Компетентностно-ориентированные оценочные средства для диагностики индивидуального образовательного прогресса обучающихся по дисциплинам «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 16.04.2015

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Гафарова, З. У. Компетентностно-ориентированные оценочные средства для диагностики индивидуального образовательного прогресса обучающихся по дисциплинам «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / З. У. Гафарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 896-898. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17432/ (дата обращения: 19.10.2024).

Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту. В настоящее время в образовании делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу — методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества). Это обусловлено тем, что компетентностный подход наиболее полно отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу.

Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что компетентностный подход — это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования. Следовательно, компетенция — это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Выделяется два вида компетенций: 1) общая компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности; 2) профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

В этой связи особое значение приобретают составление практико-ориентированных заданий, проведение опросов студентов, экспертиза, мониторинг их информированности и действующих образовательных стандартов. В связи с этим процесс формирования общих и профессиональных компетенций у студентов является новым и актуальным явлением для учебных заведений.

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Значимые элементы компетентностного подхода в образовании:

-           прообраз современных представлений компетентностного подхода — идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования; в этой связи, компетенции рассматриваются как сквозные, вне- над- и метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения;

-           категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения);

-           внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция (совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентность (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности);

-           образовательная компетенция понимается как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности; дифференциация образовательных компетенций: ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов);

-           формулировки ключевых компетенций и их систем представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.

В рамках обеспечения качества подготовки выпускников были разработаны компетентностно-ориентированные задания, позволяющие выстроить образовательный процесс с учетом ФГОС и сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Реализация компетентностного подхода позволит разрешить противоречия между требованиями к качеству образования, предъявляемые государством, обществом, работодателем, и его образовательными результатами.

Таким образом, проанализировав научную и научно-методическую литературу по данной теме, были рассмотрены теоретические основы и представлены разработанные контрольно оценочные задания (КОЗ) для реализации компетентностного подхода. Применение компетентностно-ориентированных заданий на занятиях по правовым дисциплинам позволяет формировать ключевые компетенции студентов. Использование компетентностно-ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность студента, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности преподавателя.

В приложении представлены КОЗ для оценивания общих и профессиональных компетенций по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

 

Приложение

Ситуационные задачи для оценивания применения знаний и универсальных способов деятельности в образовательной, учебно-производственной, профессиональной среде, обеспечивающей формирование профессионально значимых умений, приобретения практического опыта.

Формирование компетенции ОК-3 анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Формирование профессиональных компетенций:

-          ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

-          ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

-          ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

-          ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

-          ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

-          ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

-          ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

-          ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

-          ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

-          ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

-          ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

-          ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию.

Примеры заданий

1.                  Входной контроль.

Решите задачу.

Товаровед Игорь отсутствовал на работе без уважительной причины около 5 часов. Руководитель учреждения наложил на него дисциплинарное взыскание: уволил с работы за прогул.

Правомочны ли действия директора? Аргументируйте свой ответ.

2.                  Рубежный контроль

Решите задачу.

Оцените правомерность действий товароведа по контролю качества потребительских товаров в представленной профессионально-ориентированной ситуации:

При проведении физико-химического анализа качества продовольственных товаров специалист обнаружил несоответствие количества углеводов в товаре «Хлеб ржаной простой подовый ГОСТ 2077–84», поставленного из хлебокомбината № 7 г. Энска и был составлен акт. На основании представленного документа, продукция была возращена производителю.

Произведите сравнительный анализ нормативно-правовых актов, заполненных экспертом по результатам контроля качества потребительских товаров. Выявите отклонения от нормативных требований и заполните документацию. Предложите способы решения проблемы при отклонениях от норм ГОСТа и внесите коррективы в учетно-отчетную документацию.


 
Литература:
 

1.                  Кураева, А. Анализ сформированности общих и профессиональных компетенций будущих специалистов социальной сферы [Режим открытого доступа] http://rae.ru/forum2011/pdf/article025.pdf

2. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, подход, практический опыт, метод моделирования результатов обучения, норма качества образования, образовательный процесс, профессиональная деятельность, решение задач, рынок труда, учетно-отчетная документация.


Похожие статьи

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Компетентностно-ориентированные оценочные средства диагностики индивидуальных образовательных прогрессов обучающихся по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности»

Концептуальное изложение педагогического опыта по теме «Музыкально-образовательные проекты как форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации»

Похожие статьи

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Компетентностно-ориентированные оценочные средства диагностики индивидуальных образовательных прогрессов обучающихся по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности»

Концептуальное изложение педагогического опыта по теме «Музыкально-образовательные проекты как форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации»

Задать вопрос