Ранняя профориентация в дошкольном образовании. Проект на тему «Какие бывают поезда»
Автор: Логачева Екатерина Павловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (64) май 2023 г.
Дата публикации: 04.05.2023
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Логачева, Е. П. Ранняя профориентация в дошкольном образовании. Проект на тему «Какие бывают поезда» / Е. П. Логачева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8332/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тип проекта: Познавательно-исследовательский
Продолжительность: Среднесрочный, 2 месяца
Этапы работы:
- Диагностический этап — исследование представлений у детей о труде взрослых, о железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников и т. д.
- Формирующий этап — развивающие занятия профориентационной направленности.
- Контрольный этап — повторное исследование.
Цель: Формирование представлений у детей о разных видах поездов и грузах которые они перевозят
Задачи:
— Создать условия в предметно развивающей среде, для ознакомления детей с железнодорожным транспортом
— Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в жизни человека
— Обогатить представления детей о профессии машинист поезда
— Формировать представления детей о принципах работы паровоза, электровоза и тепловоза
— Познакомить детей с видами вагонов поезда и грузах которые они перевозят
— Формировать безопасное поведение детей в близи железной дороги
— Развивать умение находить признаки различия и сходства грузового и пассажирского поезда
— Способствовать развитию связной речи при составлении описательного рассказа
— Развивать память, внимание, мышление, образное представление посредством дидактических игр
— Продолжать формировать познавательную активность через опытно- исследовательскую, конструктивную и игровую деятельность
— Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте
— Воспитывать положительное отношение и уважение к труду работников на железной дороге
Задачи были поставлены в соответствии с образовательной программой «Страна железных дорог» и дифференцированным подходом организации образовательного процесса на основе познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность
Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в ФГОС ДО, является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Современное дошкольное образование ориентирует практиков на социокультурное развитие личности ребёнка дошкольного возраста. В этом случае мы говорим о ранней профориентации не как о раннем профессиональном выборе, а как о формировании у ребёнка ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит ему успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.
Актуальность профориентационной работы по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали обусловлена следующими факторами: дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
Социальная, научная и практическая значимость ранней профориентации: поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги; представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей; представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками.
Предметно-развивающая среда
Для наилучшего ознакомления детей с темой проекта необходимо создать условия в предметно-развивающей среде. Для этого в нашей группе был оформлен уголок с различными моделями поездов, несколькими наборами железной дороги, различными настольно-печатными играми, книгами и энциклопедиями, альбомами с картинками, предметами используемыми работниками на железной дороге, костюмами. Пополнилась и интерактивная среда с различными познавательными видеороликами, презентациями и мультфильмами.
Содержание перспективного плана
Месяц |
Содержание работы |
Цель |
Использование ИКТ |
Февраль |
НОД Ознакомление с окружающим миром «Удивительная железная дорога» |
Формировать у воспитанников представление о железной дороге, значении ее в жизнедеятельности человека. |
|
НОД Развитие речи «Какой поезд?» |
Учить составлять описательный рассказ. Закреплять умение различать пассажирский и грузовой поезда. Развивать связную речь. |
Презентация «Грузовой и пассажирский поезд» |
|
Д/И. «Собери картинку» (Поезда) |
Развивать образное представление, мышление, память. |
||
Д\И. «Мемо- железнодорожный транспорт» |
Развивать память, мышление, внимание. |
||
Нод Рисование «Паровоз». |
Учить детей рисовать паровоз передавать строение, характерные детали. Побуждать детей дополнять композицию объектами в соответствии с темой. |
||
НОД Ознакомление с окружающим миром «Кто управляет поездом?». |
Познакомить детей с профессией машинист, его основными обязанностями. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Презентация «Машинист поезда» |
|
Сюжетно-ролевая игра «Машинист». |
Развивать интерес к трудовой деятельности машиниста, формирование умения брать на себя игровую роль. |
||
Д\И. «Найди различия на вокзале». |
Развивать внимание, мышление, память. Закреплять знания о ж\д вокзале, его внутренним устройством. |
Виртуальная экскурсия на железнодорожный вокзал с использованием интерактивной доски. Познакомить с железнодорожным вокзалом, дать представление о его значимости. |
|
Беседа на тему: «Правила поведения на ж\д дороге». |
Формировать навыки безопасного поведения. |
Просмотр познавательных мультфильмов по безопасности «Аркадий паровозов». |
|
Д\И. «Осторожно! Железная дорога». |
Формировать у детей дошкольного возраста потребность усвоения правил безопасного поведения на железной дороге. |
Мультфильм «На вокзале без мамы» — Правила ж. д. безопасности» https://youtu.be/W_88Tp_3WSY |
|
НОД Коллективная аппликация «На вокзале». |
Развивать навыки коллективной деятельности, пространственные представления, умение продумать расположение своей части работы. Закреплять умение детей вырезать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками, усвоенные ранее приёмы вырезания. |
||
Конструирование из деревянного конструктора «Вокзал». |
Совершенствовать умения конструктивно-модельной деятельности в процессе создания разнообразных построек по заданным рисункам-схемам. |
||
Март |
НОД Ознакомление с окружающим миром «Такие разные вагоны». |
Познакомить детей с различными вагонами и грузами которые они перевозят. |
Просмотр познавательного видеоролика. Поезда для детей. Учим виды железнодорожного транспорта https://youtu.be/yebK4DBmyV0 |
Д\И. «Подбери груз». |
Закреплять название вагона и груза которые они перевозят |
||
НОД Развитие речи «Расскажем Незнайке по локомотивы и вагоны». |
Учить детей строить сложные предложения. Развивать связную и диалогическую речь. |
||
Д/И. «Найди тень». |
Учить детей находить заданный силуэт. Развивать образное мышление, внимание. Закрепить умение различать и правильно называть вагоны и локомотивы. |
||
НОД Ознакомление с окружающим «Знакомство с профессией проводник поезда». |
Познакомить детей с профессией проводника поезда и основными обязанностями. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Презентация «Проводник поезда» |
|
Сюжетно-ролевая игра «Поезд». |
Учить детей развивать сюжет игры, брать на себя роль. Закрепить знания о профессиях машиниста и проводника поезда. |
||
Постройка железнодорожного вокзала с использованием различных моделей поездов, железной дороги и конструктора лего. |
Учить детей строить по замыслу, обыгрывать её. Воспитывать сотрудничество в процессе создания общей постройки. |
||
Д\И «Найди нужный предмет на вокзале, на пироне». |
Формировать умение находить на картинке заданный предмет. Развивать внимание, мышление, память, умение зрительно концентрироваться. |
||
Беседа на тему: «Воспитанные пассажиры». |
Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. |
||
Д\И. «Подбери пару». |
Развивать внимание, мышление. |
||
Конструирование из Блоков Дьенеша «Локомотив». |
Способствовать развитию умения выполнять действия с фигурами-блоками, соответственно схеме постройки. |
||
НОД Рисование «Такие разные вагоны». |
Учить детей рисовать железнодорожные вагоны, передавая их строение. Продолжать формировать умение рисовать предметы прямоугольной, овальной и круглой формы. Развивать творческое мышление. |
||
Сюжетно-ролевая игра «Поездка» с использованием музыкальных инструментов. |
Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Умение развивать сюжет игры, вести ролевой диалог. |
||
ИЗО Пластилинография «Поезд». |
Учить детей правильно наносить пластилин на заданную схему. Размазывая мягкий пластилин указательным пальцем, движениями сверху вниз. Развивать мелкую моторику пальцев рук, аккуратность. |
||
НОД Интегрированное занятие «Расскажем Чебурашке о железной дороге». |
Закрепить полученные ранее знания о железнодорожном транспорте и профессиях проводника и машиниста. Развивать связную речь при составлении описательных рассказов. Закрепить навыки порядкового счета и сравнении предметов по величине. Развивать познавательную активность. |
||
Беседа на тему: «Поезда специального назначения». |
Познакомить детей с поездами специального назначения, помочь понять их значимость на железной дороге. |
Просмотр познавательного видеоролика о поездах специального назначения. |
|
Конструирование из «Лего» «Депо». |
Учить правильно соединять детали, в соответствии со схемой. Развивать умение обыгрывать постройку. |
Взаимодействие с семьёй
Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Задача педагога, организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным для детей. Родители принимали участие во всех предложенных мероприятиях, познакомились с темой нашего проекта, участвовали в создании предметно пространственной среды, изготавливали настольно- печатные игры, поделки для выставки. Совместно с ребенком подготовили рассказ; например Богданов Максим — «Мой папа машинист локомотива», Смирнов Семён «Как я побывал в музее поездов».
Родительский уголок
Для привлечения родителей к сотрудничеству и расширению знаний об интересных фактах и истории железнодорожного транспорта, пополнилась наглядная информация, были даны рекомендации о том, с чем дома они могут познакомить своих детей. Какие книги можно почитать, ссылки на познавательные видеоролики и мультфильмы, различные темы для бесед, ссылки на виртуальные экскурсии, распечатаны различные игры.
Заключение
Дети проявляют интерес и уважение к профессиям железнодорожников. Имеют общее представления о железной дороге и её роли в жизни человека. Умеют различать паровоз, электровоз и тепловоз, вагоны и грузы которые они перевозят, закрепили знания о профессиях машиниста и проводника. Владеют навыками безопасного поведения вблизи железнодорожных объектов.
Литература:
- Образовательная программа «Страна железных дорог» детского сада № 25 ОАО «РЖД».
- Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет / Е. А. Алябьева — «ТЦ Сфера», 2014, (Библиотека воспитателя (Сфера);
- Потапова Т. В. «Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»);
- Электронные ресурсы: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/08/25/metodicheskaya-kopilka-vospitatelya-po-ranney
- Электронные ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh
- Поезда для детей. Сборник про поезда и вагоны. От 3 лет. Направлен на формирование первоначальных представлений детей о железнодорожном транспорте. https://youtu.be/ZJYxWV9Hd7g
- Поезда для детей. Железнодорожный транспорт. Развивающие мультики для детей. От 3 лет. https://youtu.be/Gms9xMijomw
- Поезда для детей. Учим виды железнодорожного транспорта https://youtu.be/yebK4DBmyV0
- Правила поведения на железной дороге для детей. От 4 лет. Знакомит детей с основными правилами безопасности на железной дороге. https://youtu.be/MkBB7lf_bsg
- Поезда для детей. Железнодорожный транспорт. Виды вагонов. Развивающее видео для детей https://youtu.be/tndjUUuucxU