Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Объективная оценка уровня достижений студентов предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых студентами результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям государственного образовательного стандарта;
- установления причин повышения или снижения уровня достижений с целью последующей коррекции образовательного процесса.
К наиболее серьезным недостаткам оценивания относятся:
- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;
- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Проблема диагностики учебных достижений студентов является на сегодняшний день наиболее актуальной. Происходит переосмысление педагогами, руководителями образовательных организаций процедур диагностики процесса и результатов обучения. Резерв повышения эффективности процедур диагностики и оценивания учебных достижений учащихся не видится в так называемой обратной связи. Обратная связь — та информация, которая поступает от студента к преподавателю и свидетельствует о ходе учения, достижениях и затруднениях обучающихся в овладении знаниями, умениями, общими и профессиональными компетенциями.
Канал обратной связи важен для преподавателя, так как он позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития обучающихся. Не менее важна обратная связь для студентов, ибо они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию.
Традиционные системы контроля и оценивания достижений студентов преимущественно относятся к диагностике обученности. Но с позиции современной педагогики необходимо диагностировать и развитие, прежде всего связанное с изучением определенного предмета, так как довольно трудно соотнести общее развитие с изучением того или иного предмета, обнаружить именно его вклад в это развитие.
В связи с этим актуальными для педагогической практики в настоящее время являются разработка современных диагностических методик для выявления уровня обучаемости, интереса к изучению предметов, специфических видов предметного мышления.
Направления развития современной системы образования и выделенные недостатки системы оценивания результатов свидетельствуют о необходимости внедрения эффективных средств оценивания образовательных результатов студентов, которые регламентируются достижением общих и профессиональных компетенций. Это различные формы аутентичного оценивания. Аутентичное оценивание — это вид оценивания, применяющийся в практико- ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и прфессиональных компетенций в ситуации, максимально приближенной к требованиям реальной профессиональной жизни.
К такому виду оценивания относится портфолио. Важнейшей целью его составления является повышение саморефлективности обучающихся по отношению к процессу обучения, которое рассматривается как предпосылка повышения ответственности, самостоятельности студента и его участие в процессе оценки качества результатов. Портфолио отвечает запросам всех участников образовательного процесса: студента, преподавателя, работодателя. Процессное портфолио является наиболее удобным средством мониторинга формирования профессиональных компетенций, поскольку отражает все этапы обучения, позволяет показать весь процесс обучения в целом. В результате освоения образовательной программы по каждой дисциплине учебного плана студенты формируют знания, умения, компетенции, а в процессе комплектования процессного портфолио накапливают компетентностно значимые образовательные достижения, которые, в дальнейшем будут необходимы в ходе освоения спецдисциплин, производственного обучения.
Так, например, для отслеживания уровня сформированности профессиональной компетенция «Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации» уже на первом курсе обучения по дисциплине «Экономика» специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (далее «ТиЭКПТ») для студентов была разработана диагностическая карта, позволяющая выявить уровень освоения знаний, умений, общих компетенций. Диагностическая карта наглядно отражает межпредметную интеграцию. Студенты для себя разрабатывают корректировочные действия для формирования готовности исполнять конкретный вид профессиональной деятельности. В результате комплектования процессного портфолио по данной дисциплине, а это решенные кейс- задачи, практические работы, презентации проектов, исследовательские работы будут являться предметом стартовой диагностики для общепрофессиональной дисциплины «Основы коммерческой деятельности» и «Статистика», а затем итоги этих дисциплин будут являться предметом стартовой диагностики для освоения профессионального модуля (таблица 1).
Таблица 1
Диагностическая карта динамики персональных образовательных достижений студента (фрагмент)
Объект мониторинга |
||||
Код и наименование УД/МДК в соответствии с ФГОС |
Проверяемые элементы компетенций обучающихся по специальности «ТиЭКПТ» |
Требования к образовательным результатам освоения учебной дисциплины «Экономика» |
№ уровня |
Показатели усвоения знаний, освоения умений, сформированности компетенций |
МДК 03.01 Управление структурным подразделением организации |
Знать методики расчета экономических показателей.
Рассчитывать основные технико- экономические показатели деятельности подразделения организации |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации, для составления семейного бюджета, для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина |
3 |
Свободно использует приобретенные экономические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина осознавая каждый шаг, приводя объяснения |
2 |
Использует приобретенные экономические знания и умения и повседневной жизни и при решении прикладных задач по алгоритму |
|||
1 |
Использует приобретенные экономические знания и умения в повседневной жизни |
|||
0 |
Не использует экономические знания и умения в повседневной жизни |
|||
Уметь описывать основные формы заработной платы и стимулирования труда |
3 |
Самостоятельно рассчитывает основные формы заработной платы и стимулирования труда |
||
2 |
Рассчитывает основные формы заработной платы и стимулирования труда совместно с преподавателем |
|||
1 |
Описывает основные формы заработной платы и стимулирования труда |
|||
0 |
Не владеет информацией о формах заработной платы и стимулирования труда |
|||
Знать причины различий в уровне оплаты труда |
3 |
Объясняет причины различий в уровне оплаты труда, на основе знаний экономических факторов |
||
2 |
Называет причины различий в уровне оплаты труда, не соотнося их с экономическими факторами |
|||
1 |
Имеет представление об уровнях оплаты труда |
|||
0 |
Не имеет представления об оплате труда |
|||
Знать факторы экономического роста |
3 |
Называет и анализирует факторы экономического роста предприятия |
||
2 |
Называет факторы экономического роста предприятия |
|||
1 |
Имеет представление о факторах экономического роста предприятия |
|||
0 |
Не имеет представления о факторах экономического роста
|
|||
ОП.03. Статистика |
Уметь использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности.
Знать абсолютные и относительные величины.
Знать индексы.
Определять методы и способы решения поставленных задач |
Знать виды инфляции |
3 |
Объясняет виды инфляции на основе знаний экономических факторов |
2 |
Называет виды инфляции,не соотнося их с экономическими факторами |
|||
1 |
Имеет представление о процессе инфляции |
|||
0 |
Не имеет представления о процессе инфляции |
|||
Уметь производить экономические расчеты |
3 |
Самостоятельно рассчитывает основные экономические показатели. Предлагает свой способ эффективного решения профессиональной задачи |
||
2 |
Рассчитывает основные экономические показатели совместно с преподавателем. Выбирает рациональный способ решения учебной/ учебно-производственной задачи из известных |
|||
1 |
Описывает основные экономические показатели, но не рассчитывает. Выбирает простые, известные способы решения учебной задачи из предложенных преподавателем |
|||
0 |
Не владеет информацией об экономических показателях. Не имеет представления о способах решения учебных задач |
Таким образом, проводя диагностику учебных достижений студентов на протяжении всего процесса обучения, можно выявить уровень освоения знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, а затем спланировать и разработать мероприятия для повышения качества освоения образовательной программы.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
2. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В., Багаутдинова А. Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента.- СПб: НИУ ИТМО, 2014.-80 с.