Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования

Педагогика
01.04.2017
2074
Поделиться
Библиографическое описание
Иванова, Т. А. Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования / Т. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 560-562. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41368/.


Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) определяет систему требований к структуре, результатам, условиям реализации адаптированной основной образовательной программы.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий. Время, отводимое на реализацию программы коррекционного курса «Логопедические занятия», определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР, в рамках количества часов, выделяемых Стандартом на реализацию коррекционно-развивающей области. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

Стандарт чётко определяет основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Логопедические занятия»: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Программы коррекционного курса «Логопедические занятия» по требованию Стандарта должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики коррекционного курса;

2) общую характеристику коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;

3) описание места курса в учебном плане;

4) личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса;

5) содержание коррекционного курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Ниже приведен примерный алгоритм написания программы коррекционного курса «Логопедические занятия» для группы обучающихся по результатам первичной диагностики.

«Пояснительная записка». В ней даётся характеристика группы обучающихся по результатам первичной диагностики: конкретное описание проблем, на решение которых направлена программа. Ставится цель программы (коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи и (или) формировании навыков вербальной коммуникации). Далее формулируются задачи программы в виде конкретных умений и навыков, определяющих пути достижения цели участниками занятий.

«Характеристика коррекционного курса». Данный раздел включает сроки и этапы реализации программы, систему условий реализации программы (структура занятий и основное содержание структурных компонентов занятия; методы, используемые при реализации программы; описание конкретных используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария; систему организации контроля за реализацией программы), описание места курса в учебном плане.

«Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса». Планируемые результаты реализации программы включают описание промежуточных и итоговых результатов, описанных в виде конкретных умений и навыков, компетенций обучающихся.

«Содержание коррекционного курса». В разделе приводится краткое содержание программы и распределение количества часов по разделам и темам. Так же возможно описание формы контроля усвоения материала. Содержание курса можно представить в виде таблицы:

Таблица 1

Наименование раздела итем

Содержание

Форма контроля

Всего часов

1.

-

-

-

-

«Тематическое планирование». Тематическое планирование раскрывает последовательность изучения содержания программы и распределение количества учебных часов по разделам и темам. Данный раздел удобно оформить таблицей, имеющей следующие графы:

Таблица 2

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание

Оборудование

Деятельность обучающихся

Кол-во часов

1

-

-

-

-

-

-

«Материально-техническое обеспечение». Здесь приводится описание оборудования и инструментов, основной и дополнительной литературы, которые педагог планирует использовать для реализации программы.

По итогам работы, в конце года, проводится повторное обследование обучающихся для проверки эффективности программы коррекционного курса.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 560-562):
Часть 6 (cтр. 515-627)
Расположение в файле:
стр. 515стр. 560-562стр. 627

Молодой учёный