Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.01.2016

Статья просмотрена: 6979 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Л. А. Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов / Л. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 799-804. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25344/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Повышение качества образования на сегодня является одной из наиболее актуальных проблем. Так как решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и в итоге переосмыслением цели и результата образования.

В общем контексте тенденций глобализации среднего профессионального образования, согласно требованиям ФГОС, целью профессионального образования становится формирование общих и профессиональных компетенций.

Организация учебного процесса в данном ключе предполагает использование компетентностного подхода для определения целей образования, отбора содержания образования и оценки образовательных результатов.

Для возможности оценки уровня сформированности профессиональных и общих компетенций будущего специалиста в обязательном порядке должны быть одновременно реализованы личностно-ориентированный и практико-ориентированный принципы обучения.

Таким образом, необходимость создания практико-ориентированного обучения вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни на основе решения социальных, образовательных и экономических проблем.

Введение понятия компетентности «как умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем (термин Жана-Франсуа Перре), позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования.

Многообразие способов оценивания требует разработки учебных заданий, инициирующих качественное усвоение разнообразных видов профессиональной деятельности обучающихся.

На сегодняшний день основным инструментом оценки компетенции являются традиционные формы контроля: собеседование, коллоквиум, тест, контрольная работа, лабораторная работа, индивидуальное расчетное задание, реферат, отчет, зачет, экзамен, выпускная квалификационная работа.

Инновационные формы контроля:

                    уровневый тест (узнавание — подстановка — продуктивная деятельность — принятие решений в проблемных ситуациях)

                    тест-действие (практическое испытание)

                    ситуационный тест (решение ситуации из будущей профессиональной деятельности)

Возможности тестов:

Тест — действие

Проверка реальных профессиональных умений, например, расчетным путем выбрать аппарат защиты, сечение проводника, мощность двигателя или собрать электрическую схему по заданным параметрам

Предназначен для выявления умений выполнять работу с механизмами., материалами, инструментами.

Ситуационный тест

Требует не произвести реальное действие, а сымитировать его.

Простейшая форма — метод инцидента. Испытуемым предлагается проблемная ситуация, связанная с их профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение: устранение неисправности в схеме электрооборудования, оперативное переключение. Время решения задачи резко ограничено. При оценке учитывается не только правильность ответа. Но и быстрота реакции, которая имеет большое значение в реальной ситуации.

Более сложная форма — анализ конкретной ситуации. Испытуемым излагается проблемная ситуация — например, установить аппараты защиты для конкретного оборудования с целью экономии материалов, или изменение конфигурации цепи с целью более быстрого автоматического включения резерва на случай аварии.

Работа может производиться как в группе, так и индивидуально.

Для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций необходим полный анализ умений и выполнения профессиональных задач на протяжении изучения всего профессионального модуля.

Хотим представить пример изучения обучающимися специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» профессионального модуля 01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования, состоящего из следующих междисциплинарных курсов:

МДК 01.01. Электрические машины и аппараты

МДК 01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования

МДК 01.03. Электрическое и электромеханическое оборудование

МДК 01.04. Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования

В начале изучения профессионального модуля студентам предлагается погружение в систему взаимосвязанных элементов профессионального модуля, которая формирует осознанное представление и мотивацию для изучения профессионального модуля

Разделы ПМ изучаются в следующей последовательности:

  1.                Раздел 1 МДК 01.01. Электрические аппараты.
  2.                Раздел 2 МДК 01.01. Электрические машины.
  3.                МДК 01.02.
  4.                МДК 01.03.
  5.                МДК 01.04.

Далее устанавливается логическая связь этой последовательности и формирование профессиональных компетенций на каждом этапе изучения профессионального модуля.

 

Таблица 1

Основные этапы изучения ПМ 01

МДК и разделы ПМ

Раздел 1.

МДК 01.01.

Электрические аппараты

Раздел 2.

МДК 01.01.

Электрические машины

МДК 01.02

МДК 01.03

МДК 01.04.

Учебные элементы

1.Аппараты за щиты эл. цепей

2. Аппараты управления эл. цепей

 

Процессы и законы, положенные в основу управления механизмами электрического и электромеханического оборудования (ЭиЭМО)

1. Трансформаторы

2. Генераторы

3. Двигатели Механизмы преобразования электроэнергии в Э и ЭМО

  1.                Транспортные машины
  2.                Термические электроустановки
  3.                Общепромышленные установки
  4.                Обрабатывающие установки
  5.                Осветительные электроустановки
  6.                Электрохимические установки

—работает на преобразовании эл. эн в другие виды с помощью эл.аппаратов и эл.машин

ПК 1.2

Организация и выполнение технического обслуживания и ремонта Э и ЭМО

 

ПК 1.4

Составление отчетной документации по техническому обслуживанию и ремонту э и ЭМО

ПК 1.1

Выполнение наладки. Регулировки и проверки Э и ЭМО

ПК 1.3

Осуществление диагностики и технического контроля при эксплуатации

Э и ЭМО

 

Таким образом, появляется возможность для создания системы оценки профессиональных компетенций на каждом этапе изучения профессионального модуля. В качестве инструмента оценки может быть использована рейтинговая система оценки качества усвоения.

На каждом этапе изучения предусмотрен текущий, рубежный и промежуточный контроль и в заключение ИГА (форма ВКР).

Возникает необходимость в формировании комплекта материалов для оценки профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности.

Перед началом формирования заданий необходимо сгруппировать общие и профессиональные компетенции так, чтобы задание одновременно подразумевало проверку обеих групп компетенций

Например:

 

Таблица 2

Показатели оценки качества результатов обучения

Формируемые ПК и ОК

Показатели оценки результата

Средства проверки

ПК 1.1

Выполнение наладки, регулировки и проверки Э и ЭМО

Правильность выполнения наладки, регулировки и проверки Э и ЭМО

Задание: произвести измерение сопротивления изоляции цепи асинхронного двигателя в соответствии с показателями качества:

правильный выбор КИП

— правильное производство измерений

— соблюдение правил ТБ при производстве измерений

—оценка результата измерения

—вывод о состоянии сопротивления изоляции и дальнейшей эксплуатации оборудования

 

Экспертная оценка результата

—правильный выбор КИП (20 %)

— правильное производство измерений

— соблюдение правил ТБ при производстве измерений (40 %)

—оценка результата измерения (20 %)

—вывод о состоянии сопротивления изоляции и дальнейшей эксплуатации оборудования(20 %)

«5» — от 90 до 100 %

«4»- от 70 до 100 %

«3» — от 60 до 70 %

Менее 60 % -задание считается не выполненным

ПК 1.2

Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования

 

ПК 1.4

Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту

Э и ЭМО

 

ОК 5

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

 

Комплексное задание:

Выполнение курсового проекта

 

I Расчетно-техническая часть

  1.                Краткая техническая характеристика и описание основных узлов электроустановки
  2.                Описание режимов и циклов работы отдельных механизмов
  3.                Требования к электроприводу и автоматике
  4.                Проверка мощности электродвигателей и их выбор

 

II Организационно-технологическая часть

  1.                Выбор оборудования схемы управления
  2.                Техническое регулирование и контроль качества параметров электрического и электромеханического оборудования
  3.                Организация монтажа электрического и электромеханического оборудования
  4.                Техническая эксплуатация и ремонт электрооборудования
  5.                Правила техники безопасности при монтаже и ремонте ЭО

 

Вывод

 

 

Экспертная оценка задания на основе аналитической шкалы:

 

5» — от 90 до 100 %

«4»- от 70 до 100 %

«3» — от 60 до 70 %

Менее 60 % -задание считается не выполненным

 

Наиболее целесообразная форма оценки результатов изучения профессионального модуля — составление портфолио.

Основой для ее создания являются результаты обучения на каждом этапе изучения профессионального модуля.

В данном конкретном случае портфолио понимается, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Портфолио студента по изучению содержания ПМ может означать:

                    антологию работ обучающихся. Предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а так же их анализ и самооценку

                    выставку учебных достижений обучающегося за период обучения

                    коллекцию работ обучающихся, всесторонне, демонстрирующих не только результаты, но и мониторинг роста качества по сравнению с предыдущими результатами

                    способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период времени

                    форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающихся

 

Таблица 3

Содержание портфолио профессионального модуля ПМ 01. специальность 140448

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Показатели оценки уровня сформированности ПК

ПК.1.1., ПК.1.2

Раздел 1. Электрические аппараты

ЛПЗ –10

ИРЗ — 5

Зачет -5

Произвольно: реферат, изготовление действующей модели

20

ПК.1.1., ПК.1.2.

Раздел 2. Электрические машины

ЛПЗ -10

ИРЗ -10

Курсовой проект -15

Зачет -5

Произвольно: реферат, изготовление действующей модели

40

ПК.1.2., ПК.1.4.

Раздел 3. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования

ЛПЗ — 10

ИРЗ — 5

Курсовой проект — 20

Зачет — 5

Произвольно: реферат, изготовление действующей модели

40

ПК.1.1., ПК.1.2, ПК.1.4.

Раздел 4. Электрическое и

электромеханическое

оборудование

ЛПЗ -10

ИРЗ -5

Зачет -5

Произвольно: реферат, изготовление действующей модели

20

ПК.1.1., ПК.1.3., ПК.1.4.

Раздел 5. Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования

ЛПЗ — 10

ИРЗ — 5

Зачет — 5

Произвольно: реферат, изготовление действующей модели

20

 

Производственная практика (по профилю специальности), часов (итоговая (концентрированная) практика)

Защита отчетов — 10

Заполнение аттестационных листов -10

20

 

Выпускная квалификационная работа

40

 

Показатели оценки уровня сформированности ПК присваиваются в портфолио каждого студента при успешном освоении раздела и выполнении всех элементов оценки качества: выполнение и защита лабораторно-практических работ, выполнение индивидуальных расчетных заданий, курсовых проектов, отчета по практике и всех итоговых аттестационных мероприятий. Таким образом, квалификационный экзамен является логическим завершением всего процесса изучения ПМ и отвечает на вопрос: освоен/не освоен вид профессиональной деятельности.

Основные методы, приемлемые для успешного оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций — это кейс-метод и метод проектов.

Основная идея этих методов заключается в решении профессиональных задач, моделирования профессиональной деятельности и проектирования при решении профессиональных задач.

Кейс-метод

                    активизация студентов, как средство повышения эффективности профессионального обучения

                    повышение мотивации к учебному процессу

                    моделирование решений

                    представление различных планов действий

                    приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации

                    приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки

Метод проектов

                    постановка проблемы (планирование)

                    сбор материалов

                    обобщение информации

                    представление проекта (презентация)

Таким образом, уровень освоения профессиональных компетенций формируется в результате действий не только со стороны преподавателя, но и как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе приобретения им определенного профессионального и социального опыта.

В рамках существующих учебных программ обучение может проводиться на основе компетентностного подхода к обучению, где главным участником образовательного процесса становится сам обучающийся с его индивидуальными целями.

 

Литература:

 

  1.                Лебедева М. Б.,шилова О. Н., Что такое ИКТ — компетентность и как ее формировать?// Информатика и образование. 2004 № 3.
  2.                Бибиенко О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций// современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию:тез.науч.-практ.конф.самара 2001.
  3.                Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука.2004 № 3 (27).
  4.                Зеер Э. Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования/ образование в уральском регионе: научные основы развития:Тез.докл.II научн.-практ.конф. Екатеринбург, РГППУ,2002
  5.                Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 140448 техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный модуль, электромеханическое оборудование, действующая модель, профессиональная деятельность, техническое обслуживание, раздел, техническая эксплуатация, этап изучения, курсовой проект, профессиональное образование.


Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий

Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий

Задать вопрос