Проблема оценки результативности дополнительного образования детей остро обсуждается современным педагогическим сообществом. Наличие данной проблемы связано с разнообразием видов деятельности в дополнительном образовании детей, возможностью выбора ребенком степени широты и глубины освоения дополнительных образовательных программ и – как следствие – невозможностью стандартизации данного образовательного процесса. Тем не менее, согласно существующим нормативным требованиям к программам дополнительного образования детей [1], данный документ должен включать в себя содержательно-целевой, методический и результативный компоненты. И для успешной реализации разработанной программы, педагогу дополнительного образования необходимо уметь не только поставить цель, разработать содержание, осуществить предположение относительно достижения ребенком тех или иных результатов в деятельности объединения, но и владеть методикой разработки системы оценивания результативности деятельности.
В самом общем виде методикой разработки системы оценивания результативности деятельности учащегося по дополнительной образовательной программе представляется нам состоящей из следующих этапов: этап разработки системы мониторинга, этап внедрения системы мониторинга.
Этап разработки системы мониторинга включает в себя ряд действий: определение цели и результатов деятельности по дополнительной образовательной программе; разработка критериев достижения цели и результатов деятельности по дополнительной образовательной программе; разработка показателей к каждому из сформулированных критериев; подбор диагностических методик для определения уровня (степени) сформированности предложенных показателей; разработка и утверждение программы мониторинга.
Этап внедрения системы мониторинга предполагает пробный запуск диагностических процедур, обработку полученных результатов и утверждение (коррекцию) критериев и показателей оценки эффективности деятельности по программе.
Приведем пример реализации этапа разработки системы мониторинга эффективности реализации дополнительной образовательной программы «Молодежная мода» (МОУ ДОД «Автограф» г. Нерехта Костромской области). На протяжении 13 лет я являюсь руководителем одноименной студии. За эти годы около трехсот воспитанниц получили дополнительное образование по моделированию и конструированию одежды, 32 выпускницы стали студентками Костромских, Ярославских, Ивановских ВУЗов и колледжей, выбрали профессии художника – модельера, конструктора, закройщика, технолога швейного производства.
Цель программы сформулирована так: «создание условий для развития творческого потенциала подростков в деятельности по моделированию, конструированию и презентации одежды, формирования интереса к народному декоративно-прикладному творчеству, устойчивого профессионального интереса». Задачи отражают учебный, воспитательный и развивающий компоненты программы, что в полной мере отвечает нормативным требованиям. Содержание программы выстроено в русле современных образовательных концепций. Содержание программы выстроено в русле современных образовательных концепций. Ведущей концепцией является культурологическая концепция теории содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский). Вместе с этим, значимыми для работы по программе выступают: личностно-ориентированный подход в обучении (Н.А.Алексеев, И.С. Якиманская), психодиагностика и индивидуальный подход (М.К. Акимова, К.М. Гуревич), теория индивидуальных различий, включающая индивидуализацию и дифференциацию обучения (В.А. Орлов, И.Э. Унт), методология проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько). Содержание программы, построенное на основе создания и презентации предметов ручного труда, в полной мере реализует цель и задачи программы.
Организация жизни детской студии складывается из совокупности реализации индивидуальных и совместных творческих проектов по созданию коллекция одежды и предметов ручного труда. Опираясь на модель Б.В. Куприянова [2], организацию первичного цикла жизнедеятельности студии мы осуществляем в виде цикла: 1) вызревание замысла, идеи коллекции; 2) подготовка и запуск работы, 3) длительная работа по созданию художественного продукта, 4) подготовка к демонстрации результатов и собственно демонстрация коллекции, 5) переживание последействия после демонстрации, 6) спад и ожидание появление нового замысла. Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов модели, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, фактуре поверхности и цвету, выбором художественной отделки изделия. Вместе с тем, учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта русского народа. Главными воспитательными событиями выступают показы коллекций.
Выбор критериев и показателей обусловлен целью программы – создание условий для развития творческого потенциала подростков в деятельности по моделированию, конструированию и презентации одежды, формирования интереса к народному декоративно-прикладному творчеству, устойчивого профессионального интереса; задачами и ожидаемыми результатами. Критерии эффективности реализации и показатели к ним программы можно разделить на четыре группы: 1) достаточность знаний в области моделирования, конструирования и презентации одежды (согласно году обучения в объединении); 2) наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в области моделирования, конструирования и презентации одежды; 3) сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в области моделирования, конструирования и презентации одежды, 4) наличие интереса к декоративно-прикладному творчеству, профессионального интереса.
Показатели к каждому из предложенных критериев и диагностический инструментарий представим в таблице.
Критерий мониторинга |
Показатели критерия |
Метод, позволяющий оценить степень выраженности показателя у воспитанника. |
Достаточность знаний в области моделирования, конструирования и презентации одежды |
Наличие знаний, соответствующих содержанию программы. |
Беседа, фронтальный опрос. |
Реализация знаний в практической деятельности. |
Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности. |
|
Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в области моделирования, конструирования и презентации одежды |
Степень реализации знаний в практической деятельности. |
Наблюдение за реализацией учащимися индивидуальных и групповых проектов |
Скорость и частота исполнения продуктов деятельности по профилю. |
Подсчет количества исполненных работ. |
|
Качество продуктов деятельности 1) эстетические качества моделей; 2) конструкция модели; 3) качество пошива и обработки модели; 4) профессионализм презентации моделей одежды. |
Метод шкалирования.
|
|
Подсчет числа побед в конкурсах по профилю деятельности студии |
||
Сформирован-ность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность по профилю. |
Степень участия в общественной жизни студии. |
Метод шкалирования |
Социальный статус личности |
Социометрия |
|
Соотношение мотивационного (желание), когнитивного (отношение к профессии) и практического (умения) компонентов. |
Опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой
|
|
Наличие интереса к декоративно-прикладному творчеству, профессионального интереса |
Посещаемость занятий, активность на занятиях. |
Ведение журнала, наблюдение |
Желание осуществлять соответствующую деятельность по окончанию обучения. |
Опрос. |
|
Профессиональные предпочтения к типу профессий «человек — художественный образ». |
Опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой
|
Примерная схема психолого-педагогического мониторинга эффективности реализации дополнительной образовательной программы «Молодежная мода» представляет собой следующую последовательность действий:
отбор и корректировка критериев и показателей мониторинга, подбор методов оценки каждого показателя, определение объектов, места и времени снятия информации, участников диагностических процедур;
составление примерного плана проведения диагностики и плана анализа информации;
проведение диагностических процедур, сбор и обработка данных проведенного исследования;
анализ результатов исследования, разработка управленческих решений.
Мониторинг осуществляется путем проведения нулевых, промежуточных и итоговых срезов и анализа их результатов. Нулевая (входная диагностика) проводится в начале учебного года (октябрь) педагогом при участии психолога образовательного учреждения. Промежуточная диагностика проводится в середине учебного года (январь) с целью оценки успешности продвижения учащихся в предметной области и дают возможность педагогу оценить успешность выбора методики обучения. Итоговая диагностика проводится за две недели до окончания учебного года (май) и позволяет оценить уровень освоения учащимися образовательной программы по каждому из представленных показателей критериев эффективности деятельности. Результаты диагностики заносятся в диагностические карты, оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных.
Таким образом, разработанная и реализуемая нами система мониторинга позволяет получить объективную картину качества освоения учащимися дополнительной образовательной программы «Молодежная мода», что позволяет моделировать образовательный процесс.
Литература:
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей. Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844) // Образование в документах – 2007. – № 22. – С. 73-77.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия », 2004.– 240с.