Методика проведения правовая игра «Судебное разбирательство» в рамках закрепления темы «Субъекты и иные участники уголовного процесса» дисциплины «Уголовное право и процесс» (для специальности «Право и организация социального обеспечения») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 2493 раза

Библиографическое описание:

Белова, К. О. Методика проведения правовая игра «Судебное разбирательство» в рамках закрепления темы «Субъекты и иные участники уголовного процесса» дисциплины «Уголовное право и процесс» (для специальности «Право и организация социального обеспечения») / К. О. Белова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 426-429. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43626/ (дата обращения: 22.12.2024).



Интерактивный метод («inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Если быть точнее — в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более разностороннее взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, на возбуждения активности студентов в процессе обучения.

B педагогики на сегодняшний день много разных интерактивных подходов. В частности — обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры).

Aктуальность: внынешнее время студентов все сложнее вовлекать в учебный процесс, поэтому стоит разрабатывать интересные и актуальные способы передачи знаний.

Цель: знакомство обучающихся с уголовным законодательством РФ, проанализировать принципы справедливого демократического судопроизводства, обоснованные независимостью судей и состязательность сторон, а также субъектами и иными участниками уголовного процесса их полномочиями.

Научная новизна: впрактике очень мало рекомендаций по поводу проведение игрового обучения, поэтому я взялась за методическую разработку правовой игры. Она может быть полезна для преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин профессиональных образовательных организаций, реализующих программы в соответствии с ФГОС нового поколения, развивающих общие и профессиональные компетенции студентов.

Задачи:

– образовательные: показать функции суда и прокуратуры в уголовном процессе; развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление; определить основные роли участников судебных заседаний по уголовным делам; сформировать у обучающихся навыки и умения: активно вступать в диалог, в полемику, выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.

– воспитательные: продолжать формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам; способствовать развитию у студентов чувства ответственности за свои поступки; воспитание уважения к законам, основам правовой культуры личности.

Формы обучения: опрос, беседа, игра-суд.

Средства обучения: Конституция РФ;Уголовный кодекс РФ; Уголовно — процессуальный кодекс РФ.

В ходе проведения данной правовой игры рекомендовано использовать следующие методы: информационный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный; дискуссию; приемы: анализ и синтез данных, построение обобщений, выводов, установление причинно-следственной связи.

Основное понятия итермины: судебный процесс; субъекты и иные участники уголовного процесса; полномочия суда, прокурора, адвоката, свидетелей, потерпевших, обвиняемых, осужденных; отвод; защита; ходатайство; презумпция невиновности; Уголовный кодекс; Уголовно- процессуальный кодекс.

Ход игры

Перед проведением правовой игры — студентов надо поставить специально в такие условия, что нормальное возникновение, проведение и завершение игры зависит от их теоретической и практической подготовленности. Если не подготовится один из студентов — вся игра может быть сорвана. «Судебное разбирательство» не может быть проведено без соответствующих теоретических знаний. Специфика деловой игры ставит студентов в такие условия, когда они вынуждены не только высказывать свои суждения по существу дела, но и не в меньшей мере задавать вопросы, причем не преподавателю, как это чаще всего имеет место на занятиях, а своим же товарищам по игре. Содержание этих вопросов уже само по себе свидетельствует во многом об уровне теоретической подготовки студентов.

Для выполнения указанных задач необходимы следующие условия:

а) педагог должен обладать высоким уровнем подготовки к правовой игре, а также овладеть (изучить) методики проведение такого рода занятий, не маловажно талант педагога заинтересовать студентов и дать им раскрыть им свои талант в самостоятельной работе;

б) не маловажное условие — теоретической и практической подготовки студентов;

в) присутствует неразрывная связь деловой игры с пройденными и изучаемыми темами курса «Уголовное право и процесс»;

г) одна из главных проблем — это правильно сформулировать фабулу уголовного дела;

д) учебный кабинет переоборудовать под «зал судебных заседаний» — расстановка парт, подготовка таблиц с надписями, ноутбук для секретаря судебного заседания.

Правовую игру можно успешно проводить как со студентами дневного, так и вечернего отделения. Подготовка и проведение их должны осуществляться самими студентами под контролем преподавателя учебной группы.

Игра «Судебное разбирательства» можно условно разбить на три этапа:

1) подготовка игры;

2) проведение деловой игры;

3) подведение итогов работы студентов.

Первый этап игры — подготовка. Именно тут должны быть условия для успешного развития и завершения игры. Этот этап сопровождается большой организационной работой. Так как к подготовке стоит приступить заблаговременно — примерно, за недели две. Этот период необходим студентам для повторения пройденного материала, для того, чтобы каждый из студентов мог освоиться со своей ролью, для подготовки и составления всех процессуальных документов.

При подготовке к «Судебному разбирательству» в первую очередь надо подготовить фабулу (макет) уголовного дела. Разработка фабулы должна проводиться с преподавателем и студентами совместно. Избранная фабула должна быть изучена каждым студентом группы. Это позволит им активно включиться в игру.

Так же не маловажным является условия посещение студентами одного из судов города и на практике ознакомиться с его работой по рассмотрению и разрешению уголовных дел — это необходимо «судьям», «прокурору», «адвокату», «подозреваемым», «потерпевшим».

Второй этап игры — основной. Он полностью заключается в рассмотрении и разрешения дела. Разбирательство проводить лучше в классе, где расстановка напоминает зал судебных заседаний, а так желательно оснащенным видеозаписью. Наличие видеозаписи дисциплинирует студентов, дает возможность в любой момент, остановив игру, воспроизвести и обсудить с ними нужный фрагмент деловой игры, позволяет участникам процесса увидеть себя «в деле» и лучше понять допущенные ошибки. Правовая игра должна проводиться в обстановке и условиях, приближенных к разбирательству уголовного дела в судах и в соответствии с требованиями уголовного процессуального закона. Также условно — и другие процессуальные действия: удаление «свидетелей» из зала судебного заседания, отводы «составу суда», передача дела в другой суд для рассмотрения существу. Совершение условных процессуальных действий в деловой игре обязательно — это должны знать студенты еще в момент подготовки.

Студент, который выступает в роли судьи, руководит «судебным заседанием». Исполнение этой роли не простая задача, поэтому игра проходит интересно и организованно, когда в этой роли выступает студент теоретически и практически подготовленный. Так же до проведение правовой игры, студенту- судье надо побеседовать с преподавателем, задать вопросы, которые вызывают сложность, по рекомендовать посетить суд, ознакомится с материалами уголовного дела. Судья обязан внимательно следить за ходом «Судебного разбирательства», а также фиксировать для себя совершенные и несовершённые процессуальные действия.

Заканчивается деловая игра вынесением «судебного» решения по делу.

Специальное время должно быть отведено для подведения итогов работы студентов в деловых играх. Обсуждается работа каждого студента, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки его работы в деловой игре. Работа «суда» и других участников процесса оценивается не только с точки зрения соблюдения (несоблюдения) ими процессуальных норм, но и с точки зрения соблюдения норм судебной, адвокатской этики.

В заключение оценку работы студентов в целом дает преподаватель.

Порядок судебного заседания

  1. Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению (ст. 261 УПК).
  2. Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по делу лиц явился. Суд устанавливает личность явившихся, а также проверяет полномочия должностных лиц и представителей (ст. 245 УПК).
  3. Свидетели после проверки их явки удаляются из зала судебного заседания в особую комнату (ст. 264 УПК).
  4. Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве прокурора (представителя общественности), секретаря судебного заседания и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы — суду, прокурору, секретарю судебного заседания (ст.267 УПК).
  5. Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, и представителям их процессуальные права и обязанности (ст. 275 УПК).
  6. Ходатайства и заявления лиц, участвующих в деле, и представителей об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются определением суда, после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле (ст. 271 УПК). Решение вопроса о возможности разбирательства дела в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
  7. Суд переходит к рассмотрению дела по существу. Рассмотрение дела начинается докладом дела председательствующим или народным заседателем. Затем председательствующий спрашивает, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением (ст. 321 УПК).
  8. После доклада суд заслушивает объяснения подозреваемого, потерпевшего (ст. 198 УПК).
  9. Председательствующий спрашивает у сторон — подозреваемого, потерпевшего — имеют ли они что-либо добавить к своим объяснениям.
  10. Суд, заслушав объяснения сторон и других лиц, устанавливает порядок допроса свидетелей и исследования других доказательств по делу (ст. 167 УПК).
  11. Порядок допроса свидетелей. (ст. 283 УПК).
  12. Исследование письменных доказательств. Письменные доказательства оглашаются в судебном заседании и предъявляются для ознакомления лицам, участвующим в деле, представителям. Только после этого участвующие в деле лица могут дать объяснения по поводу этих доказательств (ст. 274 УПК).
  13. Оглашение личной переписки граждан. В целях охраны тайны переписки личная переписка граждан может быть оглашена в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка происходила (ст. 138 УПК).
  14. Исследование других доказательств. После исследования всех собранных по делу доказательств, председательствующий предоставляет слово для заключения прокурору.
  15. Судебные прения. Сначала выступает потерпевший, его представитель, затем подозреваемый и его защитник. Участники могут обмениваться репликами. (ст. 292 УПК).
  16. Удаление суда в совещательную комнату (ст. 295 УПК).
  17. Объявление решения суда (ст. 389.2 УПК).

Заключение

Игровое обучение помогает проявить любовь специалиста к своей бедующей профессии, а также понять всю ее сложность и привлекательность.

Результатами деятельности обучающихся:

  1. Приобретённые знания:

– об институтах уголовного права;

– об уголовном законодательстве РФ;

– о процессуальном статусе участников уголовного процесса и особенности его реализации на различных стадиях уголовного процесса;

– о понятии и свойствах доказательств в уголовном процессе;

  1. Демонстрация умений:

– квалифицировать отдельные виды преступлений;

– оперировать уголовно-процессуальными категориями и понятиями;

– анализировать факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела;

– составлять процессуальные документы;

Литература:

  1. Певцова Е. А..Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия». 2013. [424 с]
  2. Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Практикум: учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. [160 с]
  3. Конституция РФ от 12.12.1993 года.
  4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года (в последней редакции).
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года (в последней редакции).
Основные термины (генерируются автоматически): судебное заседание, деловая игра, правовая игра, дело, студент, уголовный процесс, игра, суд, участник процесса, игровое обучение.


Похожие статьи

Тест для проведения процедуры промежуточной аттестации по дисциплине ОП.05 Уголовное право и процесс по теме «Особенная часть: досудебное производство» с применением технологии практико-ориентированного обучения на основе ФГОС

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Компетентностно-ориентированные оценочные средства для диагностики индивидуального образовательного прогресса обучающихся по дисциплинам «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»)

В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавани...

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин

В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...

Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности

В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...

Похожие статьи

Тест для проведения процедуры промежуточной аттестации по дисциплине ОП.05 Уголовное право и процесс по теме «Особенная часть: досудебное производство» с применением технологии практико-ориентированного обучения на основе ФГОС

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Компетентностно-ориентированные оценочные средства для диагностики индивидуального образовательного прогресса обучающихся по дисциплинам «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»)

В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавани...

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин

В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...

Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности

В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...

Задать вопрос