Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса
Автор: Коваленко Оксана Михайловна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 17.08.2017
Статья просмотрена: 288 раз
Библиографическое описание:
Коваленко, О. М. Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса / О. М. Коваленко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4 (10). — С. 17-23. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2682/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) для учителей начальных классов общеобразовательной школы.
Цель реализации программы.
Получить общие представления об особенностях детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями и специфике их обучения и воспитания в младших классах общеобразовательной школы.
Таблица 1
Совершенствуемые / новые компетенции
Компетенция |
Направление подготовки 050100. Педагогическое образование. Код компетенции |
Бакалавриат – 4 года |
|
Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. |
ОПК-2 |
Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов. |
ПК-4 |
Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса. |
ПК-6 |
Таблица 2
Планируемые результаты обучения
Знания и умения |
Код компетенции |
Знать |
|
Общие и специфические особенности дизонтогенетического развития. |
ПК-4 |
Классификации речевых и интеллектуальных нарушений: − клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых нарушений; − классификация ЗПР К. С. Лебединской; − классификация умственной отсталости по МКБ-10 и др. |
ПК-4 |
Основные положения о природе и симптоматике речевых и интеллектуальных нарушений: − у детей с первичной речевой патологией; − у детей с задержкой психического развития (ЗПР); − у детей с лёгкой степенью умственной отсталости. |
ПК-4 |
Основные положения специальных стандартов: − Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; − Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи; − Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования детей с задержкой психического развития; − Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей. |
ПК-4 |
Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с речевыми и интеллектуальными нарушениями. |
ПК-4 |
Уметь |
|
Предполагать дефектологическую квалификацию отмечаемых трудностей в обучении (на основе клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений, классификации ЗПР К. С. Лебединской, классификации умственной отсталости по МКБ-10 и др.). |
ОПК-2 |
Составлять психолого-педагогическую характеристику ребёнка, испытывающего трудности в обучении, предположительно в связи с интеллектуальными и/или речевыми нарушениями. |
ОПК-2 |
Участвовать в реализации комплексного подхода в преодолении трудностей обучения детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями. |
ПК-6 |
Таблица 3
Содержание программы. Учебный (тематический) план
Наименование разделов (модулей) итем |
Всего часов. |
Виды учебных занятий, учебных работ. |
Формы контроля |
|
Лекции |
Практические занятия |
|||
|
||||
Тема: «Общие и специфические особенности дизонтогенетического развития». |
х |
|
|
|
|
||||
2.1. Раздел 1 (Модуль) Природа и симптоматика речевых и интеллектуальных нарушений |
||||
Тема: «Дети с первичной речевой патологией». |
х |
|
|
|
Тема: «Дети с задержкой психического развития». |
х |
|
|
|
Тема: «Дети с умственной отсталостью». |
х |
|
|
|
2.2. Раздел 2 (Модуль) Какие трудности в обучении отмечает учитель общеобразовательной школы, и их дефектологическая квалификация (на основе клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений, классификации ЗПР К. С. Лебединской, классификаций умственной отсталости Д. Н. Исаева, МКБ-10, М. С. Певзнер) |
||||
Тема «Нарушения произносительной стороны речи». |
х |
х |
|
|
Тема «Ошибки при проговаривании слов сложной слоговой структуры». |
х |
х |
|
|
Тема «Ошибки при звуковом анализе». |
х |
х |
|
|
Тема «Нарушения лексико-грамматического строя речи». |
х |
х |
|
|
Тема «Нарушения памяти». |
х |
х |
|
|
Тема «Трудности выполнения логических заданий и нарушения связной речи». |
х |
х |
|
|
Тема «Нарушения внимания». |
х |
х |
|
|
Тема «Нарушения моторики». |
х |
х |
|
|
2.3. Раздел 3 (Модуль). Специфика обучения и воспитания детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями |
||||
Тема «Федеральный государственный стандарт образования для детей с ограниченными возможностями здоровья». |
х |
|||
Тема «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи». |
х |
|||
Тема «Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития». |
х |
|||
Тема «Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей». |
х |
|||
Тема «Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с речевыми и интеллектуальными нарушениями». |
х |
х |
||
Итого: |
х |
х |
Зачёт. |
|
Таблица 4
Учебная программа
№п/п |
Виды учебных занятий, учебных работ |
Содержание |
|
|
|
Раздел 1.Базовая часть |
||
Тема 1. «Общие и специфические особенности дизонтогенетического развития. Понятие о сходных состояния». |
Лекция, х часов. |
Классификация В. В. Лебединского: − группа аномалий, вызванных отставанием развития: недоразвитие (умственная отсталость), задержанное развитие (задержка психического развития — ЗПР); − группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных функций: повреждённое развитие (деменция); дефицитарное развитие (слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, соматические заболевания); − группа аномалий, вызванных диспропорциональностью (асинхронией) развития: искажённое развитие (аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии). |
Раздел 2. Профильная часть (предметно-методическая) |
||
Модуль 1. Природа и симптоматика речевых и интеллектуальных нарушений |
||
Тема 1. «Дети с первичной речевой патологией». |
Лекция, х часов. |
Классификации речевых нарушений: − клинико-педагогическая классификация; − психолого-педагогическая классификация. |
Тема: «Дети с задержкой психического развития». |
Лекция, х часов. |
Классификация К. С. Лебединской. |
Тема: «Дети с умственной отсталостью». |
Понятие умственной отсталости. Олигофрения и деменция. Классификация Г. Е. Сухаревой. Классификация Д. Н. Исаева. Классификация по МКБ-10. Классификация М. С. Певзнер. |
|
Раздел 2. (Модуль) Какие трудности в обучении отмечает учитель общеобразовательной школы, и их дефектологическая квалификация (на основе клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений, классификации ЗПР К. С. Лебединской, классификаций умственной отсталости Д. Н. Исаева, МКБ-10, М. С. Певзнер) |
||
Тема «Нарушения произносительной стороны речи». |
Лекция, х часов, практическое занятие, х часов. |
Нарушается произношение звуков. Трудно говорить чётко и быстро. Нарушено дыхание. |
Тема «Ошибки при проговаривании слов сложной слоговой структуры». |
Лекция, х часов, практическое занятие, х часов. |
Путают на слух близкие по звуковому составу слова. Трудности определения последовательности звуков в слове. |
Тема «Ошибки при звуковом анализе». |
Лекция, х часов, практическое занятие, х часов. |
Путают на слух близкие по звуковому составу слова. Трудности определения последовательности звуков в слове. |
Тема «Нарушения лексико-грамматического строя речи». |
Лекция, х часов, практическое занятие, х часов. |
Недостаточность: не знают значений многих слов. Недифференцированность: значения других слов неточные. Трудности понимания многозначных лексем. Неверное употребление окончаний имён существительных в косвенных падежах. Неверное использование предлогов. |
Тема «Нарушения памяти». |
Лекция, х часов, практическое занятие, х часов. |
Трудности запоминания правил. Трудности запоминания словарных слов. Трудности запоминания прочитанного. Трудности запоминания стихотворений. |
Тема «Трудности выполнения логических заданий и нарушения связной речи». |
Лекция, х часов, практическое занятие, х часов. |
Трудности применения орфографических правил. Трудности понимания сюжетной линии: − при составлении рассказа по сюжетной картине, серии картин; − при разгадывании загадок; − при разборе содержания литературных текстов; − при разборе содержания научно-популярных текстов; − при разборе содержания задач. Трудности понимания пословиц и поговорок. Трудности при решении задач. |
Тема «Нарушения внимания». |
Лекция, х часов, практическое занятие, х часов. |
Нарушения устойчивости внимания. Трудности переключения внимания. |
Тема «Нарушения моторики». |
Лекция, х часов, практическое занятие, х часов. |
Медленный темп письма. Плохой почерк. Большое количество исправлений, «грязное» выполнение письменной работы. Трудности выполнения моторных операций, требующих тонких, дифференцированных движений пальцев рук: рисование, лепка, аппликация и т. п. |
Модуль 3.Специфика обучения и воспитания детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями. |
||
Тема 1. «Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с речевыми и интеллектуальными нарушениями». |
Лекция, х часов. |
Общедидактические и специфические принципы коррекционно-педагогической работы. |
Учебно-методическое обеспечение программы.
Литература:
- Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро-и патопсихологии. — 2 изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2006. — 232 с. http://log-in.ru/books/valeriy-astapov-korrekcionnaya-pedagogika-s-osnovami-neyro-i-patopsihologii/
- Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребёнка. (В помощь родителям). — М.: В. Секачев, 2012. — 46 с.
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1973. — 176 с. http://www.twirpx.com/file/387994/
- Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум. Уч.-метод. пособие для пед. и гуманит вузов. — М.: В. Секачёв, 2013. — 296 с. http://www.studmed.ru/gluhov-vp-osnovy-korrekcionnoy-pedagogiki-i-specialnoy-psihologii_79b44f719d7.html
- Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с. http://pedlib.ru/Books/7/0303/7_0303–1.shtml
- Дефектологический словарь: в 2 т. / Под ред. В. Гудониса, Б. П. Пузанова. — М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. Т 1–808 с. http://www.studfiles.ru/preview/2238370/ Т 2–736 с. http://www.twirpx.com/file/392932/
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студ. дефектол. ф-тов педвузов и ун-тов. — М., 1995. — 69 с. http://www.twirpx.com/file/173650/
- Забрамная С. Д., Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). — М.: В. Секачёв, 2007. — 128 с. http://texts.news/psihologiya-spetsialnaya/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika.html
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб.: Речь, 2007. — 392 с. http://eknigi.org/psihologija/145383-umstvennaya-otstalost-u-detej-i-podrostkov.html
- Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 320 с. http://www.twirpx.com/file/129875/
- Коваленко О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. — М.: Астрель, 2008. — 160 с. http://www.twirpx.com/file/129928/
- Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1990. — 143 с. http://www.twirpx.com/file/834918/
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М.: издательский центр «Академия», 2003. — 144 с. http://www.twirpx.com/file/1869537/
- Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 680 с. http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M7/file/1.pdf
- Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1978. — 224 с. http://klex.ru/coh
- Основы специальной психологии: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2010. http://www.twirpx.com/file/152669/ — 2002.
- Основы олигофренопедагогики. / Под ред. В. М. Мозгового, И. М. Яковлевой, А. А. Ерёминой — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 244 с. http://www.twirpx.com/file/593272/
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селивёрстова. — М.: Владос, 2015. — 287 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. / Под редакцией И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. Учебн. для студ. учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование. — М.: Academia, 2013. — 336 с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с. http://www.twirpx.com/file/36762/
- Специальная педагогика. / Под редакцией Н. М. Назаровой. — М.: АСАDEMА, 2000. — 519 с. http://www.twirpx.com/file/77765/
- Ястребова А. В., Бессонова Т. П., Спирова Л. Ф. Учителю о детях с недостатками речи. — М.: АРКТИ, 1997. — 131 с.
- Гуровец Г. В. Психопатология детского возраста. Учебное пособие. МО. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008. — 359 с. http://www.twirpx.com/file/923875/
- Детская логопсихология. Учебное пособие. УМО. / Под ред. В. И. Селивёрстова. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2010. — 175 с. http://book.tr200.net/v.php?id=4225754
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с. http://www.bookle.ru/1088856/books_11287/
- Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М.: Педагогика, 1973. — 150 с.
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с. http://www.twirpx.com/file/361347/
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М.: В. Секачёв, 2015. — 102 с.
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. — М.: Владос, 2008. — 115 карт. http://www.twirpx.com/file/172467/
- Ибрагимова Л. М. Влияние условий деятельности на запоминание словесного материала умственно отсталыми школьниками: Дис. канд. психол. наук. — М., 1986.
- Кузнецова Л. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Дис. канд. психол. наук. — М., 1986.
- Кулиев Э. М. Особенности произвольного внимания заикающихся детей. Дис. канд. психол. наук — М., 1968. — 159 с.
- Лычагина Л. И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности: Дис. канд. психол. наук. — Л., 1987.
- Масюкова Н. А. Понимание учебных текстов младшими школьниками с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. — М., 1986. — 176 с.
- Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. — М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. В. И. Лубовского. — Смоленск, 1994.
- Особенности умственно развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
- Певзнер М. С. Дети — олигофрены (изучение детей — олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 484 с.
- Петрова В. Г Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1977. — 198 с.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с. http://www.twirpx.com/file/129745/
- Рамодина Я. В. Педагогическая социализация младшего школьника с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы. Дис. канд. пед. наук. Краснодар, 2004. — 137 с.
- Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Уч. пос. / Под ред. А. А. Алмазовой, В. И. Селивёрстова. — М.: ГИЦ Владос, 2011. — 374 с. http://www.twirpx.com/file/1288342/
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб., 2005. — 384 с. http://www.klex.ru/fha
- Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
- Цимбалюк А. Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: Дис. канд. психол. наук. — М., 1974.
- Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Пособие для учителя. — М., 1990. — 79 с.
Похожие статьи
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы
Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»)
В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавани...
Подготовка доклада для защиты дипломной работы студентов по направлению 080100.62 «Экономика»
Даны основные предложения для подготовки доклада на защиту дипломной работы студентов-дипломников очной и заочной формы обучения направления 080100.62 «Экономика» по профилю подготовки «Бухгалтерский учет и финансы», данные рекомендации также будут п...
Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста
Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.
Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста
В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...
Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...
Похожие статьи
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы
Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»)
В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавани...
Подготовка доклада для защиты дипломной работы студентов по направлению 080100.62 «Экономика»
Даны основные предложения для подготовки доклада на защиту дипломной работы студентов-дипломников очной и заочной формы обучения направления 080100.62 «Экономика» по профилю подготовки «Бухгалтерский учет и финансы», данные рекомендации также будут п...
Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста
Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.
Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста
В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...
Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...