Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 1995 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Т. А. Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования / Т. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 560-562. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41368/ (дата обращения: 19.10.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) определяет систему требований к структуре, результатам, условиям реализации адаптированной основной образовательной программы.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий. Время, отводимое на реализацию программы коррекционного курса «Логопедические занятия», определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР, в рамках количества часов, выделяемых Стандартом на реализацию коррекционно-развивающей области. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

Стандарт чётко определяет основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Логопедические занятия»: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Программы коррекционного курса «Логопедические занятия» по требованию Стандарта должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики коррекционного курса;

2) общую характеристику коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;

3) описание места курса в учебном плане;

4) личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса;

5) содержание коррекционного курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Ниже приведен примерный алгоритм написания программы коррекционного курса «Логопедические занятия» для группы обучающихся по результатам первичной диагностики.

«Пояснительная записка». В ней даётся характеристика группы обучающихся по результатам первичной диагностики: конкретное описание проблем, на решение которых направлена программа. Ставится цель программы (коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи и (или) формировании навыков вербальной коммуникации). Далее формулируются задачи программы в виде конкретных умений и навыков, определяющих пути достижения цели участниками занятий.

«Характеристика коррекционного курса». Данный раздел включает сроки и этапы реализации программы, систему условий реализации программы (структура занятий и основное содержание структурных компонентов занятия; методы, используемые при реализации программы; описание конкретных используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария; систему организации контроля за реализацией программы), описание места курса в учебном плане.

«Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса». Планируемые результаты реализации программы включают описание промежуточных и итоговых результатов, описанных в виде конкретных умений и навыков, компетенций обучающихся.

«Содержание коррекционного курса». В разделе приводится краткое содержание программы и распределение количества часов по разделам и темам. Так же возможно описание формы контроля усвоения материала. Содержание курса можно представить в виде таблицы:

Таблица 1

Наименование раздела итем

Содержание

Форма контроля

Всего часов

1.

-

-

-

-

«Тематическое планирование». Тематическое планирование раскрывает последовательность изучения содержания программы и распределение количества учебных часов по разделам и темам. Данный раздел удобно оформить таблицей, имеющей следующие графы:

Таблица 2

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание

Оборудование

Деятельность обучающихся

Кол-во часов

1

-

-

-

-

-

-

«Материально-техническое обеспечение». Здесь приводится описание оборудования и инструментов, основной и дополнительной литературы, которые педагог планирует использовать для реализации программы.

По итогам работы, в конце года, проводится повторное обследование обучающихся для проверки эффективности программы коррекционного курса.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционный курс, реализация программы, умственная отсталость, учебный план, внеурочная деятельность, образование обучающихся, описание места курса, первичная диагностика, предметный результат освоения, тематическое планирование.


Похожие статьи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Похожие статьи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Задать вопрос