его основными обязанностями. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Презентация «Машинист поезда»

Сюжетно-ролевая игра «Машинист».

Развивать интерес к трудовой деятельности машиниста, формирование умения брать на себя игровую роль.

Д\И. «Найди различия на вокзале».

Развивать внимание, мышление, память. Закреплять знания о ж\д вокзале, его внутренним устройством.

Виртуальная экскурсия на железнодорожный вокзал с использованием интерактивной доски. Познакомить с железнодорожным вокзалом, дать представление о его значимости.

Беседа на тему: «Правила поведения на ж\д дороге».

Формировать навыки безопасного поведения.

Просмотр познавательных мультфильмов по безопасности «Аркадий паровозов».

Д\И. «Осторожно! Железная дорога».

Формировать у детей дошкольного возраста потребность усвоения правил безопасного поведения на железной дороге.

Мультфильм «На вокзале без мамы» — Правила ж. д. безопасности» https://youtu.be/W_88Tp_3WSY

НОД Коллективная аппликация «На вокзале».

Развивать навыки коллективной деятельности, пространственные представления, умение продумать расположение своей части работы.

Закреплять умение детей вырезать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками, усвоенные ранее приёмы вырезания.

Конструирование из деревянного конструктора «Вокзал».

Совершенствовать умения конструктивно-модельной деятельности в процессе создания разнообразных построек по заданным рисункам-схемам.

Март

НОД Ознакомление с окружающим миром «Такие разные вагоны».

Познакомить детей с различными вагонами и грузами которые они перевозят.

Просмотр познавательного видеоролика. Поезда для детей. Учим виды железнодорожного транспорта https://youtu.be/yebK4DBmyV0

Д\И. «Подбери груз».

Закреплять название вагона и груза которые они перевозят

НОД Развитие речи «Расскажем Незнайке по локомотивы и вагоны».

Учить детей строить сложные предложения. Развивать связную и диалогическую речь.

Д/И. «Найди тень».

Учить детей находить заданный силуэт. Развивать образное мышление, внимание. Закрепить умение различать и правильно называть вагоны и локомотивы.

НОД Ознакомление с окружающим «Знакомство с профессией проводник поезда».

Познакомить детей с профессией проводника поезда и основными обязанностями. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Презентация «Проводник поезда»

Сюжетно-ролевая игра «Поезд».

Учить детей развивать сюжет игры, брать на себя роль. Закрепить знания о профессиях машиниста и проводника поезда.

Постройка железнодорожного вокзала с использованием различных моделей поездов, железной дороги и конструктора лего.

Учить детей строить по замыслу, обыгрывать её. Воспитывать сотрудничество в процессе создания общей постройки.

Д\И «Найди нужный предмет на вокзале, на пироне».

Формировать умение находить на картинке заданный предмет. Развивать внимание, мышление, память, умение зрительно концентрироваться.

Беседа на тему: «Воспитанные пассажиры».

Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Д\И. «Подбери пару».

Развивать внимание, мышление.

Конструирование из Блоков Дьенеша «Локомотив».

Способствовать развитию умения выполнять действия с фигурами-блоками, соответственно схеме постройки.

НОД Рисование «Такие разные вагоны».

Учить детей рисовать железнодорожные вагоны, передавая их строение. Продолжать формировать умение рисовать предметы прямоугольной, овальной и круглой формы. Развивать творческое мышление.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка» с использованием музыкальных инструментов.

Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Умение развивать сюжет игры, вести ролевой диалог.

ИЗО Пластилинография «Поезд».

Учить детей правильно наносить пластилин на заданную схему. Размазывая мягкий пластилин указательным пальцем, движениями сверху вниз. Развивать мелкую моторику пальцев рук, аккуратность.

НОД Интегрированное занятие «Расскажем Чебурашке о железной дороге».

Закрепить полученные ранее знания о железнодорожном транспорте и профессиях проводника и машиниста. Развивать связную речь при составлении описательных рассказов. Закрепить навыки порядкового счета и сравнении предметов по величине. Развивать познавательную активность.

Беседа на тему: «Поезда специального назначения».

Познакомить детей с поездами специального назначения, помочь понять их значимость на железной дороге.

Просмотр познавательного видеоролика о поездах специального назначения.

Конструирование из «Лего» «Депо».

Учить правильно соединять детали, в соответствии со схемой. Развивать умение обыгрывать постройку.

Взаимодействие с семьёй

Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Задача педагога, организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным для детей. Родители принимали участие во всех предложенных мероприятиях, познакомились с темой нашего проекта, участвовали в создании предметно пространственной среды, изготавливали настольно- печатные игры, поделки для выставки. Совместно с ребенком подготовили рассказ; например Богданов Максим — «Мой папа машинист локомотива», Смирнов Семён «Как я побывал в музее поездов».

Родительский уголок

Для привлечения родителей к сотрудничеству и расширению знаний об интересных фактах и истории железнодорожного транспорта, пополнилась наглядная информация, были даны рекомендации о том, с чем дома они могут познакомить своих детей. Какие книги можно почитать, ссылки на познавательные видеоролики и мультфильмы, различные темы для бесед, ссылки на виртуальные экскурсии, распечатаны различные игры.

Заключение

Дети проявляют интерес и уважение к профессиям железнодорожников. Имеют общее представления о железной дороге и её роли в жизни человека. Умеют различать паровоз, электровоз и тепловоз, вагоны и грузы которые они перевозят, закрепили знания о профессиях машиниста и проводника. Владеют навыками безопасного поведения вблизи железнодорожных объектов.

Литература:

  1. Образовательная программа «Страна железных дорог» детского сада № 25 ОАО «РЖД».
  2. Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет / Е. А. Алябьева — «ТЦ Сфера», 2014, (Библиотека воспитателя (Сфера);
  3. Потапова Т. В. «Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»);
  4. Электронные ресурсы: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/08/25/metodicheskaya-kopilka-vospitatelya-po-ranney
  5. Электронные ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh
  6. Поезда для детей. Сборник про поезда и вагоны. От 3 лет. Направлен на формирование первоначальных представлений детей о железнодорожном транспорте. https://youtu.be/ZJYxWV9Hd7g
  7. Поезда для детей. Железнодорожный транспорт. Развивающие мультики для детей. От 3 лет. https://youtu.be/Gms9xMijomw
  8. Поезда для детей. Учим виды железнодорожного транспорта https://youtu.be/yebK4DBmyV0
  9. Правила поведения на железной дороге для детей. От 4 лет. Знакомит детей с основными правилами безопасности на железной дороге. https://youtu.be/MkBB7lf_bsg
  10. Поезда для детей. Железнодорожный транспорт. Виды вагонов. Развивающее видео для детей https://youtu.be/tndjUUuucxU

Похожие статьи

Интегрированное занятие по ПДД в подготовительной группе на тему «Улица моего города»

Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте»

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля». Начальный этап освоения предмета у дошкольников

Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии»

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Чудесные свойства магнита»

Технологическая карта психологического занятия во 2 классе для детей с ОВЗ по теме: «Развитие внимания»

Итоговое мероприятие по профориентационной работе с дошкольниками — спортивный праздник «Юные пожарные»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы на тему «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Интегрированное занятие с детьми с задержкой психического развития второго года обучения на тему «Путешествие в лес»

Похожие статьи

Интегрированное занятие по ПДД в подготовительной группе на тему «Улица моего города»

Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте»

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля». Начальный этап освоения предмета у дошкольников

Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии»

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Чудесные свойства магнита»

Технологическая карта психологического занятия во 2 классе для детей с ОВЗ по теме: «Развитие внимания»

Итоговое мероприятие по профориентационной работе с дошкольниками — спортивный праздник «Юные пожарные»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы на тему «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Интегрированное занятие с детьми с задержкой психического развития второго года обучения на тему «Путешествие в лес»

Задать вопрос