Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО
Автор: Ермилова Наталья Владиславовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 05.11.2014
Статья просмотрена: 278 раз
Библиографическое описание:
Ермилова, Н. В. Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО / Н. В. Ермилова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6509/ (дата обращения: 16.12.2024).
Качество образования — интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить; соответствие образования (полученного и получаемого) принятым в образовательной доктрине требованиям и нормам (стандартам).
Сегодня усложнился социальный заказ образовательным организациям уровня СПО: подготовка не просто квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, компетентных в сфере профессиональной деятельности, но и формирование личности будущего специалиста. В связи с этим федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в качестве обязательных требований к условиям реализации основной образовательной программы указывает на необходимость создания условий для более полной реализации личностного потенциала обучающегося, возможности участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.
Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), оказавшись перед необходимостью практического решения актуальных задач, стоящих перед системой современного профессионального образования в условиях внедрения новых ФГОС СПО, перешел в режим опытно-экспериментальной работы. Исходя из того, что значимым критерием эффективности управления качеством образовательного процесса является индивидуальный прогресс, была определена стратегическая цель деятельности педагогического коллектива — обеспечение качества и эффективности образовательного процесса посредством достижения индивидуальных прогрессов всех его участников. Для реализации обозначенной цели в колледже были созданы условия для работы Педагогической мастерской по апробации новых образовательных технологий, Лаборатория модернизации образовательных ресурсов, учебно-методического обеспечения, временных творческих группы по разработке инструментария формирующего (накопительного) оценивания персональных образовательных результатов обучающихся и комплексных оценочных заданий, дифференцированных по уровням освоения, показателей и критериев сформирования когнитивных, общих и профессиональных компетенций студентов.
К значимым изменениям в организации образовательного процесса в колледже в этот период можно также отнести введение рейтингового механизма оценки образовательных результатов студентов. Балльно-рейтинговая система, применяемая в нашем колледже, имеет некоторые отличия от общепринятой. Она не отменяет традиционную систему оценок («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») — пятибалльная система является основой для расчета средневзвешенной оценки персональных достижений студента по каждой учебной дисциплине или МДК, входящему в состав профессионального модуля. Это значит, что любая отметка («5», «4», «3»), полученная обучающимся за тот или иной вид аудиторной или внеаудиторной деятельности, в зависимости от присвоенного коэффициента трудоемкости умножается на весовой коэффициент от «1» до «10». Например, за развернутый ответ на уроке (имеющий коэффициент трудоемкости «1») можно получить от 3 баллов (если преподаватель оценил его «удовлетворительно») до 5 баллов (при получении студентом оценки «отлично»). Максимальное количество баллов — 50 — можно заработать, подготовив Портфолио своих образовательных достижений, поскольку коэффициент трудоемкости этого вида учебной деятельности составляет «10» (Таблица 1).
Таблица 1
Весовой коэффициент трудоемкости учебной деятельности (ВКТ)
Вид учебной деятельности |
ВКТ |
Подготовка связного монологического высказывания |
1 |
Выполнение упражнений, решение типовых задач |
2 |
Терминологический диктант, составление терминологических кроссвордов, глоссария, компетентностное тестирование |
3 |
Проведение сравнительного анализа при самостоятельной работе с источниками информации (учебной и специальной литературой), составление обзорного конспекта |
4 |
Разработка и представление в электронном виде презентаций на самостоятельно изученную тему |
5 |
Практическая /лабораторная работа, оформление отчета и подготовка к его защите, решение ситуационных и профессионально-производственных задач, анализ кейсов |
6 |
Самостоятельное проектирование ситуационных и профессионально ориентированных задач и аналитических кейсов |
7 |
Подготовка материала к проведению деловых игр, учебных дискуссий, разработка сценариев учебных конференций и т. п. |
8 |
Защита учебного, социального, творческого проекта |
9 |
Формирование и презентация Портфолио персональных образовательных достижений |
10 |
Наличие информации об уровне подготовки обучающихся — необходимое условие эффективной организации образовательного процесса, следовательно, мониторинг персональных образовательных достижений обучающихся является неотъемлемой частью системы оценки качества образования. В Технологическом колледже при переходе на обучение по новым образовательным стандартам внедряется Мониторинг персональных образовательных достижений по освоению обучающимися профессионально значимых (компетентностно ориентированных) знаний, умений и приобретенного практического опыта, обеспечивающих формирование общих и профессиональных компетенций.
Как известно, к определению сущности как профессиональных, так и общих компетенций ученые подходят с разных позиций. Не вдаваясь в полемику по поводу разночтений в трактовке вышеназванных понятий, при разработке инструментария для диагностики индивидуальных прогрессов обучающихся мы исходили из того, что под компетентностью будем понимать систему усвоенных знаний, освоенных умений, приобретенного практического опыта и профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность выполнения выпускниками определенной трудовой деятельности. Следовательно, результаты обучения — составляющие компетенций — знания, умения, практический опыт деятельности, которые должен приобрести и уметь продемонстрировать обучающийся после освоения каждого структурного элемента основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Поскольку никакая компетенция, а тем более общая (общекультурная), не может быть полностью сформирована в рамках одного структурного элемента ОПОП, планирование, формирование и оценивание отдельных аспектов компетенций осуществляется на всех этапах обучения, начиная с дисциплин общеобразовательного цикла. Для этого при проектировании рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей, входящих в структуру ОПОП, проводится операционализация компетенций, заявленных ФГОС в качестве требований к образовательным результатам выпускников, после чего преподавателями в содержании преподаваемых курсов выделяются структурные составляющие компетентностно значимых образовательных результатов: когнитивный, деятельностный и мотивационно ценностный, обеспечивающие формирование компетенций, в дальнейшем являющиеся объектом Мониторинга персональных образовательных достижений. Пример операционализации ОК «Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем» и проектирование компетентностно значимых образовательных результатов по дисциплинам общеобразовательного цикла представлен в таблице «Система компетентностно значимых образовательных достижений студента, обеспечивающих формирование ОК».
Таблица 2
Система компетентностно значимых образовательных достижений студента, обеспечивающих формирование аспектаОК 2.1 «Планирование деятельности исходя из цели, определённой руководителем»
Где формируем развиваем, оцениваем |
Что формируем, развиваем, воспитываем, диагностируем, контролируем, оцениваем для формировании ОК |
Как формируем, развиваем, диагностируем, контролируем, оцениваем |
Чем подтверждаем уровень сформи-рованности |
||||
Индекс и наименование структурных элементов ОП (УД, МДК, УП ПП) |
Знания Что необходимо знать/ понимать/ применять при выполнении указанной в ОК деятельности |
Умения/УУД Что необходимо уметь, какие универсальные учебные действия освоить |
Личностные качества Какие профессионально значимые качества необходимо развить |
Практический опыт Какой опыт по применению знаний и элементарных способов деятельности в образовательной среде необходимо сформировать |
Методы формирования |
Методы диагностирования |
Документационное подтверждение |
УД цикла ООД: математика, информатика и ИКТ, история, русский язык |
— сущность понятий: цель, задачи, логика, система, элементы системы, план, алгоритм, программа, проект, объект, класс, вид, параметры, варианты, последовательность,; — виды: планов, программ, алгоритмов; — способы: планирования, проектирования |
— составлять план, алгоритм, программу деятельности и т. п. на основе инструкций, образца; — разбивать поставленную цель на задачи; — выделять главное; — выбирать из нескольких известных технологий позволяющую решить конкретную задачу; комбинировать |
— логическое мышление; — целеустремленность; — организованность; — постоянный самоконтроль |
— составление плана-графика разработки реферата, НИРС, курсового проекта, ВКР; — разработка индивидуального образовательного маршрута; — составление программы деятельности по устранению отклонений по результатам диагностики |
— активные и интерактивные методы обучения; — метод учебного проектирования; — метод проблемного обучения; — метод портфолио |
— индивидуальный опрос; — контрольная работа; — анкетирование; —компетентостно-ориентированное тестирование; — формализованное наблюдение; — интерпретация результатов наблюдения |
— планы-графики разработки реферата, НИРС отметкой руководителя о выполнении этапов; — реализация индивидуальных образовательных маршрутов; — процессные порт-фолио по дисциплинам; — ведомости, листы наблюдений, отчеты, сертификаты и т. п. |
На вводных занятиях студенты знакомятся с требованиями к образовательным результатам, освоение которых необходимо продемонстрировать в процессе итогового контроля по дисциплинам и ПМ, и участвуют в стартовой диагностике персональных образовательных достижений. Это может быть входной контроль, «нулевой срез», контроль остаточных знаний с целью определения стартового уровня каждого обучающегося и проектирования индивидуального образовательного маршрута по формированию компетенций, заявленных во ФГОС СПО по той или иной профессии или специальности.
Промежуточный этап мониторинга сформированности компетенций (рубежный контроль) организуется с целью определения динамики персональных образовательных достижений обучающихся, выявления факторов, влияющих на отсутствие индивидуальных прогрессов студентов, и определения возможностей для коррекции аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся в процессе освоения содержания курса, намечается стратегия коррекционной работы.
Итоговый этап Мониторинга организуется в период промежуточной аттестации, предназначенной для определения соответствия уровня сформированности компетенций студента требованиям ФГОС.
Подводя итог сказанному, подчеркнем: для достижения индивидуальных образовательных прогрессов обучающихся необходима индивидуально-ориентированная организация учебного процесса.