Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Ермилова, Н. В. Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО / Н. В. Ермилова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6509/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Качество образования — интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить; соответствие образования (полученного и получаемого) принятым в образовательной доктрине требованиям и нормам (стандартам).

Сегодня усложнился социальный заказ образовательным организациям уровня СПО: подготовка не просто квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, компетентных в сфере профессиональной деятельности, но и формирование личности будущего специалиста. В связи с этим федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в качестве обязательных требований к условиям реализации основной образовательной программы указывает на необходимость создания условий для более полной реализации личностного потенциала обучающегося, возможности участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.

Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), оказавшись перед необходимостью практического решения актуальных задач, стоящих перед системой современного профессионального образования в условиях внедрения новых ФГОС СПО, перешел в режим опытно-экспериментальной работы. Исходя из того, что значимым критерием эффективности управления качеством образовательного процесса является индивидуальный прогресс, была определена стратегическая цель деятельности педагогического коллектива — обеспечение качества и эффективности образовательного процесса посредством достижения индивидуальных прогрессов всех его участников. Для реализации обозначенной цели в колледже были созданы условия для работы Педагогической мастерской по апробации новых образовательных технологий, Лаборатория модернизации образовательных ресурсов, учебно-методического обеспечения, временных творческих группы по разработке инструментария формирующего (накопительного) оценивания персональных образовательных результатов обучающихся и комплексных оценочных заданий, дифференцированных по уровням освоения, показателей и критериев сформирования когнитивных, общих и профессиональных компетенций студентов.

К значимым изменениям в организации образовательного процесса в колледже в этот период можно также отнести введение рейтингового механизма оценки образовательных результатов студентов. Балльно-рейтинговая система, применяемая в нашем колледже, имеет некоторые отличия от общепринятой. Она не отменяет традиционную систему оценок («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») — пятибалльная система является основой для расчета средневзвешенной оценки персональных достижений студента по каждой учебной дисциплине или МДК, входящему в состав профессионального модуля. Это значит, что любая отметка («5», «4», «3»), полученная обучающимся за тот или иной вид аудиторной или внеаудиторной деятельности, в зависимости от присвоенного коэффициента трудоемкости умножается на весовой коэффициент от «1» до «10». Например, за развернутый ответ на уроке (имеющий коэффициент трудоемкости «1») можно получить от 3 баллов (если преподаватель оценил его «удовлетворительно») до 5 баллов (при получении студентом оценки «отлично»). Максимальное количество баллов — 50 — можно заработать, подготовив Портфолио своих образовательных достижений, поскольку коэффициент трудоемкости этого вида учебной деятельности составляет «10» (Таблица 1).

Таблица 1

Весовой коэффициент трудоемкости учебной деятельности (ВКТ)

Вид учебной деятельности

ВКТ

Подготовка связного монологического высказывания

1

Выполнение упражнений, решение типовых задач

2

Терминологический диктант, составление терминологических кроссвордов, глоссария, компетентностное тестирование

3

Проведение сравнительного анализа при самостоятельной работе с источниками информации (учебной и специальной литературой), составление обзорного конспекта

4

Разработка и представление в электронном виде презентаций на самостоятельно изученную тему

5

Практическая /лабораторная работа, оформление отчета и подготовка к его защите, решение ситуационных и профессионально-производственных задач, анализ кейсов

6

Самостоятельное проектирование ситуационных и профессионально ориентированных задач и аналитических кейсов

7

Подготовка материала к проведению деловых игр, учебных дискуссий, разработка сценариев учебных конференций и т. п.

8

Защита учебного, социального, творческого проекта

9

Формирование и презентация Портфолио персональных образовательных достижений

10

 

Наличие информации об уровне подготовки обучающихся — необходимое условие эффективной организации образовательного процесса, следовательно, мониторинг персональных образовательных достижений обучающихся является неотъемлемой частью системы оценки качества образования. В Технологическом колледже при переходе на обучение по новым образовательным стандартам внедряется Мониторинг персональных образовательных достижений по освоению обучающимися профессионально значимых (компетентностно ориентированных) знаний, умений и приобретенного практического опыта, обеспечивающих формирование общих и профессиональных компетенций.

Как известно, к определению сущности как профессиональных, так и общих компетенций ученые подходят с разных позиций. Не вдаваясь в полемику по поводу разночтений в трактовке вышеназванных понятий, при разработке инструментария для диагностики индивидуальных прогрессов обучающихся мы исходили из того, что под компетентностью будем понимать систему усвоенных знаний, освоенных умений, приобретенного практического опыта и профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность выполнения выпускниками определенной трудовой деятельности. Следовательно, результаты обучения — составляющие компетенций — знания, умения, практический опыт деятельности, которые должен приобрести и уметь продемонстрировать обучающийся после освоения каждого структурного элемента основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

Поскольку никакая компетенция, а тем более общая (общекультурная), не может быть полностью сформирована в рамках одного структурного элемента ОПОП, планирование, формирование и оценивание отдельных аспектов компетенций осуществляется на всех этапах обучения, начиная с дисциплин общеобразовательного цикла. Для этого при проектировании рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей, входящих в структуру ОПОП, проводится операционализация компетенций, заявленных ФГОС в качестве требований к образовательным результатам выпускников, после чего преподавателями в содержании преподаваемых курсов выделяются структурные составляющие компетентностно значимых образовательных результатов: когнитивный, деятельностный и мотивационно ценностный, обеспечивающие формирование компетенций, в дальнейшем являющиеся объектом Мониторинга персональных образовательных достижений. Пример операционализации ОК «Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем» и проектирование компетентностно значимых образовательных результатов по дисциплинам общеобразовательного цикла представлен в таблице «Система компетентностно значимых образовательных достижений студента, обеспечивающих формирование ОК».

 


Таблица 2

Система компетентностно значимых образовательных достижений студента, обеспечивающих формирование аспектаОК 2.1 «Планирование деятельности исходя из цели, определённой руководителем»

Где

формируем развиваем, оцениваем

Что

формируем, развиваем, воспитываем, диагностируем, контролируем, оцениваем для формировании ОК

Как

формируем, развиваем, диагностируем, контролируем, оцениваем

Чем

подтверждаем уровень сформи-рованности

Индекс и наименование структурных элементов ОП

(УД, МДК, УП ПП)

Знания

Что необходимо знать/ понимать/ применять при выполнении указанной в ОК деятельности

Умения/УУД

Что необходимо уметь, какие универсальные учебные действия освоить

Личностные качества

Какие профессионально значимые качества необходимо развить

Практический опыт

Какой опыт по применению знаний и элементарных способов деятельности в образовательной среде необходимо сформировать

Методы формирования

Методы диагностирования

Документационное подтверждение

УД цикла ООД:

математика, информатика и ИКТ, история, русский язык

сущность понятий:

цель, задачи, логика, система, элементы системы, план, алгоритм, программа, проект, объект, класс, вид, параметры, варианты, последовательность,;

виды: планов, программ, алгоритмов;

способы: планирования, проектирования

— составлять план, алгоритм, программу деятельности и т. п. на основе инструкций, образца;

— разбивать поставленную цель на задачи;

—  выделять главное;

— выбирать из нескольких известных технологий позволяющую решить конкретную задачу; комбинировать

— логическое мышление;

— целеустремленность;

— организованность;

— постоянный самоконтроль

— составление плана-графика разработки реферата, НИРС, курсового проекта, ВКР;

— разработка индивидуального образовательного маршрута;

— составление программы деятельности по устранению отклонений по результатам диагностики

— активные и интерактивные

методы обучения;

— метод учебного проектирования;

— метод проблемного обучения;

— метод портфолио

— индивидуальный опрос;

— контрольная работа;

— анкетирование;

—компетентостно-ориентированное тестирование;

— формализованное наблюдение;

— интерпретация результатов наблюдения

— планы-графики разработки реферата, НИРС отметкой руководителя о выполнении этапов;

— реализация индивидуальных образовательных маршрутов;

— процессные порт-фолио по дисциплинам;

— ведомости, листы наблюдений, отчеты, сертификаты и т. п.

 


На вводных занятиях студенты знакомятся с требованиями к образовательным результатам, освоение которых необходимо продемонстрировать в процессе итогового контроля по дисциплинам и ПМ, и участвуют в стартовой диагностике персональных образовательных достижений. Это может быть входной контроль, «нулевой срез», контроль остаточных знаний с целью определения стартового уровня каждого обучающегося и проектирования индивидуального образовательного маршрута по формированию компетенций, заявленных во ФГОС СПО по той или иной профессии или специальности.

Промежуточный этап мониторинга сформированности компетенций (рубежный контроль) организуется с целью определения динамики персональных образовательных достижений обучающихся, выявления факторов, влияющих на отсутствие индивидуальных прогрессов студентов, и определения возможностей для коррекции аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся в процессе освоения содержания курса, намечается стратегия коррекционной работы.

Итоговый этап Мониторинга организуется в период промежуточной аттестации, предназначенной для определения соответствия уровня сформированности компетенций студента требованиям ФГОС.

Подводя итог сказанному, подчеркнем: для достижения индивидуальных образовательных прогрессов обучающихся необходима индивидуально-ориентированная организация учебного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, достижение, учебная деятельность, индивидуальный образовательный маршрут, образовательное достижение обучающихся, образовательное достижение студента, общеобразовательный цикл, приобретенный практический опыт, структурный элемент, Технологический колледж.

Похожие статьи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Похожие статьи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования