Формирование правовой культуры как условие эмоционально-волевого развития детей раннего юношеского возраста
Автор: Гизтдинова Роза Батталовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 219 раз
Библиографическое описание:
Гизтдинова, Р. Б. Формирование правовой культуры как условие эмоционально-волевого развития детей раннего юношеского возраста / Р. Б. Гизтдинова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2591/ (дата обращения: 17.12.2024).
Условием успешного становления гражданского общества и правового государства является формирование правовой культуры граждан. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества. Новые реалии жизни, увеличивают эмоциональные нагрузки, требуют от подрастающего поколения волевых качеств, обеспечивающих готовность к социально ценной, созидающей и ответственной деятельности. Интенсивное эмоционально-волевое развитие характерно для личности 15-17 лет – периода раннего юношеского возраста. При этом доминирующим является осознание своей социальной приобщенности и интерес к сути правовых отношений между людьми. Многие мотивы поведения юношей, по мнению Б.Г.Ананьева, обусловлены притязаниями на взрослость. Активизация гражданской позиции этой категории студентов способствует проявлению инициативы, самостоятельности, что в свою очередь, создает возможность для вовлечения в разнообразную правовую деятельность. Однако именно в этом возрасте проявляются слабоволие, эмоциональная неустойчивость, недостаточный опыт осмысления и реализации совокупности нравственных и правовых отношений к окружающим, ответственности за свои поступки, нередкое использование гипертрофированных потребностей и негативных средств для самоутверждения и самовыражения. Среди причин правонарушений исследователи выделяют как психологические: нарушения в эмоционально-волевой, мотивационной, нравственной сферах (Л.И. Божович, М.Н. Овчинникова, Н.В. Морозова, Э. Фромм и др.), так и социально-психологические факторы: негативные влияния микросреды, недостатки школьного (Л.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, С.В. Отчик и др.) и семейного воспитания (А.А. Аладьин, И.И. Лунин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий и др.).
Чаще всего правонарушения совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» дети. У большинства из них в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, неорганизованность, несамостоятельность, нечуткость, агрессивность и т. п. Именно они, молодые люди в возрасте 15-17 лет, становятся студентами профессиональных колледжей. Возникает необходимость в педагогическом развитии таких эмоционально-волевых качеств как целеустремленность, ответственность, самообладание, создающих основу к восприимчивости отрицательных влияний. Ключевыми для современного студента профессионального колледжа компонентами правовой культуры являются: ориентация на ценности правового государства и гражданского общества, знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности, сознательное и добровольное следование закону.
Уроки права являются важнейшей базой для формирования правовой культуры, пробуждения интереса к правовым знаниям и правовым институтам, для укрепления отношения к праву, как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире. Изучение правовых знаний направлено на формирование у детей основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества, что является условием развития эмоционально-волевой сферы как единого механизма саморегуляции личности.
- Познавательные процессы должны быть связаны с переживаниями, и с созидательной деятельностью самих студентов. Необходимо изучать правовые знания на основе проблемно-рефлексивного подхода, строить учебный процесс в виде последовательного осмысления, анализа и принятия решения по наиболее актуальным социально- и политико-правовым проблемам, строить обучение на материале близком для юношей, согласованно с их реальными жизненными интересами. Однако, многие учителя продолжают работать, не считаясь с проявлениями эмоциональной восприимчивости и волевых усилий, игнорируя их значение в развитии личности детей раннего юношеского возраста.
Развитие эмоционально-волевой сферы реализуется в деятельности и зависит от уровня правовой культуры личности студента 15-17 лет, и в свою очередь влияет на его поведение и деятельность.
На наш взгляд, педагогические условия эмоционально-волевого развития личности на уроках права должны включать следующие структурные компоненты: когнитивный компонент (правовые знания), мотивационно-оценочный (отношение к праву, правовые убеждения), деятельностный (поведенческая позиция).
Практически это может быть реализовано следующими этапами:
Принятие и понимание студентами учебной задачи.
Планирование путей решения учебной задачи.
Операционально-исполнительский этап.
Оценочно-рефлексивные действия.
1 этап «Принятие и понимание студентами учебной задачи» начинается с создания проблемной ситуации.
Так, перед студентами первого курса профессионального колледжа на уроке «Право» после изучения учебного материала «Избирательные системы. Избирательный процесс» была поставлена проблема: разработать сценарий с учетом стадий избирательного процесса, провести сюжетно-ролевую игру и подготовить сообщение (сочинение, доклад, компьютерную презентацию, эссе и тд.) о значении выборов в жизни общества и государства.
На этапе планирования путей решения учебной задачи студенты, рассматривая каждый из стадий, решают как содержательные, так и организационные вопросы в режиме делового сотрудничества.
Операционально-исполнительский этап включает в себя следующие действия: формирование групп, выбор лидеров, планирование по организации и содержанию деятельности, распределение ролей, определение регламента, индивидуальная и групповая отчетность, выступление групп.
На данном этапе студенты распределяют между собой вопросы, роли, определяют обязанности каждого члена группы, осуществляют обзор информации, обмениваются ею, уточняют, варьируют содержание, сочиняют тексты и роли, готовят необходимое оборудование и оформление. Группы формируются в количестве четырех - пяти человек с учетом предпочтений, возможностей, способностей. Учет индивидуальных особенностей эмоционально заряжает студентов, способствует включению в деятельность.
Студенты, в первое время, ощущают неуверенность, ограниченность и несостоятельность собственных знаний и умений. Анализируя ситуации, возникшие в процессе работы, студенты осознают свою некомпетентность. Но в то же время, эмоциональная насыщенность изучаемого содержания и творческой деятельности значительно повышают уровень мотивационной готовности и эмоционального проникновения студентов в содержание и в поисковую работу, обеспечивают процессы самоорганизации, саморазвития в процессе волевого действия.
Определение регламента выступлений групп.
Разработка сценария и проведение сюжетно-ролевой игры требуют большого количества времени. Выход мы видим в экономии времени за счет использования технологии проектного обучения, межпредметной и внутрипредметной интеграции, сочетания урочной и внеурочной деятельности, а также оптимизации путей решения организационных вопросов, так как с опытом умения становятся быстрыми и точными.
Индивидуальная и групповая отчетность (промежуточная, итоговая).
Преподавателем и лидерами групп ведется дневник, где оценивается деятельность студентов на всех этапах, фиксируются результаты, замечания, предложения.
Выступления групп, проведение сюжетно-ролевой игры «Избирательный процесс».
Выступление групп, представление ими творческого продукта, сопровождается открытым обсуждением творческих работ. Экспертами являются сами студенты и преподаватель. «Рождаются» новые идеи, формулируются предложения, замечания, оценки со стороны «зрителей». В ходе реализации деятельности действия корректируются, апробируются новые варианты, уточняется и дополняется содержание представляемого материала. Важное значение приобретает умение преподавателя профессионально ориентировать на ценности правового государства и гражданского общества, создать условия для развития эмоционально-волевых качеств, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединить и мобилизовать всех участников вокруг единой задачи.
Ведение видеозаписи на данном этапе деятельности многократно стимулирует студентов к ответственному поведению, с одной стороны, с другой - обеспечивает эффективность следующего оценочно-рефлексивного этапа.
Оценочно-рефлексивный этап включает следующие виды действий:
Просмотр видеозаписи, систематизация, анализ, обобщение, оценка результатов работы.
Коррекция деятельности, итоговое оформление работы.
Таким образом, среди наиболее эффективных методов обучения студентов первого курса профессионального колледжа на уроках права особое место занимают методы и приемы развивающего и субъектно-деятельного обучения (метод проектов, критического мышления, игровые методы; приемы правового обучения: словесной коммуникации, словесно-понятийного мышления, работы с прессой, письменно-графические приемы и др.), которые не только повышают интерес к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданской позиции, навыков законопослушного поведения и моральных принципов, приверженность демократическим ценностям, формируют в студентах такие эмоционально-волевые качества как целеустремленность, инициативность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, решительность, самостоятельность, смелость, исполнительность, самообладание.
Литература:
Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977.
Иванов, С.А. Психологические факторы и коррекция отклоняющегося поведения подростков : дис. … канд. пед. наук : 19.00.07 / С.А. Иванов. – М., 2006. – 155 с.
Ильин, Е.П. Психология воли. / Е.П. Ильин; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.